Файл: Традиционные организационные структуры (Сущность управления организацией и место в нем структуры).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования традиционной организационной структуры предприятия
1.1. Сущность управления организацией и место в нем структуры
1.2. Принципы проектирования и основные виды
2.2 Исследование кадровой и организационной структуры
2.3. Пути совершенствования организационной структуры ООО «Бельмаре» г. Москва
Итак, из данных таблицы видно, что среднесписочная численность персонала ООО «Бельмаре» в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 6 человек и составила 35 чел. Это произошло за счет увеличения числа специалистов (менеджеров) на 5 человек и появления штатного охранника.
За анализируемый период значительных изменений в структуре персонала не произошло. Наибольший удельный вес занимают специалисты менеджеры с удельным весом в 2019 году 77,1%, далее руководители и обслуживающий персонал с количеством по 4 человека и удельным весом в 2019г. 11,4%.
Среди работающих в ООО «Бельмаре» большинство являются дипломированными специалистами. Постепенно уменьшается средний возраст работающих в ООО «Бельмаре». Руководство компании продолжает работу по улучшению качественного состава и обновления руководства - подбор и перемещение специалистов остается одним из основных вопросов. С целью улучшения качественного состава сотрудников фирмы продолжается работа по привлечению молодых специалистов в структурные подразделения.
Организационная структура ООО «Бельмаре» является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее сотрудника. Права и обязанности руководства определяются, исходя из потребности удовлетворения желаний клиентов через имеющиеся возможности и ресурсы.
Организационная структура в г. Москва показана на рисунке 14.
Рисунок 14 - Организационная структура ООО «Бельмаре» г. Москва [25]
Тип организационной структуры на предприятии - линейно-функциональный. Оперативные решения, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей клиентов, опираются на строго зафиксированную управленческую иерархию. Ответственность за принятие управленческих решений лежит на высшем звене управления. Подразделения являются функциональными звеньями, каждое из которых использует свою специфическую технологию, но все вместе они имеют одну цель – удовлетворение потребностей клиентов. Сотрудники ООО «Бельмаре» заключают коллективный договор на определенный период времени, не больше 3 лет.
Фирма производит набор персонала исключительно при рассмотрении резюме и по рекомендательным письмам и квалификации служащих. Также будет учитываться знание языков, владение компьютером, умения общаться.
Директор турагентства назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом учредителя туристического агентства.
Директор турагентства исполняет следующие обязанности:
- руководит в соответствии с действующим законодательством хозяйственной и финансово-экономической деятельностью турагентства, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества турагентства, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности;
- обеспечивает достижение запланированных финансово-экономических показателей турагентства;
- руководит деятельностью структурных подразделений турагентства;
- осуществляет руководство разработкой текущих и перспективных планов реализации турпродуктов, изучением обслуживаемых направлений и объемов оказываемых услуг;
- организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование деятельности турагентства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы турагентства, рост объемов оказываемух услуг и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности оказываемых услуг, их соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в туристических услугах;
- обеспечивает выполнение турагентством всех обязательства перед сторонними организациями, заказчиками услуг, покупателями турпродуктов, а также хозяйственных, трудовых договоров и бизнес-планов;
- другие в рамках полномочий и внутренних документов.
Главный бухгалтер должен знать:
- законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности;
- формы и методы бухгалтерского учета на предприятии;
- план и корреспонденцию счетов;
- организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;
- порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Обязанности бухгалтера-кадровика:
- организовывать работу по обеспечению персоналом в соответствии с целями развития предприятия и направлением кадровой политики для эффективного использования персонала;
- обеспечивать работу по укомплектованию предприятия персоналом необходимой квалификации;
- способствовать скорейшей адаптации новых сотрудников к работе;
- изучать рынок труда с целью определения источников обеспечения предприятия необходимыми кадрами;
- принимать участие в планировании социального развития коллектива, решении трудовых споров и конфликтов;
- организовывать работу по оценке результатов трудовой деятельности работников, по проведению аттестаций, конкурсов;
- организовывать работу по обучению персонала, повышению квалификации;
- вести учет заработной платы.
Начальник отдела продаж имеет важное значение в работе любой турфирмы, который среди прочего занимается организацией успешных продаж услуг. Начальник отдела продаж должен следить за всей работой своего подразделения – в том числе управлять менеджерами, контролировать сроки предоставления услуг, обеспечивать выполнение закрепленного плана продаж, а также проводить переговоры с корпоративными клиентами и обучать новичков.
Менеджер по продажам:
- осуществляет консультации и прием клиентов;
- поддерживает (повышает) объемы продаж;
- контактирует с турфирмами при помощи Интернет;
- осуществляет подбор тура клиентам;
- обеспечивает с клиентами обратную связь.
Итак, тип организационной структуры на предприятии - линейно-функциональный. Можно заключить, что ООО «Бельмаре» имеет достаточно хороший кадровый потенциал, но организационная структура не построена согласно специфике предприятия. Профессиональный и должностной состав кадров необходимо определить согласно потребностям предприятия в сфере туризма. Главная проблема - отсутствие отдела маркетинга и PR.
2.3. Пути совершенствования организационной структуры ООО «Бельмаре» г. Москва
В качестве мероприятия по совершенствованию организационной структуры предлагается создание отдела маркетинга и PR в ООО «Бельмаре» г. Москва, которая будет находиться в подчинении исполнительного директора. Предлагаемая структура службы представлена на рисунке 15.
Рисунок 15 - Рекомендуемая структура отдела маркетинга и PR в ООО «Бельмаре»
Функции и задачи отдела маркетинга и PR предлагается свести к четырем основным:
1. Медиарилейшнз (отношения с прессой). Позиционирование фирмы и новостей о ней в прессе, налаживание контактов с представителями медиа для долгосрочного сотрудничества, мониторинг СМИ. Особое внимание следует уделить возможному приезду журналистов и других критиков.
2. Паблисити/ньюсмейкерство – создание новостей, необходимых фирме, в т.ч. с помощью групп в социальных сетях.
3. Коммуникативная деятельность. Осуществление коммуникаций с общественностью, как с внутренней, так и с внешней, для позиционирования фирмы на рынке развлечений. Снова же важную роль играет обратная связь, в т.ч. в социальной сети.
4. Лоббирование интересов фирмы.
К основным задачам отдела маркетинга и PR отнесем:
- мониторинг. Отслеживание информации о деятельности фирмы во всех видах СМИ;
- подготовку маркетинговую-текстов: пресс-релизов компании, факт-листов, заявлений для СМИ и т.д.;
- организацию мероприятий для прессы: пресс-конференций, интервью;
- ведение рекламной политики организации;
- редакционно-издательскую деятельность.
Период реализации проекта - 2021г.
План-график реализации проекта представлен в таблице 4.
Таблица 4
План-график реализации проекта
Мероприятие |
Дата реализации |
Ответственный |
Выделение средств для организации отдела маркетинга и PR |
январь 2021г. |
Генеральный директор, главный бухгалтер |
Организация рабочих мест для персонала отдела маркетинга и PR |
январь-февраль 2021г. |
Исполнительный директор |
Подбор и отбор персонала отдела маркетинга и PR |
февраль 2021г. |
Бухгалтер-кадровик |
Обучение и адаптация персонала отдела маркетинга и PR |
постоянно, с февраля 2021г. |
Бухгалтер-кадровик, начальник отдела продаж |
Постановка задач перед отделом маркетинга и PR |
постоянно, с февраля 2021г. |
Исполнительный директор |
Контроль результатов деятельности отдела маркетинга и PR |
постоянно, с февраля 2021г. |
Исполнительный директор |
Эффективность проекта можно оценить с помощью качественных и количественных показателей.
Для работы отдела маркетинга и PR и расширения деятельности ООО «Бельмаре» необходимо дополнительно нанять 4 сотрудников и обустроить для них кабинет. Затраты на их содержание показаны в таблице 5.
Таблица 5
Затраты на создание отдела маркетинга и PR в ООО «Бельмаре»
№ п/п |
Категории работников |
Кол-во |
Затраты на 1 чел. в год, тыс.руб. |
Отчисления ЗП/амортизация, тыс.руб. |
1. |
Начальник службы по связям с общественностью |
1 |
360,0 |
46,8 |
2. |
Менеджер по связям с общественностью |
1 |
240,0 |
31,2 |
3. |
Системный администратор |
1 |
260,0 |
33,8 |
4. |
Маркетолог-дизайнер |
1 |
200,0 |
26,0 |
5. |
ИТОГО по заработной плате |
4 |
1060,0 |
137,8 |
6. |
Затраты на отведение рабочих мест |
4 |
30,0*4 = 120,0 |
24,0 |
7. |
ИТОГО затрат |
Х |
1180,0 |
161,8 |
Общие затраты на оплату труда подразделения составят 1197,8 тыс. руб. (1060+137,8). Затраты на организацию рабочих мест - 144 тыс. руб. (120+24). Общие затраты по изменению организационной структуры составят 1180+161,8 = 1341,8 тыс. руб.
Далее оценим эффективность предложенного направления совершенствования.
Эффективность в количественном измерении рассчитана и показана в таблице 6. Прогноз роста доходов составляет 20%, роста расходов - 7% (по данным маркетинговых и кадровых агентств).
Таблица 6
Эффективность создания отдела маркетинга и PR для ООО «Бельмаре» (прогноз автора на 2021г.)
Показатель |
Величина |
Доход до мероприятий, тыс. руб. |
20075 |
Доход после мероприятий (20075*1,20), тыс. руб. |
24090,0 |
Затраты до мероприятий, тыс. руб. |
17877,9 |
Затраты после мероприятий (17877,9*1,07 + 1341,8), тыс. руб. |
20471,2 |
Прибыль до мероприятий, тыс. руб. |
2197,1 |
Прибыль после мероприятий, тыс. руб. |
3618,8 |
Рентабельность до мероприятий, % |
12,3 |
Рентабельность после мероприятий, % |
17,7 |
Затраты после мероприятий учитывают как рост переменной части затрат на 7%, так и стоимость изменения организационной структуры - 1341,8 тыс. руб.
Качественными характеристиками эффективности можно определить:
- повышение степени информированности жителей региона о деятельности фирмы;
- рост заинтересованности в посещении фирмы конкурсами и подарками;
- снижение количества нелояльных клиентов;
- и главное – позитивная работа с целевыми аудиториями.
По результатам прогноза планируется рост валовой прибыли на 1421,7 тыс. руб. и рентабельности на 5,4 п.п.
Согласно проведенному автором исследованию, персонал так определил потенциальные результаты совершенствования организационной структуры предложенным образом (рисунок 16).
Рисунок 16 - Ответы о целесообразности совершенствования организационной структуры предложенным образом, %
Видим, что 78% считают, что изменения соответствуют потребностям предприятия и коллектива и будут решением выявленных проблем.
При этом основными дальнейшими направлениями развития организационной структуры персонал определил следующее (рисунок 17).
Рисунок 17 - Перспективные направления развития организационной структуры, %