Файл: Малый бизнес в Российской Федерации, особенности и проблемы развития малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Социально-ориентированная модель отличается большей степенью государственного регулирования экономики, рыночные «правила игры» отличаются высокой степенью регламентации; государством регулируются не только макроэкономические процессы, но и отдельные сферы деятельности субъектов предпринимательства; государственный патернализм охватывает практически всех членов общества, гарантируя определенный уровень удовлетворения потребностей населения в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры, обеспечение занятости населения».[13] Социально-ориентированная модель рыночной экономики принята за основу в таких европейских странах, как Швеция, Финляндия, Норвегия, в отдельных странах Латинской Америки – Бразилия, Чили, Перу, и в России.

В России до сих пор существует мнение, что государственная поддержка ухудшает развитие предпринимательства, что она только ухудшает ход естественных экономических процессов, мешает «невидимой руке рынка». Это обусловлено тем, что первоначально реформы в стране происходили без учета интересов частного предпринимателя. В связи с чем и по сегодняшний момент существует недооценка роли малого и среднего бизнеса в экономике страны. Критики социально-ориентированной модели не понимают, что либерализм не подходит для любой страны. Государство, отказываясь от государственной собственности и контролируя формирование иных форм собственности, одновременно нуждается в сильной экономической политике, то есть в наличии самодостаточной социальной макросреды, отличных экономических условий и политической составляющей, направленной на развитие предпринимательства. Если в государстве отсутствуют такие элементы (как, например, в России начала 90-х гг. XX в.), то развитие рыночной экономики по либералитанской модели будет усложнено катаклизмами внутри общества.

«Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности должны осуществляться с учетом приоритетности отраслей народного хозяйства».[14] В странах с развитой рыночной экономикой налоги на прибыль малого и среднего бизнеса не превышают 18-28% от суммы его прибыли и строго определены в зависимости от видов выпускаемой продукции (производимых работ, оказываемых услуг). В то же время налоги на посреднические услуги, которые также могут оказываться субъектами малого предпринимательства, могут достигать 90% как, например, в США. Данный механизм государственной поддержки предпринимателей стимулирует перераспределение капитала в пользу реального сектора экономики.


Также мировая практика государственной поддержки субъектов предпринимательства включает в себя и стимулирование банковского сектора для оказания услуг кредитования предпринимательства. Особое значение банковские услуги имеют для развития бизнеса в целом, так как важна оперативность в принятии решений и чаще всего используются краткосрочные кредиты. Конечно, основным ориентиром банковского сектора в западных странах является средний и малый бизнес, занятый в реальном секторе экономики.

«Кредитование малых и средних субъектов бизнеса также распространено в западных странах и служит одним из направлений государственной поддержки не только предпринимательства, но и инновационной активности».[15] Понятие инвестиционный проект включает в себя набор правовых и финансовых документов, то есть, по сути, бизнес-план с юридическим обоснованием сделки. Зарубежная практика использует три вида кредитования малого бизнеса:

  1. Кредитование с условием полного регресса. Чаще всего используемый вид кредитования. Условие полного регресса означает, что кредитор сохраняет за собой право полной компенсации относительно всех обязательств, взятых на себя заемщиком;
  2. Кредитование с условием частичного регресса подразумевает ограничения перевода ответственности по погашению кредита на заемщика. Риски проекта распределяются таким образом, чтобы каждый из рисков был принят именно той стороной, которая бы наилучшим образом смогла обеспечить их управление, то кредитование осуществляется с условием минимизации риска;
  3. Кредитования без регресса означает, что кредиторы берут на себя большинство финансовых рисков проекта. На практике этот вид кредитования крайне редок.

Процентная ставка по финансированию таких проектов выше, чем процентная ставка по обычному кредитованию предпринимателей, тем не менее, инвестиционные проекты, отобранные на финансирование банками, как правило, имеют рентабельность выше рыночной.

Вторая половина XX века ознаменовалась изменением подхода к государственной поддержке предпринимательства. В период 50-70-х гг. XX века основной целью государственного регулирования в области предпринимательства было стимулирование развития бизнеса, во главу углу ставились социальные цели, создавались условия для обеспечения равных возможностей всем предпринимателям во всех сферах экономики. Начиная с 1990 г. по настоящее время мировая практика оперирует макроэкономическими категориями в области государственной поддержки бизнеса, это связано с тем, что в конце 80-х гг. была найдена четкая взаимосвязь развития бизнеса и увеличения темпов экономического роста стран, которые прилагали усилия на государственном уровне для развития бизнеса. Если до 90-х гг. XX в. система государственного регулирования предпринимательства была выделена в отдельную область воздействия государства на производство путем прямого финансирования бизнеса, то с 90-х гг. XX в. постепенно происходило сокращение средств, выделяемых из государственного бюджета на поддержку предпринимателей, прямые механизмы помощи постепенно заменялись на косвенные и опосредованные (льготы по налогам, увеличенные сроки банковского кредитования и т.д.). Методы и способы государственного регулирования до и после 90-х гг. XX в. также были разными. Для периода 1950-1980 гг. характерна реализация системы масштабных программ государственной поддержки по регионам и отраслям, помощь предпринимателям в создании новых рабочих мест, поддержка имела в основном безвозмездный характер, так как в то время для многих стран Европы и США актуальным вопросом являлась безработица и меры по ее снижению. Начиная с 1990-х гг. происходит ужесточение системы государственного регулирования предпринимательства посредством налогового и кредитно-финансового механизмов, отменяются льготы и дотации, основными сферами для стимулирования выбраны предприятия высоких технологий, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, технопарки.[16]


Таким образом, в мировой практике малый и средний бизнес послужили своего рода полигоном для реформы государственно-бюрократического аппарата. Методы, апробированные на сферах малого и среднего бизнеса послужили основой для нового курса относительно крупных частных и государственных компаний. Опыт западных стран может быть полезен при разработке российских методов государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства.

3.2 Анализ мер по государственному стимулированию развития малого бизнеса в России

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в любом регионе России в целом типична. Основные элементами структуры господдержки представлены на Рисунке 2, к ним относятся:

  1. Совет по предпринимательству при Главе региона;
  2. Управление поддержки малого предпринимательства;
  3. Фонд поддержки малого предпринимательства;
  4. Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства;
  5. Центр поддержки малого предпринимательства;
  6. Комитет профсоюза работников малого и среднего бизнеса;
  7. Торгово-промышленная палата.

Рис. 2. Региональная инфраструктура государственной поддержки субъектов малого бизнеса

Естественно, что в целях повышения устойчивости малых предприятий господдержка должна оказываться по принципу «единого окна», а не растекаться по различным комитетам и ведомствам, что в значительной степени усложняет поиск решения для малых предприятий. В инфраструктуре у предпринимателей не должно быть сложностей с тем, чтобы самостоятельно определять, по каким из возникших проблем обращаться в тот или иной госорган.

Основной задачей сложившейся инфраструктуры является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и реализация эффективного действующего финансового механизма с целью господдержки малого предпринимательства в регионах.

Для исполнения этой задачи в регионах России реализуются основные направления деятельности, такие как:

  1. Разрабатывается финансовая стратегия по привлечению российского и международного банковского капитала, а так же других кредитно-финансовых организаций под государственные и муниципальные гарантии регионов для обеспечения развития малого бизнеса в регионе;
  2. Оказывается содействие формированию льготного налогового режима для предприятий сферы малого бизнеса;
  3. Оказывается содействие формированию системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей для создания и развития производственной основы субъектов малого предпринимательства;
  4. Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства;
  5. Осуществляется подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого предпринимательства;
  6. Создаются условия для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры в регионе;
  7. Разрабатывается информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей;
  8. Развивается инновационная деятельность в предпринимательских структурах.

Таким образом, расширение масштабов деятельности малых и средних предприятий в регионах, увеличение их вклада в экономику и формирование социальной стабильности требует системной и комплексной поддержки развитие малого бизнеса, на региональном и муниципальном уровнях органов власти. Органам государственной власти регионов РФ необходимо координировать работу различных структур в области малого предпринимательства, обсуждать и разрабатывать предложения по содействию малым предприятиям, проводить анализ и оценку программ развития данной сферы, организовывать и изучать новые формы предпринимательства, разрабатывать рекомендации по привлечению иностранных инвестиций.

В тоже время основными принципами для органов власти регионов по реализации программ содействия развитию малого бизнеса должны оставаться:

  1. Разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  2. Ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. Участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
  4. Обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Для поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса на уровне регионов должны быть приняты соответствующие программы, особое внимание в которых должно быть уделено таких формам предпринимательской деятельности как индивидуальные предприниматели.


Целью программы должно стать формирование благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, которые способствовали бы увеличению их вклада в экономику регионов.

 В рамках таких программ должны быть предусмотрены следующие меры поддержки:

  1. Гранты для начинающих субъектов малого предпринимательства;
  2. Субсидии по возмещению части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга или на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей;
  3. Субсидии по возмещению затрат, которые связаны с уплатой процентов по кредитам, взятых в российских кредитных организациях;
  4. Субсидии по возмещению затрат, которые связаны с продвижением продукции (товаров, работ, услуг) на региональные и международные рынки;
  5. Субсидии по возмещению затрат, которые связаны с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг);
  6. Субсидии по возмещению затрат по технологическому присоединению к инженерным сетям и сооружениям;
  7. Субсидии по возмещению затрат по технологическому присоединению к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, а также затрат, связанных с проведением энергетических обследований и реализацией энергосберегающих мероприятий, включая затраты на приобретение и внедрение энергоэффективных технологий, оборудования и материалов;
  8. Гранты на создание малой инновационной компании;
  9. Субсидии по возмещению затрат, которые связаны с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  10. Субсидирование возмещения затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
  11. Субсидии по возмещению затрат, которые понесены резидентами промышленных парков на выкуп земельных участков (объектов недвижимости), расположенных на территории промышленных парков, на уплату арендной платы за земельные участки (объекты недвижимости), расположенные на территории промышленных парков;
  12. Субсидии на организацию групп дневного вре­мя препровождения детей до­школьного возраста и иных подобных им видов деятель­ности по уходу и присмотру за детьми.

Также проблемой для индивидуальных предпринимателей является то, что многие из них не являются плательщиками НДС, на этом основании большинство юридических лиц отказывается с ними работать, потому что, фактически они не могут выставить НДС к возмещению.