Файл: Топливно- энергетический комплекс в составе национальной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • отсутствие комплексной переоценки ресурсов, а также запасов нефти и газа с учетом изменений в экономической ситуации;
  • угрожающая степень износа основных фондов (около 50%);
  • отсутствие достаточного уровня конкуренции между взаимозаменяемыми энергоресурсами;
  • дефицит инвестиционных ресурсов;
  • отставание в развитии топливного производства и электроэнергетики России от мирового научно-технического уровня;
  • неразвитость инфраструктуры энергетического рынка России;
  • низкая доля нефтеперерабатывающих производств в системе топливной промышленности России;
  • экологические угрозы;
  • высокая степень зависимости экономики государства от нефтегазового сектора и как следствие — от мировых цен на энергоресурсы [14].

Между тем, потребности национальной экономики в эффективном функционировании топливно-энергетического комплекса весьма велики. Поднимается вопрос энергосбережения. Значительная энергоемкость отечественной экономики характеризуется не только природно-географическими особенностями страны, но и значительной долей энергоемких отраслей тяжелой промышленности. Устаревшие энергорасточительные технологии оказывают серьезное влияние на прямые потери энергии в сетях, а практика энергосберегающих технологий на сегодняшний день не налажена.

Наблюдаются отрицательные тенденции и в области структуры разведанных запасов нефти. Наиболее рентабельные месторождения и залежи разрабатываются в опережающем темпе. Прослеживается тенденция сосредоточения вновь подготавливаемых запасов в средних и мелких месторождениях, которые являются трудноизвлекаемыми.

В связи со сложившимися проблемами в топливно-энергетическом комплексе России, несомненно, возрастает значение формирования его научного обоснования, а также определения места и роли в социально-экономическом развитии не только государства, но и отдельно взятых регионов. Несмотря на то, что вопросам развития ТЭК уделяется большое количество внимания со стороны научного сообщества, вопрос необходимости дальнейших исследований не теряет своей актуальности. Это касается не только развития ТЭК России в целом, но и в регионах. Научный анализ региональных систем топливно-энергетического комплекса может позволить определить его роль и значение в совершенствовании производительных сил регионов, а также сформировать эффективную экономическую политику будущего развития ТЭК.


1.2 Международные интеграционные процессы в энергетической сфере

Энергетическая дипломатия является одним из инструментов, направленных на достижение целей энергетической политики. Традиционная дипломатия устанавливает и поддерживает устойчивый баланс интересов в отношениях различных субъектов с имеющимися противоположными интересами. Это характеризует и энергетическую дипломатию, поскольку она занимается вопросами обеспечения баланса спроса и предложения ресурсов энергии, согласования правил межгосударственной торговли, вопросов инвестиций, вопросов транзита энергоресурсов.

Новые подходы к решению вопросов международного сотрудничества в энергетической сфере развивают практику, построенную на взаимном долевом участии компаний во всем производственном процессе (от разведки до реализации), а также на обмене энергетическими активами. Сегодня отмечается ведение активного диалога между участниками энергетического рынка. Выделим три группы участников такого диалога: страны-производители энергоресурсов, объединения стран, а также международные организации. Евразийское экономическое сообщество — один из примеров объединения стран, а Шанхайская организация сотрудничества — пример международной организации, которая, члены которой среди прочих сфер, сотрудничают и в сфере энергетики [18].

Одним из актуальных вопросов мирового значения, несмотря на значительные финансовые затраты, является использование возобновляемых источников энергии. Особенно привлекательным этот подход является для развитых стран, имеющих финансовые ресурсы для его решения. Лидерами по наращиванию энергетических мощностей, основанных на альтернативных источниках (ветер, солнечная энергия) являются европейские страны и США.

Следует отметить, что в энергетической сфере серьезный характер приобрели вопросы экологии, связанные с изменением климата, происходящим из-за «парникового эффекта». Это фактор отражается на экономической политике стран через рост взаимозависимости энергетического и экологического элементов. Для решения этой проблемы может быть предложено увеличение количества возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе. Это позволит уменьшить негативное влияние на экологическую обстановку и обеспечить энергетическую безопасность стран.

Тем не менее более активно развивается мировой рынок нефти, который требует привлечения иностранных инвестиций, защиту которых необходимо было обеспечить. Эти факторы повлияли на развитие интеграции экономически развитых западных стран в этой сфере. Требовалось создание крупных центров, которые формировали энергетическую политику. Важную роль в развитии правового регулирования выполнили международные организации. В 1960 году была основана Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) правительствами пяти развивающихся стран Ирака, Ирана, Саудовской Аравии, Кувейта и Венесуэлы. Сегодня кроме стран-учредителей, в ОПЕК входят Ангола, Алжир, Нигерия, Катар, Ливия, Эквадор и Объединенные Арабские Эмираты. ОПЕК начала развитие межгосударственного регулирования мирового рынка нефти. Одной из причин ее создания была защита своих экономических интересов в отношениях с международным картелем «Семь сестер», состоящего из нефтяных корпораций «Royal Dutch Shell», «British Petroleum», «Texaco», «Mobil», «Chevron», «Exxon» и «Gulf» [21]. Создание ОПЕК существенно уменьшило влияние «Семи сестер» на формирование цен на нефть. Таким образом, видим, что ОПЕК — это пример того, как сотрудничество ряда государств в виде согласованной позиции по этому вопросу направлено на отстаивание своей конкурентной позиции против объединения крупнейших компаний, функционирующих в этой же сфере.


Ряд стран — крупных игроков на рынке нефти, таких как Россия, Норвегия, Мексика, не являются участниками ОПЕК, однако рекомендации ОПЕК, например, по сокращению добычи нефти, могут быть приняты во внимание. С 1998 года Российская Федерация является наблюдателем этой организации.

Еще одной международной организацией, состоящей из арабских стран-экспортеров нефти (в настоящий момент состоит из 12 участников), является созданная в 1968 году ОАПЕК. По своим целям она аналогична ОПЕК. Особенностью ОАПЕК является то, что она напрямую зависит от решений ОПЕК.

Позднее создавались международные экономические объединения стран с различными специализациями, среди которых назовем Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Международное энергетическое агентство (МЭА), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и другие.

Основная цель создания Международного энергетического агентства в 1974 году заключалась в формировании системы коллективной энергетической безопасности через перераспределение между участниками нефтяных запасов в случае с перебоями поставок.

Российская Федерация является активным участником международных организаций, направленных на сотрудничество в энергетической сфере. Является одним из ведущих экспортеров энергоресурсов, Россия заинтересована в стабильном поступлении доходов от этого экспорта. Проведя анализ энергетической стратегии Российской Федерации как инструмента энергетической дипломатии, видим, что основная цель России заключается в обеспечении собственной безопасности в области энергетики. Это направление является важной составляющей государственной экономической безопасности, которую можно обеспечить через снижение влияния внешних факторов риска, а также посредством недопущения развития кризисных явлений на мировых энергетических рынках. Также важной задачей является поддержание экспортного потенциала страны посредством расширения номенклатуры и диверсификации географической структуры экспорта российской продукции ТЭК.

Одно из направлений сотрудничества Европейского Союза и России — Энергетический диалог, учрежденный в 2000 году, суть которого заключалась в увеличении Россией объемов энергоресурсов в обмен на инвестиции и технологии западных стран. Основными вопросами Энергетического диалога являются поставки природного газа и нефти, объединение электросетей ЕС и России, торговля ядерными материалами.


Глобальная интеграция — следствие процессов глобализации как ключевой характеристики мировой экономики в последнее столетие, на мировом рынке энергоресурсов проявляется в росте влияния региональных объединений стран, которые вырабатывают единые энергетические стратегии для целых регионов мира. В подтверждении этого приведем пример стран Тихоокеанского региона, Азии и Европы, сотрудничающих в рамках экономического и энергетического направлений на региональном уровне. Наиболее активными являются такие интеграционные объединения, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Некоторые страны-участницы и наблюдатели этих объединений — не только крупнейшие производители, но и крупнейшие потребители энергоносителей, а также транзитные страны [21].

В настоящее время активной деятельностью, направленной на формирование общего энергетического рынка, отличается интеграционное объединение — Евразийский экономический союз (ЕАЭС), правопреемник созданного в 2000 году правительствами России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана Евразийского экономического сообщества — ЕврАзЭС. В рамках этого союза за непродолжительное время была сформирована разветвленная структура механизмов и инструментов по различным измерениям интеграционного процесса. Одно из основных направлений ЕАЭС заключается в унификации законодательной базы в сфере энергетики.

Одно из перспективных объединений в области энергетики — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), включающая страны-участницы, а также государства-наблюдатели, страны-партнеры по диалогу и др. категории стран, с которыми осуществляется сотрудничество в рамках ШОС. Странами-участницами ШОС в настоящий момент являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Пакистан, а странами-наблюдателями — Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия [9].

И страны- участницы, и страны-наблюдатели являются как крупнейшими производителями и потребителями, так и транзитными странами.

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является международной экономической организацией, созданной по инициативе Австралии в 1989 году. Цель — дальнейшее развитие интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. АТЭС, не имея Устава, действует как международный форум и консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Сегодня АТЭС объединяет 21 государство с экономиками различного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония).


Население стран-участниц АТЭС, которые представляют Азиатско-Тихоокеанский регион, составляет 2,8 миллиарда человек. Доля стран, входящих в АТЭС, в мировом ВВП — около 59%, в обороте международной торговли — 49%. Экономическая зона этого региона характеризуется как наиболее динамично развивающаяся в мире [9].

Интеграция Российской Федерации в мировую экономику, в том числе в мировой энергетический рынок, является важнейшей государственной задачей, поскольку от этого зависит экономическое развитие страны. Россия продвигает идею создания единых международных правил в области энергетического сотрудничества. После вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Российская Федерация признана полноценным участником мирового экономического сообщества и членом большинства международных интеграционных организаций, имеющих влияние на мировом рынке.

В этих условиях российские предприятия топливно-энергетического комплекса ориентированы на получение максимальной прибыли за счет производства энергоносителей. Объем прибыли определяется не только реализуемыми объемами, но и себестоимостью, качеством, временем выпуска. Эти факторы определяют конкурентоспособность продукции и услуг.

На данном этапе развития производства во всем мире актуализировалась и приобрела повышенное значение экологическая составляющая производственных процессов. В полной мере это относится и к топливно-энергетическому комплексу. Требования по экологической безопасности производства, которая теперь уже является одним из факторов конкурентоспособности производимой продукции и услуг, ведут к тому, что предприятия стремятся внедрять новые технологии и оборудование.

Глава 2. Перспективы развития  топливно-энергетического комплекса

2.1 ТЭК как драйвер экономического развития России

Топливно-энергетический комплекс для Российской Федерации на протяжении всей истории ее существования во многом определял результативность развития экономики страны в целом, что обусловлено, с одной стороны, наличием богатейших запасов топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), которыми не располагают многие даже крупные и более экономически развитые страны. С другой стороны, в настоящее время Россия отстает от промышленно развитых держав в части развития отраслей обрабатывающего производства, прежде всего, машиностроения, что не позволяет ей успешно конкурировать на рынке продукции машиностроения. В этой связи, можно говорить о том, что состояние и перспективы развития ТЭК России, в обозримом будущем, будут во многом определять не только динамику макроэкономических показателей в стране, но и оказывать влияние на тенденции развития мировой экономики в целом, учитывая тот факт, что добываемые на территории Российской Федерации ТЭР экспортируются во многие страны мира.