Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационного стресса
1.1. Сущность и причины стресса в организации
1.2. Индивидуально-типологические характеристики персонала организации
2.1. Программа исследования и краткая характеристика методик изучения
О.В. Лозгачева, связывая стрессоустойчивость с адаптацией человека, отмечает, что стрессоустойчивость представляет собой комплексное свойство человека, характеризующееся степенью его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней и внутренней среды. При этом, как полагает автор, происходит активизация физиологических и психологических ресурсов человека, которые находят свое отражение в показателях его работоспособности и функционального состояния.
Трактовку стрессоустойчивости посредством ее рассмотрения через призму адаптации приводит в своем исследовании Ли Канг Хи, определяя стрессоустойчивость как психофизиологическое состояние человека, обеспечивающее его оптимальную адаптацию к экстремальным условиям. Данное состояние, по мнению, Ли Канг Хи, позволяет обеспечить человеку психофизиологическое равновесие, что приводит к успеху решения служебных и бытовых задач [17].
Итак, индивид по своей природе, является субъектом труда, носителем определенных общественных отношений. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, его индивидуальность – это совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др., а личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями [6].
П.С. Гуревич считает, что личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, социальной группы, занимающейся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и с определенными индивидуально-психологическими особенностями [10, с. 222].
В отечественной психологии термин «личность» ввел Н.М. Карамзин, который полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию; это хозяин собственной судьбы, который весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки [10, с. 224].
Л.С. Выготский понимал «личность» с различных аспектов:
- личность как субъект активности, направленной на преобразование, изменение окружающей среды;
- личность как носитель опосредующего характера психических свойств с помощью социально-детерминированной знаковой системы;
- личность как объект интериоризации социальных отношений посредством социально-детерминированной знаковой системы, то есть формирование внутренних психических структур человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности [8].
Индивидные характеристики представлены динамическим, эмоциональным, регуляторным компонентами, базирующимися на свойствах темперамента и нервной системы. Личностные характеристики обуславливаются общественными условиями существования и представлены целевым, мотивационным, когнитивным, продуктивным и рефлексивно-оценочным компонентами, каждый компонент, согласно А.И. Крупнова, включает две биполярные переменные: гармоническую и агармоническую; первая способствует проявлению данного свойства, выражается в силе, устойчивости и многообразии стремлений, вторая препятствует проявлению данного свойства, характеризуется неустойчивостью и слабым устремлением к достижению реализации своего потенциала [14, с. 14-15].
В исследование индивидуально-типологических особенностей большой вклад был внесен Э. Кречмером, К. Юнгом, Я. Стреляу и многими другими учеными. В 50-х годах были предприняты широкие лабораторные исследования под руководством Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. В их материалах индивидуально-типологические особенности определяются как сочетание психологических черт и признаков, образующих индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность, по мнению Б.М. Теплова, проявляется в чертах темперамента, характера, способностях личности через деятельность и поведение человека, впервые обнаруживая себя уже в детском возрасте [28].
Под индивидуально-типологическими особенностями личности Л.Н. Собчик понимает первичные характеристики индивидуальности, формирующиеся на базе природных свойств, отражающие как общее, так и единичное в человеке и имеющие разную степень выраженности, определяющую таким образом особенность и неповторимость каждого человека [27]. К ним относят: интроверсия, экстраверсия, сензитивность, тревожность, лабильность, агрессивность, ригидность, спонтанность.
Индивидуально-типологические особенности личности проявляются в темпераменте, характере, способностях, а также в возрастных и половых особенностях.
Характер – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:
- естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
- культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
- личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).
Социальная среда – одно из главных условий формирования характера и его развития человека. Характер человека зависит от тех людей и обстоятельств, которые окружают его в процессе взросления [22].
Р.В. Козъяков считает, что четких границ процесса формирования характера человека нет, так как в течение всей жизни, характер приобретает разные черты, из-за крайних проявлений этих черт характер становится акцентуированным [12].
Интерес к проблеме исследования способностей проявляли многие известные зарубежные психологи: Г. Айзенк, А. Бине, Д. Векслер, Ф. Гальтон, Д. Гилфорд, Р. Кеттел, Ч. Спирмен, Л. Терстоун и многие другие, при этом определение сущности понятия способностей тесно связывалось с дефиницией «интеллект». Чарльз Спирмен обнаружил при обработке результатов тестовых испытаний, что успешно справляющиеся с одним заданием испытуемые также успешны были и в других, и наоборот, неудачи в одном тесте, например на мышление, приводили к низкому уровню выполнения и других тестов. Это позволило ему сделать вывод: успех любой интеллектуальной работы определяют:
1) общий фактор, общая способность, собственно интеллект, общая умственная энергия, так называемый генеральный G-фактор («монарх»);
2) фактор, специфический для данной деятельности, специальная способность или S-фактор («подданные») [20, с. 190].
Темперамент является психодинамической характеристикой личности, которая рано проявляется в жизни и определяет ее психическую активность, моторику и эмоциональные проявления, что, в свою очередь, влияет на успешность взаимодействия с другими людьми, обучения и профессиональной деятельности. Темперамент выполняет адаптивную функцию личности, определяя типичный для нее способ реагирования на внешние воздействия [16]. Многие подходы к изучению темперамента и его свойств выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Но чистые типы темперамента встречаются редко. У большинства людей проявляются средние показатели по разным, соответствующим различным подходам, шкалам, например, эмоциональность и рациональность, экстраверсия и интроверсия. При этом всегда в поведении человека присутствует определенная тенденция, которая позволяет охарактеризовать его так или иначе.
При изучении влияния темперамента на поведение людей в трудных жизненных ситуациях многими авторами (Р.М. Грановская, Н.В. Гришина, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, С.А. Хазова и др.) выявлено, что индивидуально-психологические свойства личности в значительной степени определяют выбор стратегии поведения личности, которая направлена либо на устранение травмирующих, стрессовых, факторов либо на адаптацию к ним.
И.В. Григорьева указывает, что темпераментные свойства наиболее ярко проявляются в ситуациях с повышенным стрессом, например, в конфликтах, так как у субъектов конфликта возникают сильные отрицательные эмоции, которыми, в ситуации противоборства, намного сложнее управлять [9, с. 109].
Итак, индивидуально-типологические характеристики персонала являются наиболее важным условием стрессоустойчивости, так как проявляются под влиянием факторов социальной и окружающей профессиональной среды. К данным характеристикам относят характер, способности и темперамент, который является наиболее эмоционально насыщенной характеристикой. Их важно учитывать при работе с персоналом, при подборе персонала, так как от этого зависит эффективность деятельности всего предприятия.
Таким образом, организационный стресс можно отнести к определенному виду стресса, являющимся неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Он может иметь разные причины, но основные среди них индивидуально-типологические особенности, потому что включают составляющие стрессоустойчивости личности. В литературе выделяют следующие виды профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный. Организационный стресс – это очень напряженное состояние сотрудника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с осуществляемой профессиональном деятельностью.
Индивидные характеристики представлены динамическим, эмоциональным, регуляторным компонентами, базирующимися на свойствах темперамента и нервной системы. Индивидуально-типологические характеристики персонала являются наиболее важным условием стрессоустойчивости, так как проявляются под влиянием факторов социальной и окружающей профессиональной среды. К данным характеристикам относят характер, способности и темперамент, который является наиболее эмоционально насыщенной характеристикой.
Глава 2. Исследование взаимосвязи между уровнем организационного стресса и индивидуально-типологическими особенностями сотрудников
2.1. Программа исследования и краткая характеристика методик изучения
Теоретический анализ позволил определиться с методами и методиками эмпирического исследования.
Цель работы - исследование взаимосвязи организационного стресса и индивидуально-типологических особенностей сотрудников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у сотрудников с разным уровнем организационного стресса выделяются особенности в индивидуально-типологических особенностях.
Исследование проводилось в 3 этапа:
Подготовительный этап: анализ психолого-педагогической литературы, подбор методик, формирование выборки.
Экспериментальный этап: подготовка к диагностическому обследованию, тестирование и опрос, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов.
Заключительный этап: оформление работы и формулирование заключения.
Выборочную совокупность представляют сотрудники ООО «АТОЛЛ» – 20 человек в возрасте от 24 до 40 лет.
Для проверки гипотезы, нами были подобраны методики, отвечающие цели исследования. Стимульный материал методик представлен в Приложении 1.
1) «Шкала организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
Методика измеряет восприимчивость к организационному стрессу (ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.
Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей:
- способность самопознания (когнитивность);
- широта интересов;
- принятие ценностей других;
- гибкость поведения;
- активность и продуктивность деятельности.
В соответствии с общим «ключом» подсчитывается общее количество баллов — общий индекс ОС. Чем меньше его величина, тем выше толерантность к стрессу и устойчивость продуктивной деятельности.
Ответы на утверждения субшкал оцениваются также в соответствии с общим «ключом».
Методика содержит 20 утверждений и 5 вариантов ответа.
2) «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана).
Методика предназначена для диагностики профессионального стресса.
Опросник состоит из 15 вопросов и 5 вариантов ответа.
Обработка методики и интерпретация результата.
Чтобы определить свой итоговый показатель по шкале профессионального стресса, сложите полученные результаты. Минимальное значение по тесту 15, максимальное 75.
3) Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.
Методика предназначена для диагностики свойств предметно-деятельностного (психомоторная и интеллектуальная сферы) и коммуникативного аспектов темперамента.
В.М. Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы: эргичность, пластичность (противоположность – ригидность), скорость и эмоциональность.
Опросник содержит 150 утверждения и 4 варианта ответа.
Для подсчета баллов по той или иной шкале используют ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
Также мы применили метод математической статистики – коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Расчеты велись с помощью программы IBM SPSS Statistics.