Файл: Топливно- энергетический комплекс в составе национальной экономики.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития топливно- энергетического комплекса в России
1.1 Понятие и сущность топливно- энергетического комплекса
1.2 Международные интеграционные процессы в энергетической сфере
Глава 2. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса
2.1 ТЭК как драйвер экономического развития России
Источник: Федеральная служба государственной статистики [8].
Сложившаяся в мире ситуация, безусловно, обострит технологическую конкуренцию среди компаний ТЭК, что предполагает расширение инвестиционной деятельности не только в части внедрения современных технологических решений, но и более широкое использование достижений цифровизации. В настоящее время российский ТЭК является заказчиком 25 % рынка IT услуг, создавая интеллектуальные месторождения, «умные» скважины, модели облачных вычислений, развивая бокчейн, и автоматизированные центры управления и т.д. [19].
Основной задачей Правительства РФ является не только активное участие в крупнейших международных энергетических проектах, что подтверждается статистическими данными, отражающими уровень инвестиций как по стране в целом, так и в отраслях ТЭК, но и поддержание отечественного рынка нефтепродуктами и сохранение инвестиционного потенциала в секторе.
В перспективе развитие российского ТЭК должно быть ориентировано не столько на имеющийся ресурсный потенциал страны, сколько на развитую инфраструктуру, научно-технический и интеллектуальный капитал и вписываться в логику устойчивого развития как экономики России в целом и ее отдельных регионов, так и всего мирового хозяйства [5, С. 9]. При этом долгосрочное развитие ТЭК должно явиться результатом синергетического взаимодействия совершенствующей институциональной среды, модернизированной инфраструктуры и инновационной активности на основе цифровизации промышленного производства и управления обществом в целом [20].
До последнего времени более четверти всех инвестиций в основной капитал в целом по России связано с развитием организаций ТЭК (табл. 6), что позволяло комплексу развиваться экстенсивно, наращивая объемы добываемых ресурсов.
Таблица 5
Доля инвестиций ТЭК в экономике РФ [9]
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Инвестиции в основной капитал всего в стране в трлн руб. |
14,6 |
15,7 |
15,9 |
18,1 |
19,4 |
16,77 |
% от ВВП |
20,3 |
20,2 |
21,1 |
21,5 |
21,7 |
20,99 |
Инвестиции в основной капитал ТЭК, трлн руб. |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
3,6 |
Доля ТЭК в суммарных инвестициях в стране, % |
25,9 |
26,1 |
26,5 |
27 |
27,1 |
26,6 |
Доля инвестиций ТЭК в ВВП, % |
5,3 |
5,8 |
5,7 |
5,8 |
6,1 |
5,8 |
В 2019 г. было отмечено заметное сокращение объема инвестиций, как в абсолютном, так и относительном выражении, что явилось реакцией на усугубляющуюся ситуацию с нефтегазовыми доходами не только по стране в целом (табл. 7), но и для отдельных хозяйствующих субъектов. В этой связи, нефтяники стремятся получить налоговые вычеты в обмен на инвестиции.
Таблица 6
Структура нефтегазовых доходов бюджета Российской Федерации в 2018 - 2019 годах
Показатели |
2018 г. |
2019 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста |
|||
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
(снижения), % |
|
Нефтегазовые доходы, всего |
9 017,8 |
100,00 |
7924,3 |
100,00 |
-1 093,5 |
-12,13 |
|
НДПИ, в том числе: |
6 009,9 |
66,64 |
5 971,7 |
75,36 |
-38,2 |
+8,72 |
-0,63 |
нефть |
5 232,3 |
58,02 |
5 175,5 |
65,31 |
-56,8 |
+7,29 |
-1,09 |
газ |
630,6 |
6,99 |
627,0 |
7,91 |
-3,6 |
+0,92 |
-0,57 |
газовый конденсат |
147,0 |
1,63 |
169,2 |
2,14 |
+22,2 |
+0,51 |
+15,17 |
Экспортная пошлина в том числе: |
3 007,9 |
33,35 |
2 276,0 |
28,72 |
-731,9 |
-4,63 |
-24,33 |
нефть |
1 550,0 |
17,19 |
1 115,5 |
14,07 |
-434,5 |
-3,12 |
-28,03 |
газ |
809,2 |
8,97 |
695,7 |
8,78 |
-113,5 |
-0,19 |
-14,03 |
нефтепродукты |
648,7 |
7,19 |
464,9 |
5,87 |
-183,8 |
-1,32 |
-28,33 |
НДД |
н/д |
н/д - |
101,1 |
1,27 |
+101,1 |
+1,21 |
н/д |
Акциз на нефтяное сырье без Кдемп |
н/д |
н/д |
-142,4 |
-1,80 |
н/д |
н/д |
н/д |
к |
н/д - |
н/д - |
-282,1 |
-3,55 |
н/д |
н/д |
н/д |
Справочно: |
|||||||
Базовый объем нефтегазовых дохо- |
4 756,3 |
52,74 |
4 967,4 |
62,68 |
+211,1 |
+9,94 |
+4,44 |
дов |
|||||||
Дополнительные нефтегазовые |
4 261,5 |
47,26 |
2 956,9 |
37,32 |
-1 304,6 |
-9,94 |
-30,61 |
доходы |
|||||||
Примечание: Расчеты выполнены автором на основании данных Министерства финансов РФ. |
С просьбой о предоставлении дополнительных льгот обратились ПАО Сбербанк, кредитующий проекты по расширению добычи нефти в Арктике, а также ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Газпром нефть», активно занимающееся разработкой Приобского месторождения нефти. При этом ПАО «НК Роснефть» в обмен на предоставленные льготы готово принять на себя обязательства по реализации масштабных инвестиционных проектов, что может обеспечить рост загрузки Северного морского пути.
В настоящее время, по оценкам Минфина РФ, почти 50 % нефти добывается на территориях, к которым в той или иной степени могут быть применены налоговые льготы, что обусловлено выработанностью действующих месторождений. Считается, что к 2035 г. этот показатель может достигнуть 90 %. Для российского бюджета - это ни что иное, как выпадающие доходы, ежегодный размер которых уже превысил 1,2 трлн руб., что представляет достаточно заметную величину как к сумме нефтегазовых доходов, так и доходной части бюджета в целом. В результате, по оценкам Минфина РФ уже к 2022 г. профицит бюджета не превысит 300 млрд руб. против 1,9 трлн руб. в 2019 г. Эксперты считают, что при сохранении сложившейся ситуации с налоговой нагрузкой на нефтегазовый бизнес, сумма выпадающих доходов в ближайшие 5-10 лет может возрасти вдвое. Именно эта, достаточно серьезная ситуация с формированием бюджета, обусловила введение моратория на налоговые льготы, которые запросили в 2019 г. у Правительства РФ.
2.2 Направления развития мировой энергетики до 2040 года
В современных условиях хозяйствования энергетика — одна из ключевых отраслей всех стран мира, независимо от уровня их политического, социального или экономического развития. Каждое государство в той или иной мере обеспечено энергоресурсами. Также в наличии имеются технологические, транспортные и производственные мощности, необходимые для преобразования ресурсов в энергию.
Потребности различных государств в том или ином виде энергии носят неравномерный характер. Следует отметить, что состояние топливноэнергетического комплекса, а также обеспеченность энергоресурсами транспортной, коммунально-бытовой и производственной сферы влияет на экономическую и национальную безопасность государства. Таким образом, вопросы обеспечения стабильного энергоснабжения — одна из самых актуальных задач, которые решаются международным сообществом. Эти факторы влияют на современное состояние и развитие рынков энергоресурсов, однако отмечается их неравномерный характер.
Сегодня мировые рынки энергоресурсов имеют глобальный характер. Это создает условия для стабильных и интенсивных международных торговых обменов энергоносителями, электроэнергией, а также новейшими технологиями. Такие торговые отношения позволяют противостоять военному шантажу и вооруженным захватам территорий с богатыми энергоресурсами.
Спецификой международного энергетического сотрудничества как составляющей международных экономических отношений является то, что они строятся одновременно на экономической, торговой, научно технической, социальной, экологической платформах, а также на государственной безопасности.
При анализе общего состояния энергетической отрасли определяются прогнозы запасов энергоресурсов, помимо этого рассматриваются технологические особенности всего процесса производства (от разведки до продажи энергоресурсов), ценовая политика, спрос предложение всех участников отношений: и производителей, и потребителей, и транзитных стран. Кроме того, рассматриваются вопросы международного законодательства в области энергетики, выявляются проблемы глобальной энергетической безопасности и другие вопросы.
Поскольку современное человечество живет в эпоху сокращающихся традиционных энергоресурсов (нефть, газ, уголь), возникла необходимость в их разумном использовании, сбалансированном учете интересов стран мира, что требует новых подходов к международно-правовому регулированию отношений в данной сфере.
В соответствии с ежегодным отчетом компании Exxon Mobil Corporation (США) 2019 года «Прогноз развития энергетики до 2040 года» в мире ожидается увеличение потребления энергии на 20% к 2040 году, а глобальный спрос на электроэнергию за этот период увеличится на 60%.
«Нефть и природный газ останутся важными энергоносителями. Это требует значительного инвестирования в соответствующие отрасли. На нефть и природный газ приходится около 55% глобального энергопотребления. К 2040 году нефть и газ по-прежнему будут составлять более 50% мирового объема энергоносителей. Инвестирование в нефтегазовые проекты необходимо для компенсации естественного падения добычи и удовлетворения будущего спроса».
Характеризуя условия развития современного рынка энергоресурсов, выделим факторы, которые отрицательно влияют на развитие энергетической сферы. К ним относятся такие как неустойчивые цены на нефть; недостаточность у ряда стран собственных энергоресурсов, недостаточность инвестиций для освоения месторождений энергоносителей и соответствующей инфраструктуры, наконец, обострившиеся политические конфликты в разных регионах.
В последние годы крупнейшие представители мирового рынка энергоресурсов отмечают рост противоречий, которые возникают при решении вопросов, связанных с его развитием (например, проблемы с прокладкой новых путепроводов углеводородов, с определением объемов поставки углеводородов и другие). Следует отметить, что данные проблемы часто проявляются на межгосударственном уровне, что несет с собой определенные негативные последствия для мировой экономики.
На сегодняшний день в энергетической сфере не существует единого эффективного способа решения международных споров. Наличие такого механизма способствовало бы росту экономической эффективности торговли энергетическими ресурсами на международном рынке и через гарантированные поставки энергоресурсов повысило бы энергетическую безопасность стран-потребителей этих ресурсов. Как было сказано ранее, потребление энергии увеличивается с каждым годом, что на фоне перечисленных негативных факторов приводит к тому, что обеспечение поставок энергоресурсов принимает политическую окраску. Правительства ряда государств для защиты своих национальных интересов и решения вопросов энергобезопасности сформулировали принципы энергетической политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, ТЭК является очень чувствительным сектором экономики к макроэкономическим изменениям. Кризис 2014 г. существенно повлиял на экономику России в целом, а также на результативность и эффективность функционирования ТЭК, однако, российские компании смогли максимально возможно снизить проявившиеся риски.
Последствия вновь начавшегося кризиса на данный момент достаточно сложно оценить, но можно сказать, что 2020 г. будет являться переломным для всей национальной экономики и, особенно, для ТЭК.
Стоит отметить, что анализ вклада компаний ТЭК в ВВП России стоит оценивать не только основываясь на оценке финансового состояния данных компаний и экономического развития страны в целом, но и не стоит забывать про влияние установленных экономических санкций, снижения мировых цен на энергоносители, а также колебания курса рубля по отношению к иностранной валюте.
Начало 2020 г. показало, что резкий рост курса доллара привел к резкому снижению цен на нефть. Российские энергетические компании еще не смогли в полном объеме ощутить влияние данных последствий, но уже сейчас многие эксперты говорят о том, что стоит задуматься над способами укрепления экономики России в целом и компаний ТЭК в частности.