Файл: Курсовой проект по дисциплине Объектноориентированное программирование тема Разработка программного обеспечения с использованием объектноориентированного подхода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. Анализ существующих аналогов.

КИС Аэропорт


Корпоративная информационная система Аэропорт (КИС Аэропорт) предназначена для автоматизации деятельности аэропорта. Основной особенностью системы является всесторонний охват основных видов деятельности аэропорта в единой программной среде, как для производственно-технологических задач, так и для задач управленческого учета и бухгалтерского учета. Она позволяет организовать эффективное управление деятельностью аэропорта в едином информационном и алгоритмическом пространстве для принятия решений в ходе осуществления производственной деятельности аэропорта. КИС Аэропорт состоит из большого набора взаимосвязанных между собой программных продуктов. Окончательная комплектация системы может гибко меняться и зависит от нужд и потребностей вашего аэропорта.

Система включает в себя:

  • Расписание движения воздушных судов;

  • Технологический график, управление суточным планом полетов;

  • Мобильное рабочее место, работа на перроне;

  • Информирование пассажиров;

  • Наземное и аэропортовое обслуживание ВС;

  • Грузовой склад;

  • Бюро пропусков;

  • Бюджетирование и отдел снабжения;

  • Служба спецтранспорта и путевые листы;

  • Бухгалтерский учет.

Информационная система «Аэропорт»


ИС «Аэропорт» — это комплексное решение, призванное обеспечить поддержку производственных, технологических и финансовых процессов авиационного предприятия. Оно позволяет решать задачи, связанные с организацией, подготовкой и выполнением работ по обеспечению авиационных перевозок в аэропорту.

Развитие системы осуществляется с учетом требований российских и международных (ICAO, IATA) нормативных документов, рекомендаций и правил, регламентирующих деятельность аэропортов в области наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и организации воздушного движения.

Основными функциями системы являются:

  • управление процессом обслуживания рейсов и пассажиров;

  • управление ресурсами (статичными и мобильными);

  • управление персоналом;

  • управление финансами;

  • голосовое и визуальное информирование.

ИС «Аэропорт» основывается на решениях, которые проверены временем и сочетают в себе надежность и удобство в повседневной работе, а также призваны решать следующие задачи:


  • обеспечение безопасности полетов;

  • эффективное планирование расписания и суточного плана обслуживания воздушных судов;

  • сокращение времени на обслуживание, повышение качества;

  • эффективное планирование и использование персонала и ресурсов, задействованных в обслуживании;

  • сокращение издержек производства;

  • сокращение реакции на сбои и задержки в технологическом процессе;

  • уменьшение численности административного и обслуживающего персонала за счет повышения эффективности его работы;

  • своевременное предоставление максимального объема оперативной информации каждому участнику производственного процесса с применением различных технических средств.

При разработке системы учтены требования нормативных документов, регламентирующих деятельность эксплуатантов гражданской авиации РФ.

В состав комплекса входят следующие программные и функциональные модули:


  • Расписание рейсов;

  • Суточный план обслуживания;

  • Суточный план обслуживания - «cигнальное табло»;

  • Планирование персонала и ресурсов;

  • Учет доходов, формирование актов формы С;

  • Интеграция с 1С;

  • Мобильные устройства для удаленной работы;

  • Графическая панель «Карта полетов»;

  • Графическая панель «План стоянок»;

  • График движения воздушных судов;

  • График загрузки аэропорта (по персоналу и ресурсам);

  • Представление в виде стыковок рейсов;

  • Электронный диктор;

  • Информационное табло (FIDS) для информирования сотрудников и пассажиров;

  • Веб-приложение;

  • Система отчетности и бизнес-аналитики (OLAP).


1.5 Цели и задачи курсового проектирования.

Целью данного курсового проекта является создание приложения с графическим интерфейсом для предметной области «Аэропорт».

В результате анализа предметной области были выделены следующие задачи:

  • Ввод данных

  • Хранение данных

  • Обновление данных

  • Выборка данных

Таким образом, необходимо:

  • Спроектировать базу данных для приложения;

  • Выбрать средства программной реализации;

  • Придумать алгоритм выполнения программы;

  • Создать модульную структуру программы;

  • Описать диалог с пользователем.






2. Моделирование и разработка системы на основе принципов ООП

2.1 Постановка задачи разработки ПО



Для того чтобы смоделировать и разработать программное обеспечение дял автоматизации работы аэропорта, необходимо определиться с функциональными возможностями будущей программы, ее интерфейсом и системой классов. Выделим основные функции данной системы.

  • Возможность ввода номера паспорта для идентификации пассажиров

  • Возможность регистрации новых пользователей

  • Возможность проверки наличия билета на рейс

  • Возможность просмотра доступных рейсов

  • Возможность покупки билета для пассажира

  • Возможность отслеживания доступных билетов.



Рисунок 1 – Схема программы.
При создании программы будет необходимо использовать методы и принципы объектно-ориентированного программирования посредством реализации классно и объектов.

2.2 Описание использования объектно-ориентированных принципов и компонентов

Классы в С++ — это абстракция описывающая методы, свойства, ещё не существующих объектов. Объекты — конкретное представление абстракции, имеющее свои свойства и методы. Созданные объекты на основе одного класса называются экземплярами этого класса. Эти объекты могут иметь различное поведение, свойства, но все равно будут являться объектами одного класса. В ООП существует четыре основных принципа построения классов:

  1. Инкапсуляция – это принцип, согласно которому любой класс и в более широком смысле – любая часть системы должны рассматриваться как «черный ящик»: пользователь класса или подсистемы должен видеть только интерфейс (т.е. список декларируемых свойств и методов) и не вникать во внутреннюю реализацию. Другими словами, программисту необходимо разграничивать переменные и методы на публичные и приватные поля.

  2. Наследование – это возможность порождать один класс от другого с сохранением всех свойств и методов класса, добавляя новые свойства и методы при необходимости.

  3. Полиморфизм — принцип в ООП, когда программа может использовать объекты с одинаковым интерфейсом без информации о внутреннем устройстве объекта.


В программе будут использоваться все основные методы ООП. Принцип наследования будет реализован с помощью создания класса-потомка для класса Airport. Принцип инкапсуляции будет реализован с помощью определения функций в публичных полях, а сами поля класса будут приватными. Полиморфизма будет реализован с помощью функций вывода всех рейсов.

2.3 Описание разработки классов
Классы и объекты в С++ являются основными концепциями объектно-ориентированного программирования — ООП. Объектно-ориентированное программирование — расширение структурного программирования, в котором основными концепциями являются понятия классов и объектов. Описание классов данной информационной системы:

  • Граничный класс – класс, граничащий с внешней средой. В данном ПО - class passenger.

  • Управляющий класс – класс, координирующий действия других классов. В данном ПО – class airport.

  • Класс сущность – пассивный класс, информация о котором должна храниться постоянно и не уничтожаться с завершением работы системы. В данном ПО – class flights.

Класс passenger содержит в себе информацию о номере паспорта пассажира.

Класс airport является дочерним для класса passenger и содержит в себе все рейсы и билеты.

Класс flights является дочерним для класса passenger содержит в себе всю необходимую информацию о рейсах.
2.4 Диаграмма классов
Диаграмма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Диаграмма классов – это UML-диаграмма, которая описывает систему, визуализируя различные типы объектов внутри системы и виды статических связей, которые существуют между ними. Диаграмма классов показывает набор классов, интерфейсов, а также их связи. Она также иллюстрирует операции и атрибуты классов. Обычно они используются для изучения концепций области, понимания требований к программному обеспечению и описания подробных проектов. Диаграмма классов может отражать, в частности, различные взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также описывает их внутреннюю структуру и типы отношений. На данной диаграмме не указывается информация о временных аспектах функционирования системы. С этой точки зрения диаграмма классов является дальнейшим развитием концептуальной модели проектируемой системы.




Рисунок 2 – Диаграмма классов для программы.