Файл: Практика оценки стоимости нематериальных активов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аварийность на транспорте.

Таблица 6

ЧИСЛО ПРОИСШЕСТВИй, ПОГИБШИХ И РАНЕНЫХ НА ТРАНСПОРТЕ
в январе-июле

Число происшествий, единиц

Число погибших,
человек

Число раненых,
человек

2020 г.

справочно
2019 г.

2020 г.

справочно 2019 г.

2020 г.

справочно 2019 г.

На железнодорожном транспорте
общего пользования1),2)

4

9

-

-

-

-

На автомобильных дорогах и улицах, тысяч3)

75,7

86,2

8,0

8,5

96,6

111,5

На морском транспорте1),4)

18

22

-

11

1

1

На внутреннем водном транспорте1)

-

-

-

-

-

-

На воздушном транспорте5)

18

18

13

60

20

16

1) По данным Ространснадзора.

2) Данные за I полугодие.

3) По данным МВД России.

4) Без учета аварийных случаев с рыбопромысловыми судами.

5) По данным Росавиации.

Анализ положения ОАО «РЖД» на рынке транспортной индустрии

ОАО «РЖД» является одной из самых крупных в мире транспортных компаний. Эксплуатационная длина железнодорожных путей у нас в стране составляет 85.5 тыс. км. При этом электрифицированных — 42.3 тыс. км. Зарегистрированы ОАО «Российские железные дороги» в качестве открытого акционерного общества. Президент компании — Олег Белозёров. РЖД является крупнейшим работодателем в России, а вклад РЖД в ВВП России составляет 2,5 процента. Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы РФ составляет около 42 %, в пассажирообороте — около 33 %.Стоит отметить, что ОАО «РЖД» эксплуатирует подавляющее большинство железнодорожных магистралей в России (исключение составляют ряд железных дорог общего пользования, управляемых другими владельцами — ОАО «АК "Железные дороги Якутии"», ОАО «Ямальская железнодорожная компания», ГУП «Крымская железная дорога»). На балансе ОАО «РЖД» находятся участки железных дорог общей протяжённостью 85,2 тыс.км со станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По протяжённости электрифицированных магистралей (43 тыс. км) Россия занимает первое место в мире. Холдингу принадлежит более 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более половины грузовых и большая часть пассажирских вагонов в России. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами. В 2010 году создана дочерняя компания «РЖД Логистика», в 2012 году приобретено 75 % акций логистической компании 24 Gefco, дочернего предприятия французского автомобильного концерна PSA Peugeot-Citroen. К 2014 году «РЖД Логистика» осуществляет фирменное комплексное транспортно-логистическое обслуживание, включающее погрузку-выгрузку, оформление перевозочных документов, перевозку, переработку и хранение на складе, доставку в порт на борт корабля или грузополучателю, в ряде случаев — вывоз и подвоз по принципу «от двери до двери». Компания имеет более тысячи клиентов — крупные компании и корпорации, 250 партнёров [51]. РЖД — крупнейший работодатель России. В 2004 году занятыми в РЖД числилось 1 млн. 465 тыс. человек, в 2013—880 тыс. человек. В 2014 году железные дороги России перевезли 90% всего произведённого в стране угля, 70% бензина, 74% дизельного топлива, 47% цемента. Годовой объём закупок ОАО «РЖД» у отечественных предприятий составил 904,9 млрд руб. Главными поставщиками холдинга являются предприятия чёрной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроительные заводы, производители разных типов готовой продукции и оборудования. Всего по состоянию на 2015 год на РЖД работают 19 отраслей российской экономики. Важно отметить, представительства в других странах занимаются координацией перевозок за пределами России. На настоящий момент в ОАО «РЖД» открыты представительства в таких государствах, как Китай, Беларусь, Эстония, Словакия, Финляндия, Украина и т. д. Основной задачей данных представительств является повышение эффективности эксплуатации подвижного состава ОАО «РЖД» на территории той или иной страны, максимально быстрой выгрузки вагонов и возвращению их в Россию, повышению пропускной способности путей. На территории РФ филиалы ОАО «РЖД» представлены 16 отдельными единицами. К примеру, филиалами ОАО «РЖД» являются ВосточноСибирская, Куйбышевская, Южно-Уральская и другие железные дороги. Также в состав компании входят: 25 − в области строительства — 2 филиала; − ремонта подвижного состава — 2; − путевого хозяйства — 4; − социальной сферы — 1; − экономического и финансового обеспечения — 6; − информации и связи — 3. Помимо этого, структура ОАО «РЖД» включает в себя девять проектных бюро. Их основной задачей является инженерное обеспечение обслуживания, эксплуатации и ремонта подвижного состава. Стоит заметить, что зависимыми и дочерними обществами занимается отдельный департамент. В качестве примера дочернего общества ОАО «РЖД» можно привести ООО «РЖДстрой», страховую компанию «ЖАСО», оператора пригородных поездов, обслуживающих аэропорты, ООО «Аэроэкспресс». Являются дочерними обществами РЖД на данный момент также ОАО «Якутские железные дороги» и ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». Единственным акционером ОАО «РЖД» на сегодняшний день является государство. Полномочия от его имени осуществляются Правительством РФ. Всего в структуре управления действует 221 совещательный орган. Основные виды деятельности данного органа это: − перевозка грузов и пассажиров; − обслуживание и ремонт подвижного состава; − проектирование и конструктивная деятельность; − обслуживание инфраструктуры; − торговля промышленными и продовольственными товарами; − снабженческо-сбытовой деятельность; − образовательная деятельность; − внешнеэкономическая деятельность.


Важно заметить, что ОАО "РЖД" является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний, обладающей квалифицированными специалистами, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества. Российские железные дороги занимают лидирующие позиции в мире наряду с магистралями Китая и США по объемам перевозок и протяженности железнодорожных линий. По территории России проходят оптимальные маршруты, многие из которых являются частью международных транспортных коридоров (МТК). На постоянной основе ОАО "РЖД" реализуется система мероприятий по расширению их пропускной способности и развитию железнодорожной инфраструктуры. Стратегическое развитие компании направлено на повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог и их интеграцию в евроазиатскую транспортную систему. Коридор "Восток – Запад" создает прямой выход грузам России, стран Европы и СНГ к дальневосточным российским морским портам и пограничным переходам, расположенным на границе России с КНДР, Китаем, Монголией и Казахстаном. На территории Российской Федерации в западной своей части он совпадает с общеевропейским транспортным коридором №2, в восточной – с Транссибирской железнодорожной магистралью. В настоящее время реализуется программа развития Восточного полигона ОАО «РЖД», включающая в себя мероприятия по модернизации инфраструктуры БАМа и Транссибирской магистрали с целью дальнейшего повышения транзитного потенциала страны. Наряду с усилением железнодорожной инфраструктуры Транссиба планируется создание логистических центров, которые позволят наиболее эффективно использовать преимущество интермодальных перевозок, в первую очередь, контейнерных. В перспективе объемы перевозок в коридоре будут в значительной степени определяться реализацией стратегической программы ОАО "РЖД" по привлечению грузов стран Европы и Азии, в первую очередь Китая, на сеть железных дорог России. Международное соглашение о международном транспортном коридоре "Север – Юг" было подписано между Россией, Ираном и Индией 12 сентября 2000 г. В настоящее время к нему присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман и Сирия. МТК "Север – Юг" в своей южной части предполагает несколько маршрутов следования грузов с использованием железнодорожного транспорта: − транскаспийский маршрут – с использованием российских морских портов Астрахань, Махачкала и портов Ирана – Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад; − западная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение по территории Азербайджана с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Астара (Азербайджан) – Астара (Иран); − восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана. Дальнейшая реализация потенциала МТК "Север - Юг" связана с созданием прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном в районе Каспия. Перспективы развития грузовых перевозок в рамках коридора будут обусловлены как развитием торгово-экономических связей стран-участниц международного соглашения об МТК "Север – Юг" между собой и с другими странами, так и привлечением товаропотоков в сообщении стран Европы со странами Персидского залива и Южной Азии. Выход МТК "Север – Юг" на страны Южной Азии без дополнительной перевалки грузов в портах Ирана в Персидском заливе стал возможен после создания прямого железнодорожного сообщения между Ираном и Пакистаном. Открытие в июне 2009 г. линии от иранского города Фехоеда, восточнее г. Бама, в г. Захедан, позволило связать железнодорожные сети Ирана и Пакистана, тем 28 самым заполнив один из последних пробелов в прямом маршруте между Европой и Индией. В настоящее время перевозки между Россией и Ираном осуществляются преимущественно по "транскаспийскому" варианту в смешанном железнодорожно-водном сообщении через порты Каспийского моря – Астрахань, Махачкала. Дальнейшая реализация потенциала МТК "Север - Юг" связана с созданием прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном в районе Каспия. Объемы перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом России в рамках МТК "Север – Юг" в 2014 году составили 7,2 млн т, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 3%. Перспективы развития грузовых перевозок в рамках коридора будут обусловлены как развитием торгово-экономических связей стран-участниц международного соглашения об МТК "Север – Юг" между собой и с другими странами, так и привлечением товаропотоков в сообщении стран Европы со странами Персидского залива и Южной Азии. В целях обеспечения беспрепятственного пропуска перспективных грузопотоков и повышения скоростей движения поездов ОАО "РЖД" проводит работы по усилению железнодорожной инфраструктуры участков МТК "Север – Юг", проходящих по территории Российской Федерации. ОАО "РЖД" успешно реализует проекты развития железнодорожных и интермодальных перевозок совместно с партнерами в Казахстане, Беларуси, Финляндии, Словакии, Германии, Китае и других странах. Проводится комплекс мероприятий по развитию железнодорожно-паромного сообщения на Черном и Балтийском морях. Компания развивает паромное сообщение Усть-Луга – Балтийск (Россия) – Зассниц/Мукран (Германия). В июне 2012 г. было запущено железнодорожно-паромное сообщение по маршруту Зассниц – Усть-Луга на регулярной основе. В феврале 2013 г. состоялось торжественное открытие железнодорожно-паромной переправы Кавказ – Самсун. Перевозки осуществляются паромами компании Black Sea Ferry Investment, созданной с 29 участием ОАО "РЖД". Создано несколько совместных предприятий и ДЗО ОАО "РЖД", которые успешно развивают бизнес по доставке контейнерных грузов из стран АТР в Европу и обратном направлении ("РЖД-Логистика", "Транс-Евразия Лоджистикс", YuXinOu (Chongqing) Logistics Co., Ltd и другие). Стратегией развития железнодорожного транспорта предусмотрено создание опорной сети терминально-логистических центров в наиболее крупных транспортных узлах и промышленных районах страны, в первую очередь тяготеющих к участкам международных транспортных коридоров. В настоящее время ОАО "Российские железные дороги" осуществляет перевозку пассажиров по 100 международным маршрутам в прямом и транзитном сообщении с более чем 30 странами Европы и Азии: Германией, Францией, Швейцарией, Голландией, Польшей, Австрией, Словакией, Чехией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Грецией, Италией, Хорватией, Сербией, Черногорией, Финляндией, Латвией, Литвой, Эстонией, Абхазией.


Анализ деятельности ОАО «РЖД» в мировой транспортной системе

В 2014 г. динамика транспортных услуг перешла в область отрицательных значений. За счет опережающего снижения импорта услуг 36 профицит баланса мировых транспортных услуг в отчетном периоде вырос в 1,6 раза и достиг 5,1 млрд. долларов США. Экспорт транспортных услуг в отчетном периоде изменился незначительно (20,5 млрд. долларов США в 2014 г. против 20,7 млрд. долларов США в 2013 г.), в том числе в страны дальнего зарубежья, он составил 18,2 млрд. долларов США, в СНГ – 2,4 млрд. долларов США. На страны дальнего зарубежья приходилось 78,9 % объема грузоперевозок, 92,0 % - пассажирских перевозок и 93,7 % - экспорта вспомогательных и дополнительных услуг. Отрицательная тенденция мировой транспортной системы отразилась на экспорте пассажирских перевозок. Удельный вес пассажирских перевозок снизился с 39,6 % в 2013 г. до 37,4 % в 2014 г. Доходы российских операторов от проданных на территории иностранных государств билетов составили 7,7 млрд. долларов США (снижение на 6,3 % относительно показателя предыдущего года) 

Анализ сделок с объектом оценки ОАО «РЖД»

Согласно распоряжению старшего вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А. от 30 декабря 2014 г. № 3210р «Об утверждении методических рекомендаций по управлению интеллектуальной собственностью в компаниях холдингового типа на основе исследований мирового и отечественного опыта» используются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:

Договор об отчуждении исключительного права - договор, в соответствии с которым одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на объекты интеллектуальной собственности или на средства индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Заявка - заявка, подаваемая в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на выдачу патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров).

Лицензионный договор - договор, в соответствии с которым обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Охранный документ - документ, выдаваемый федеральный органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, удостоверяющий исключительное право их обладателей на объекты интеллектуальной собственности.


Патентная служба дочерних и зависимых обществ - структурная единица (отдел, группа, сектор) или уполномоченные лица дочерних обществ, ответственные за управления интеллектуальной собственностью.

Уполномоченный орган по интеллектуальной собственности -федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, зарубежные национальные и международные патентные ведомства.

Функциональное подразделение - подразделение аппарата управления, структурное подразделение, филиал головной компании холдинга, подразделение дочерних зависимых обществ и предприятий, являющееся инициатором проведения работ по договорам, связанным с созданием и распоряжением объектами интеллектуальной собственности, а также определяющее предмет и условия договоров и осуществляющее формирование пакета отчетной документации по выполненным работам.

Головная компания (холдинговая компания) - основное хозяйственное общество (товарищество), владеющее контрольными пакетами акций (долей участия) компаний - участников холдинга.

Функционирующая в настоящее время система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности ОАО «РЖД» включает координирующие органы в лице совета директоров ОАО «РЖД», генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД», заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», Координационный совет по вопросам управления интеллектуальной собственностью, Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД», ряд комиссий и рабочих органов - отделов, секторов и работников, назначенных ответственными за вопросы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в филиалах и в структурных подразделениях ОАО «РЖД».

Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» осуществляет общее методическое руководство всеми видами работ в рамках реализации системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в ОАО «РЖД», формирование единой корпоративной политики в области обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и управления правами на них, а также организацию работы Координационного совета по вопросам управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД», Экспертной комиссии, Комиссии по нарушениям в области интеллектуальной собственности и Комиссии по развитию системы управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД».

Также Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» выполняет непосредственное взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (национальным патентным ведомством Российской Федераций – РОСПАТЕНТ), Евразийской патентной организацией и патентными поверенными в части обеспечения надлежащей правовой охраны в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств ОАО «РЖД».


СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ХОЛДИНГА «РЖД»

В ОАО «РЖД» принята к реализации стратегия управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД». Ключевой целью Стратегии является содействие повышению конкурентоспособности и создание условий для устойчивого развития холдинга «РЖД».

Стратегией предусматривается:

построение целостной системы управления интеллектуальной собственностью на уровне Холдинга;

использование современных инструментов патентной аналитики;

развитие внутрикорпоративного трансфера технологий;

реализация механизмов распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности;

непрерывное повышение профессиональных компетенций персонала в области интеллектуальной собственности на всех уровнях управления и его мотивация;

комплексный мониторинг деятельности в области управления правами на результаты интеллектуальной деятельности;

формирование оптимального портфеля интеллектуальной собственности.

В целях реализации Стратегии ведется работа по распространению положений Стратегии в отношении ДЗО ОАО «РЖД». В качестве пилотов определены 14 ДЗО ОАО «РЖД», по которым организована работа по разработке локальных стратегий управления интеллектуальной собственностью, которые учитывают специфику их деятельности.

Также в 2019 году была проведена инвентаризация прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданной по заказу ОАО «РЖД».

Анализ результатов инвентаризации показал, что система управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД» в целом является эффективной, позволяющей создавать и поддерживать крупный и диверсифицированный портфель интеллектуальной собственности. Основные направления ее дальнейшего развития и совершенствования связаны с новыми вызовами и задачами, реализуемыми ОАО «РЖД».

Ожидаемые результаты реализации стратегии управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД»

Инструменты поддержки интеллектуальной и инновационной деятельности

  • Предварительные патентные исследования
  • Технологическая разведка
  • Патентные ландшафты
  • Инвентаризация
  • Патентно-информационный поиск
  • Обеспечение правовой охраны
  • Трансфер технологий
  • Соблюдение интеллектуальных прав третьих лиц
  • Совместное правообладание
  • Механизм «открытой лицензии»
  • Соблюдение интеллектуальных прав третьих лиц
  • Распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности
  • Кросслицензирование
  • Брокеридж
  • Соблюдение интеллектуальных прав третьих лиц