Файл: Традиционные организационные структуры (Сущность управления организацией и место в нем структуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Линейная структура управления (рисунок 3) предполагает, что каждое подразделение подчинено управленцу, осуществляющему единоличное руководство определенным количеством подчиненных ему сотрудников и сосредоточившему в себе все управленческие функции. Но и такой управленец также подчиняется еще более вышестоящему управленцу. 

Рисунок 3 - Линейная структура управления [5, с. 165]

Функциональная - вид организационной структуры, при которой группирование конкретных должностей в подразделения (отделы) основывается на базе и перечне общих видов деятельности (рисунок 4). В зависимости от поставленных организацией задач эти виды деятельности могут быть различны.

Рисунок 4 - Функциональная схема организационной структуры [5, с. 171]

Линейно-функциональная структура (рисунок 5) в большей степени помогает устранению недостатков как линейного, так и функционального типов управления. При такой структуре роль функциональных служб заключается в подготовке данных для линейных руководителей, чтобы те на их основании могли принять оптимальное управленческое решение.

Рисунок 5 - Пример линейно-функциональной структуры [5, с. 175]

Дивизиональная структура (рисунок 6) управления делает акцент на том, что в качестве критерия группирования должностей в так называемые дивизионы (отделы) определяют виды продукции, группы потребителей или регионы.

Рисунок 6 - Дивизиональная структура управления [5, с. 183]

Матричная структура (рисунок 7) предполагает одновременность группирования на одном уровне управления сразу по нескольким критериям.

Рисунок 7 - Матричная структура управления [5, с. 191]

Комбинированная структура (рисунок 8) – группирование по различным критериям.

Рисунок 8 - Комбинированная структура [5, с. 193]

Тип структуры определяется руководством предприятия самостоятельно, исходя их производственных и других целей управления.

Принципы проектирования организационной структуры показаны на рисунке 9.

Процесс организационного проектирования должен стремиться к формированию модели рациональной структуры управления. Процесс проектирования организационной структуры можно обозначить в виде 3 этапов [22, с. 117]:

1. Анализ действующей на момент исследования структуры управления, который должен установить ее соответствие или не соответствие установленным качественным и количественным критериям.


2. Проектирование организационной структуры, решающее следующие задачи:

- выбор типа структуры;

- конкретизация количества и состава подразделений по уровню управления;

- разграничение соподчиненности между звеньями структуры;

- расчет расходов на содержание аппарата управления.

3. Оценка эффективности организационной структуры.

Рисунок 9 - Принципы проектирования организационной структуры [13, с. 184]

Иногда руководство предприятия принимает решение относительно изменения организационной структуры. Все корректировки необходимо начинать с оптимизации хозяйственных процессов. В противном случае есть опасность создания структурных системных конфликтов, которые будут сопровождаться с «искривленными» бизнес-процессами и будут требовать ресурсы, требуемые на осуществление запланированных перемен. Проводить оптимизацию процессов стоит, не уделяя важность работникам компании, в противном случае можно непреднамеренно начать подстраивать их под персоналии. Для того чтобы оптимизировать организационную структуру необходимо:

1.Фиксация имеющейся организационной структуры, с выделением всех ее слабых сторон.

2. Описание актуальных на данное время процессов бизнеса (не только основных, но и вспомогательных, с фиксацией узких мест).

3. Вывести четкую формулировку цели планируемых изменений, не забывая об главных целях компании и интересах ее собственников.

4. Сформировать модель с новыми процессами бизнеса сначала в общем плане, потом детализируя их, спускаясь по уровням вниз. Возможно, есть необходимость моделирования сразу несколько вариаций бизнес-процессов. После проведения оценки их преимуществ и определении недостатков, с учетом имеющихся у фирмы ресурсов, нужно избрать оптимальную на настоящее время альтернативу.

5. Провести оценку избранного варианта на соответствие целям и «расширении» тех узких мест, которые имеются на конкретный момент времени. Необходимо задуматься о проблемах, что могут обозначиться при внедрении выбранного варианта.

6. Проанализировать функции, которым необходима централизация. Исходить следует из возможностей осуществлять контроль над их выполнением, а также из возможности уменьшить расходы и исключить нехватку ресурсов (людских в том числе).

7. Опираясь на бизнес-процессе предприятия, необходимо смоделировать версии оптимальной организационной структуры. Рассматривать получившиеся альтернативы нужно, уделяя внимание на: соответствие коммерческим потребностям и возможностям; экономическую целесообразность; следование нормам управляемости; возможности свободной передачи данных; возможности осуществления взаимного контроля (контрольные точки должны находиться вне бизнес-процессов).


По результатам главы подытожим, что форма и содержание любой организации формирует и поддерживает определенную совокупность задач взаимодействия основных организационных атрибутов – рабочих мест и подразделений в составе структуры организации.

Структура организации зависит от множества факторов, важнейшим из которых является направление или содержание основной (производственной) деятельности.

Структура организации, как правило, требует логико-информационного упорядочения всех операционных и управленческих процессов для изготовления продукции/ выполнения услуг.

Руководители уделяют значительное внимание принципам построения структуры управления: оперативность, оптимальность, экономичность, надежность, гибкость и устойчивость структуры.

На практике выделяют несколько типов традиционных организационных структур управления предприятием: функциональная, линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, комбинированная.

Процесс проектирования организационной структуры можно обозначить в виде 3 этапов:

1. Анализ действующей на момент исследования структуры управления, который должен установить ее соответствие или не соответствие установленным качественным и количественным критериям.

2. Проектирование организационной структуры, решающее следующие задачи: выбор типа структуры; конкретизация количества и состава подразделений по уровню управления; разграничение соподчиненности между звеньями структуры; расчет расходов на содержание аппарата управления.

3. Оценка эффективности организационной структуры.

Тип структуры определяется руководством предприятия самостоятельно, исходя их производственных и других целей управления.

Глава 2. Исследование организационной структуры

ООО «Бельмаре» г. Москва

2.1 Общая характеристика предприятия

ООО «Бельмаре» – турфирма в г. Москва, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Каховка, 20-А.

Цель туристической компании «Бельмаре» - это создание комфортных условий для каждого клиента, и предоставление полной свободы в туристических желаниях.

Принципы отношений Турфирмы «Бельмаре» с клиентами:

- коллектив туристической компании «Бельмаре» работает для своих клиентов в отличии от большинства других турфирм;

- клиентом считается любой человек, зашедший в офис турфирмы «Бельмаре»;

- каждого клиента приветствуют с уважением, приглашают за стол и предлагают напитки как дорогому гостю;


- любое желание клиента достойно внимания, и консультанты прилагают все возможные усилия, чтобы его исполнить.

Турфирма «Бельмаре» предлагает своим клиентам широкий спектр ценовых предложений и высокое качество обслуживания по всем основным направлениям туризма. [25].

ООО «Бельмаре» является прибыльным предприятием и одним из лидеров г. Москва по объемам продаж и выручки. По результатам анализа (таблица 1) можно отметить рентабельность работы фирмы на протяжении анализируемого периода (в среднем – 22%).

Таблица 1

Финансовые результаты деятельности за 2017-2019гг.

Показатель

2017г.

2018г.

2019г.

Отклонение 2019/2018

Валовый доход (выручка), тыс. руб

18250

22082

20075

-2007

Валовые затраты, тыс. руб.

14824,1

16347,8

17877,9

-1530,1

Валовая прибыль, тыс. руб.

3425,9

5734,2

2197,1

-3537,1

Рентабельность, %

23,1

35,1

12,3

-22,8

В то же время, по результатам анализа можно отметить снижение рентабельности бизнеса вследствие снижения объема выручки и прибыли. Прибыль снизилась по сравнению с 2018г. Затраты в это время возрастают. Предпринимателю необходимо уделить внимание росту издержек и пересмотреть их структуру.

Объемы продаж ООО «Бельмаре» показаны в таблице 2.

Таблица 2

Объем и динамика продаж ООО «Бельмаре»

Показатель

2017г.

2018г.

2019г.

Отклонение 2019/2017

1. Объем продаж всего, ед.

1825

2007

2208

+383

в т.ч. зарубежные туры

1211

1332

1466

+255

- внутренние туры

520

572

629

+109

- экскурсии по городу

93

102

112

+19

2. Объем продаж всего, тыс. руб.

18250

22082

20075

+1875

в т.ч. зарубежные туры

13756,8

15896,4

18451,3

+994,5

- внутренние туры

3945,7

4118,6

4777,1

+831,4

- экскурсии по городу

1247,4

1532,1

1710,4

+463,0


По результатам анализа можно отметить рост показателей продаж, как в натуральном, так и в денежном выражении. Относительный показатель роста в 2019 году по сравнению с 2017г. составил соответственно 21 и 31,6%.

Динамика и структура услуг в общем объеме продаж показана на рисунках 10-12.

Рисунок 10 - Динамика объемы проданных путевок 2017-2019гг., ед.

Видим, что динамика положительная. Относительно небольшие темпы роста экскурсионных услуг связаны со значительной конкуренцией на этом рынке.

Рисунок 11 - Структура продаж по видам услуг в 2019г., %

Рисунок 12 - Динамика продаж по видам услуг 2017-2019гг., тыс. руб.

Общую динамику по услугам ООО «Бельмаре» можно увидеть на рисунке 13.

Рисунок 13 - Динамика количества клиентов филиала в г. Москва 2017-2019гг., чел.

В 2019г. по сравнению с 2018г. наблюдается сокращение количества клиентов почти на 10%.

Согласно исследованиям, лишь каждый 3-й клиент вновь обращается за покупкой в ООО «Бельмаре». На это влияют два основных фактора:

- высокая конкуренция;

- ограниченный круг клиентов, ведь туры не все и не всегда являются жизненно необходимыми для людей.

Таким образом, ООО «Бельмаре» - это достаточно конкурентоспособная организация на рынке туристических услуг г. Москва, хотя и с присущими ей некоторыми недостатками. Эти недостатки отчасти связаны с неэффективными решениями кадровых вопросов.

Далее изучим кадровую и организационную структуру предприятия.

2.2 Исследование кадровой и организационной структуры

предприятия

Как известно, эффективное планирование управлением персонала предприятия положительно влияет на результаты деятельности организации благодаря оптимизации использования персонала. Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности сотрудников за отчетный и предыдущие периоды. Данные анализа представим в виде таблицы 3.

Таблица 3

Структура среднесписочной численности персонала ООО «Бельмаре»

Показатель

2017г.

Удель-ный вес, %

2018 г.

Удель-ный вес, %

2019 г.

Удель-ный вес, %

Абсолют-ное отклоне-ние 2019 к 2017, чел.

Измене-ние в структуре 2019 к 2017, %

Среднесписочная численность персонала, чел.

В том числе:

29

100

32

100

35

100

+6

+20,1

- руководители

4

13,8

4

12,5

4

11,4

0

-2,4

- специалисты и менеджеры

22

75,9

25

78,1

27

77,1

+5

+1,2

- обсл.персонал

3

10,3

3

9,4

4

11,4

+1

+1,1