Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 506
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационного стресса
1.1. Сущность и причины стресса в организации
1.2. Индивидуально-типологические характеристики персонала организации
2.1. Программа исследования и краткая характеристика методик изучения
Введение
Актуальность исследования. Стресс представляет собой состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную встряску. Особенно это состояние неблаготворно влияет на профессиональную деятельность, так как взрослый человек большую часть времени проводит в труде. Это связано с тем, что воздействия стрессоров и психические реакции на них влияют на состояние личностной сферы и межличностные отношения, отражаются на работоспособности, профессиональной эффективности и безопасности труда. Стрессы, переживаемые сотрудниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию, поэтому важно отслеживать психологическое состояние сотрудников для возможного предотвращения срывов, снижения влияния стресса на производственный процесс, климат в коллективе.
В научной литературе представлено много рекомендаций по профилактике стресса сотрудников, но универсальных методов и методик, подходящих к любой стрессовой ситуации в организации, не существует. Это связано не только с профессиональной деятельностью, но и с индивидуально-типологические особенности сотрудников, которые могут значительно отличаться от коллектива в другой организации. Из этого вытекает проблема исследования: отличаются ли индивидуально-типологические особенности сотрудников с разным уровнем организационного стресса?
Объект - индивидуально-типологические особенности сотрудников.
Предмет - взаимосвязь организационного стресса и индивидуально-типологических особенностей сотрудников.
Цель - исследование взаимосвязи организационного стресса и индивидуально-типологических особенностей сотрудников.
Гипотеза: мы предполагаем, что у сотрудников уровень организационного стресса связан с индивидуально-типологическими особенностями динамического характера.
Задачи работы:
- раскрыть сущность организационного стресса и его причины
- описать существующие индивидуально типологические особенности личности
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи организационного стресса и индивидуально-типологических особенностей сотрудников.
Теоретические основы исследования отражены в трудах ученых стрессоустойчивость рассматривается с понятием эмоциональной устойчивости (М.В. Грицаенко, П.Б. Зильберман, В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, О.А. Черникова); как качество, свойство, выполняющее регулятивную функцию и оказывающее влияние на деятельность (Л.М. Аболин, Б.Х. Варданян, С.В. Субботин); как интегральная характеристика, содержащая психологические, физиологические и поведенческие аспекты (В.А. Бодров); стрессоустойчивость рассматривается с позиции психической адаптации (О.П. Карпова, О.В. Лозгачева, А.А. Реан и др.)
Методы исследования:
- теоретические: анализ, структурирование, обобщение материала,
- эмпирические: тестирование, опрос, количественный и качественный анализ,
- статистические: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики диагностики:
- «Шкала организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой),
- «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)
- опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.
База исследования: 20 сотрудников ООО «АТОЛЛ» в возрасте от 24 до 40 лет.
Практическое значение полученных результатов исследования в том, что их можно применить для дальнейшей разработки проблемы организационного стресса или для разработки программ коррекции профессионального стресса.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационного стресса
1.1. Сущность и причины стресса в организации
Термин «стресс» ввел в научный оборот Уолтер Кэннон. Он исходил из гипотезы, что в состоянии опасности и/или боли в организме происходят физиологические изменения, подготавливающие реакции бегства или нападения. Его работы заложили понимание стресса как реакции организма на реальную или воображаемую опасность.
В современной литературе термин «стресс» рассматривают:
Г. Селье, Ж.Годфруа, О. Н. Полякова - как реакцию организма на различные по своему характеру раздражители;
П. Фресс - как особый вид эмоциогенных ситуаций, в которых могут появиться нарушения адаптации;
Р. Лазарус, С. Фолкман, К.Купер, Ф. Дэйв, М. О’Драйсколл - как требования к адаптивным способностям человека - процесс трансакции между человеком и внешней средой;
М. Фогиел, Р.С. Немов, Н.П. Фетискин, В.В. Суворова, А.Г. Маклаков - как особое функциональное, психологическое, физиологическое состояние организма;
Л.А. Китаев-Смык, Ю.И. Александров, А.М. Колман - как психическое или физическое напряжение; стресс как причина ухудшения физического и психического здоровья.
Основное понимание феномена стресса строится в психологической литературе на научном воззрении Ганса Селье, который предложил понимать стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Организм по-разному реагирует на такие специфические стимулы, как холод, жара, боль, лекарства, печаль, радость, но все эти реакции также сопровождаются общими неспецифическими физиологическими изменениями, которые Г. Селье предлагает рассматривать как следствия стресса. Затем он ввел дополнительно понятие «положительный стресс» (эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс [25].
Стресс делится на две группы: внутренний и внешний. К внешнему стрессу можно отнести смену условий жизни или организации деятельности [11]. К внутреннему стрессу относится жизненные ценности, убеждение, а также самооценка личности. Самооценка играет важную роль в жизни человека. Без хорошей самооценки человек может чувствовать себя подавленным. Это может привести к расстройству, а возможно и к нервному срыву. Чтобы этого не произошло нужно успокоиться, обдумать свои недочеты и снова взяться за работу.
Продолжительность стрессового состояния происходит в три этапа [5]. Первый этап – это эмоциональная реакция тревоги. Она проходит индивидуально: у одних напряжение происходит в нескольких минутах, у других может продлиться на неделю или месяц. Второй этап – это адаптация и сопротивление. Человек способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ действия и справиться с расстройством. Третий этап – это истощение. Здесь может наблюдаться сильное утомление, ухудшение самочувствия.
Стрессовые ситуации в зависимости от ситуативных или личностных факторов Н.В. Самоукина предлагает разделить по трем основаниям [23]:
– частота и сила проявления (каждый день, через день и т.д.);
– направление стрессовой агрессии: на себя (обвинение себя за несделанную работу), на другого (в несделанной работе виноваты неграмотные руководители, которые дали мало времени на ее выполнение);
– механизмы запуска стрессовых реакций: «автоматический запуск» или «вызревание» стресса с постепенным накоплением негативных эмоциональных переживаний.
А.С. Разумова условно разделила стрессовые факторы на группы:
- стрессоры активной деятельности (экстремальные стрессоры, производственные стрессоры, стрессоры психологической мотивации);
- стрессоры оценок (старт – стрессоры и стрессоры памяти, стрессоры побед и поражений, стрессоры зрелищ);
- стрессоры рассогласования деятельности (стрессоры разобщения, стрессоры ограничений);
- физические и природные стрессоры [29, с. 35].
Стресс в организации рассматривается на следующих уровнях.
Профессиональный стресс — связан с личностными характеристиками индивида, его знаниями и умениями в профессиональной области. Получил обоснование в моделях Р. Лазаруса, А. Ангелова.
Рабочий стресс — связан с характеристиками и структурой рабочей среды, обеспеченностью ресурсами и развитыми межличностными отношениями. Обоснован в модели К. Купера и Дж. Маршалла.
Организационный стресс — проявляется как реакция на стрессы предыдущих двух уровней [1, с. 173-174].
Как утверждает В.А. Бодров, причины возникновения профессионального стресса особенно связаны не только с экстремальными факторами в трудовой деятельности, но и с спецификой индивидуальных качеств личности [5].
Конфликт с руководством, недостаток времени для выполнения трудного задания или принятия решения, затрудненное общение с подчиненными, неудовлетворенность трудовыми условиями, то есть естественные причины возникновения профессионального стресса. То есть, практически любая значимая ситуация в трудовой деятельности может стать причиной развития стресса. А дополнительное влияние на формирование стресса могут оказать личные установки, стереотипы, убеждение. Опасным следствием затянувшегося профессионального стресса является эмоциональное и профессиональное выгорание. И Г. Селье рассматривает выгорание в качестве длительного рабочего стресса. В рамках теории стресса и общего адаптационного синдрома эмоциональное выгорание приравнивается к третьей стадии стресса (истощение), которой предшествует стойкий и неподдающийся контролю уровень возбуждения [25].
К основным причинам специалисты относят следующий перечень причин, встречающийся в условиях профессиональной деятельности:
- конкретизация условий труда. Многие трудовые задачи и профессии в целом характеризуются уникальными условиями труда, которые могут не совпадать с возможностями работника.
- наличие несоответствия физических и интеллектуальных возможностей сотрудника к должностным требованиям.
- влияние статуса работника в организации на его психоэмоциональное состояние.
- наличие возможности развития карьеры, а также скорости продвижения.
- особенности межличностных отношений с коллегами и руководством.
- общий социально-психологический климат в организации.
- наличие эмоционального конфликта на фоне несоответствия обязанностей и непосредственно выполняемых задач.
- низкий уровень заработной платы на фоне значительного объема возложенных обязанностей.
- отсутствие условий для самореализации, всестороннего раскрытия себя.
- отсутствие четких алгоритмов выполнения производственных задач, нелогичность указаний руководства.
- постоянные угрозы со стороны руководства о предстоящем увольнении [3, с. 174].
По мнению А.А. Реана, приоритетная роль в системе противодействия стрессу отводится процессу реальной адаптации, позволяющей эффективно решать сложные проблемные ситуации и задачи. Некоторые авторы (О.П. Карпова, В.А. Файвишевский) связывают адаптацию с антистрессовой устойчивостью, отмечая, что последняя есть результат развития адаптации, выражающийся в приобретении субъектом нового качества – адаптации в виде резистентности, устойчивости к влиянию стресс-факторов [17, с. 53].
К.К. Платонов определяет стрессоустойчивость как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании [7, с. 39].
А.М. Боковикова считает, что стрессоустойчивость представляет собой сложную интегративную системную характеристику, определяющую способность педагога сопротивляться стрессовому воздействию, совладать со стрессорами или адаптироваться к ним [30, с. 63].
Итак, организационный стресс можно отнести к определенному виду стресса, являющимся неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Он может иметь разные причины, но основные среди них индивидуально-типологические особенности, потому что включают составляющие стрессоустойчивости личности. В литературе выделяют следующие виды профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный. Организационный стресс – это очень напряженное состояние сотрудника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с осуществляемой профессиональном деятельностью.
1.2. Индивидуально-типологические характеристики персонала организации
Способность личности противостоять воздействию стрессовой ситуации, активно преобразовывая ее или приспосабливаясь к ней, и определяется как стрессоустойчивость, то есть устойчивое поведение сотрудников в условиях стресса является одним из важных психологических факторов обеспечения эффективности и успеха профессиональной деятельности [4].