Файл: Малый бизнес в Российской Федерации, особенности и проблемы развития малого бизнеса.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования малого бизнеса в России
1.1 Понятие малого бизнеса в России, нормативно-правовое регулирование малого бизнеса
1.2 Динамика развития малого бизнеса в России
2. Анализ проблем развития малого бизнеса в России
2.1 Институциональные факторы проблем развития малого бизнеса в России
2.2 Исследование проблем развития малого бизнеса в региональном аспекте
3. Меры государственной поддержки развития малого бизнеса в России
3.1 Исторические этапы развития государственной поддержки малого бизнеса в России
3.2 Анализ мер по государственному стимулированию развития малого бизнеса в России
Сложности для индивидуальных предпринимателей возникают и в области продвижения своих услуг на региональный и федеральный рынок. Необходимо отметить, что компенсация затрат на продвижение продукции на региональные и международные рынки происходит в основном по направлению региональные рынки. На сегодняшний момент эта тема крайне актуальна среди малых предпринимателей. Продвижение подразумевает различные мероприятия, связанные с входом торговые сети. Однако, Закон РФ «О торговле» запрещает торговым сетям продавать места на полках и получать деньги за листинг в торговую сеть. Тем не менее, листинг (так называемый платеж предпринимателя за согласие торговой сети покупать у него продукцию) до сих пор существует. Торговые сети используют для этой цели компании-однодневки, структурно и юридически не относящиеся к торговой сети. В связи с чем доказать, что та или иная сеть требует платеж за листинг очень трудно. Именно платеж за листинг составляет основную часть первоначальных инвестиций малого предприятия при работе с торговой сетью. Естественно, в рамках государственной программы не может выделяться финансирование на то, что запрещено другим законом (Закон РФ «О торговле»). Продвижение продукции в рамках госпрограммы подразумевает мерчендайзинг (контроль правильной выкладки товаров на полке), ретробонусы (которые ограничены по законы о торговле 10%, на самом деле неофициально могут составлять около 20%) , рекламные мероприятия, то есть то, что официально прописано в Законе РФ «О торговле» и может быть подтверждено отчетными документами. Многие малые предприятия готовы производить больший объем продукции, но они не смогут попасть на полки торговых сетей, в связи с тем, что большая часть платежей торговым сетям проходит неофициально и субсидироваться не может. Эта основная проблема, с которой сталкиваются малые предприятия регионов (особенно работающие в сфере производства продуктов питания).
Также необходимо развивать деятельность фондов малого предпринимательства. Такой Фонд предоставляет микрозаймы или может быть поручителем по кредитам, которые в свою очередь выдает субъектам малого и среднего бизнеса одна из вышеперечисленных кредитных организаций. Поручительство по кредитам предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые обладают устойчивым финансовым положением и не располагают достаточным объемом имущества для предоставления кредитно-финансовому учреждению обеспечения возврата кредита.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.
Несмотря на достаточно сложные условия развития и существующие проблемы, российское и казахстанское предпринимательство уже начало развиваться, усложняются его формы, углубляются и расширяются виды предпринимательской деятельности, поэтому, на наш взгляд, при данном сохраняющемся направлении и определенной государственной защите и поддержке, оно сумеет преодолеть трудности и действительно займет свое место в экономике стран.
В настоящее время основной проблемой малого и среднего бизнеса и государства в лице его органов является проблема обеспечения развития и прибыльности бизнеса в условиях макроэкономической нестабильности, для чего необходимо:
- Обеспечить равные условия для развития субъектов предпринимательства;
- Использовать позитивный зарубежный опыт в части муниципальных и региональных мер поддержки предпринимательства;
- Обеспечить широкий доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным закупкам и государственным заказам;
- Обеспечить льготное государственное и муниципальное кредитование субъектов предпринимательства, наиболее полно реализующих свои социальные функции;
- Создать и реализовать программу подготовки и повышения уровня правовой и экономической подготовленности предпринимателей на уровне регионов и за счет средств региональных бюджетов;
- Обеспечить взаимодействие налоговых органов и субъектов предпринимательства, особенно малого и среднего, в части консультирования по вопросам налогообложения;
- В настоящее время назрела необходимость пересмотра существующей и выработка качественно новой, с учетом современных условий и требований, а также определенного существующего опыта, по государственному регулированию предпринимательской деятельности, главной целью которой должна стать минимизация подверженности кризисным экономическим явлениям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Агафонов А.Ю. Тенденции развития финансовой поддержки малого бизнеса // ЭПОС. – 2018. - №4.
Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 378 с.
Дашевская И.Ф. Взаимодействие банковского сектора с субъектами малого и среднего бизнеса // Труд и социальные отношения. – 2017. - № 11.
Дашевская И.Ф. Конструктивные схемы взаимодействия банков с малым и средним бизнесом // Труд и социальные отношения. – 2018. - №1.
Ершов Е.Г. Инновационный бизнес-инкубатор в инфраструктуре поддержки малых предприятий // Экономика, статистика и информатика. – 2018. - №2.
Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. – 2017. - № 3.
Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ. – 2017. - № 4.
Инфляция в России в 2019 году составила 11,4%, максимум с 2008 года – Росстат. // Ведомости,2019. – 5 января.
Картуесов А.И. и др. Два сценария кредитования малого и среднего бизнеса // Банковское дело. – 2017. - № 9.
Ковалева Е.А. Микрофинансирование – новый инструмент развития малого бизнеса. // Финансы, денежное обращение и кредит,2017. - № 1.
Крюков С.П. Финансирование малого бизнеса в посткризисный период // Деньги и кредит. – 2018. - №5.
Миронов С. Микрофинансирование – новый инструмент развития малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2017. - №1.
Предпринимательский климат в России. Индекс Опоры-2017. – М.,2017.
Преображенский Б. и др. Анализ инновационных процессов в малом и среднем предпринимательстве // Предпринимательство. – 2017. - №6.
-
- Романенко Е.В. Государственная поддержка предпринимательской деятельности. – Омск: Издательство СибАДИ,2017. – 178 с.
Саак А.Э. Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. - №5.
Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса // ЭКО. – 2017. - №1.
Теребова С.В, Подолякин О.В., Усков В.С., Егорихина С.Ю. «Предпринимательство в регионе: состояние и перспективы». – М.: ИСЭРТ РАН,2018. – 264 с.
Динамика численности работников малых предприятий по видам деятельности[17]
Показатели |
Год |
Абс. Изм. |
Отн. Изм . |
||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
18/17 |
19/18 |
18/17 |
19/18 |
|
Итого |
11 986 265 |
11 819 790 |
11 340 533 |
-166 475 |
-479 257 |
-1,39% |
-4,05% |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
487 088 |
465 679 |
441 018 |
-21 409 |
-24 661 |
-4,40% |
-5,30% |
добыча полезных ископаемых |
64 492 |
66 558 |
70 421 |
2 066 |
3 863 |
3,20% |
5,80% |
обрабатывающие производства |
1 673 301 |
1 703 065 |
1 657 668 |
29 764 |
-45 397 |
1,78% |
-2,67% |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
125 635 |
128 456 |
115 794 |
2 821 |
-12 662 |
2,25% |
-9,86% |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
143 848 |
135 595 |
119 999 |
-8 253 |
-15 596 |
-5,74% |
-11,50% |
строительство |
1 455 550 |
1 426 542 |
1 439 579 |
-29 008 |
13 037 |
-1,99% |
0,91% |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
3 368 914 |
3 248 814 |
3 035 446 |
-120 100 |
-213 368 |
-3,56% |
-6,57% |
транспортировка и хранение |
686 263 |
692 275 |
702 637 |
6 012 |
10 362 |
0,88% |
1,50% |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
472 045 |
468 099 |
438 197 |
-3 946 |
-29 902 |
-0,84% |
-6,39% |
деятельность в области информации и связи |
385 800 |
406 160 |
393 955 |
20 360 |
-12 205 |
5,28% |
-3,00% |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
971 940 |
986 763 |
932 115 |
14 823 |
-54 648 |
1,53% |
-5,54% |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
795 947 |
745 070 |
716 007 |
-50 877 |
-29 063 |
-6,39% |
-3,90% |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
666 897 |
658 657 |
623 663 |
-8 240 |
-34 994 |
-1,24% |
-5,31% |
образование |
25 805 |
20 463 |
23 187 |
-5 342 |
2 724 |
-20,70% |
13,31% |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
326 348 |
338 289 |
333 754 |
11 941 |
-4 535 |
3,66% |
-1,34% |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
70 627 |
63 264 |
60 717 |
-7 363 |
-2 547 |
-10,43% |
-4,03% |