Файл: Школа поведенческих наук Школа человеческих отношений.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Школа поведенческих наук

Школа человеческих отношений


С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», (бихевиоризм -поведение, наука о поведении). Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении организацией оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.
Наиболее крупные представители этого направления -Лайкерт, МакГрегор, Маслоу - изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т. д.
Ренсис Лайкерт

Дуглас МакГрегор

Абрахам Маслоу 

американский социальный психолог, исследователь проблем организаций

американский социальный психолог. Предложил теорию X и теорию Y

Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии
В соответствии с теориями «X» и «У» МакГрегора существует два типа управления: теорию «X» и теорию «У». Первая модель с положениями классической школы, вторая — с положениями школы человеческих отношений. Основные различия указанных моделей:

Теория Х

  • пассивное, ленивое, нетворческое существо; жесткое разделение труда, программирование деятельности, усиленный внешний контроль со стороны управляющих и иерархия;

Теория Y

  • активное, заинтересованное, стремящееся к ответственности и творческое существо; насыщение исполнительной деятельности, акцент на самоорганизацию, самоконтроль и стимулирование мотивации, привлечение работников к подготовке решений.


Лайкерт рассматривал управление организацией как процесс, при котором лидер должен приспосабливаться к ситуации и особенностям поведения людей, которыми управляет. Он определил три типа переменных, влияющих на эффективность организации: причинные (структура, стратегия, социальная политика, профессиональный и квалификационный состав работников); • промежуточные (характеристики работников — их навыки, отношение к труду, отношения с руководством, практикуемые способы принятия решений и стимулирования мотивации); • результирующие, т. е. зависимые (производительность труда, прибыль, качество услуг). Модель эффективного управления Лайкерт представил как воздействие стимулов (первый тип переменных) на ресурсы (второй тип) с получением эффекта (третий тип) на выходе. Он указал на то, что неэффективность организации часто связана с попыткой менеджеров воздействовать на промежуточные переменные вместо причинных.

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в теории организации и менеджмента внес Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей».

Базисные потребности

  • потребность в пище, безопасность, позитивная самооценка и др. Базисные потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).

Производственные потребности

  • потребность в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни. Ценность производных потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии.

Возникновение и широкое использование термина организационного поведения, а также формирование теории организационного поведения как особого научного направления связаны с тем, что: • поведенческие реакции на одинаковые внешние воздействия разнообразны; • поведение людей в организации и вне ее различно; • поведенческие реакции одного человека (группы, организации) различны в разные периоды и в разных ситуациях. Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив, на увеличение внимания социальным потребностям работников. Школа науки о поведении сконцентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений, мотивации, лидерстве, изучении индивидуальных способностей отдельных работников.