Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере оптовой торговли ( Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия торговли).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия торговли
1.1 Сущность, функции и задачи участников оптовой торговли
2. Оценка развития оптового бизнеса Москвы ООО ТД «Риверак»
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО ТД «Риверак»
2.2 Стратегический анализ развития ООО ТД «Риверак»
2.3 Предложения по совершенствованию и развития предприятия ООО ТД «Риверак» в оптовой торговли
№ п/п |
Товарная группа |
Годы |
Темп роста, % |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2018 к 2017 гг. |
2019 к 2018 гг. |
||
1. |
Женская обувь |
230100 |
335910 |
387613 |
145,98 |
168,45 |
2. |
Мужская обувь |
127415 |
119128 |
137421 |
93,50 |
107,85 |
3. |
Детская обувь |
21364 |
48417 |
51184 |
226,63 |
239,58 |
4. |
Сумки |
13813 |
40198 |
47837 |
291,02 |
346,32 |
5. |
Аксессуары |
8721 |
16921 |
29773 |
194,03 |
341,39 |
Итого |
401413 |
560574 |
653828 |
139,65 |
162,88 |
Анализ данных, представленных в таблице 6, показал, что оптовый товарооборот торговой группы «Женская обувь» увеличился за исследуемый период на 157513 тыс. руб., то есть темп роста составил 168,45%. Основной рост приходится на 2018 г., когда темп роста составил 145,98% или в абсолютном выражении105810 тыс. руб. Товарооборот товарной группы «Мужская обувь» не обладает постоянной динамикой: в 2018 г. по сравнению с 2019г. наблюдалось сокращение объема оптового товарооборота данной группы на 6,5%, но в 2019 г. по сравнению с 2018 г. наблюдается значительный рост (на 18293 тыс. руб. Таким образом, объем товарооборота товарной группы «Мужская обувь» увеличился за 2017- 2019 гг. на 7,85%. Объем товарооборота товарной группы «Детская обувь» увечился на 29948 тыс. руб., то есть темп роста составил 239,58%. Товарные группы «Сумки» и «Прочие» обладают наибольшей динамикой рост. Темп роста составил 346,32% и 341,39% соответственно. Таким образом, объем оптового товарооборота по всем группам товаров увеличился за 2017-2019 гг. на 62,88%.
2.2 Стратегический анализ развития ООО ТД «Риверак»
Ключевой момент в стратегии развития предприятия – анализ внутренней и внешней среды, т.е. оценка информации о внешнем окружении организации, направленная на обнаружение угроз и возможностей.
Внешняя среда предприятия состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления, которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. Для того, чтобы сформулировать стратегию предприятия с помощью сбора и анализа информации о тенденциях развития факторов макро- и микросреды, необходимо определить: каковы перспективы развития отрасли и экономики, каковы правовые аспекты деятельности организации и возможны ли изменения, каковы технологические новшества в отрасли, кто является основными конкурентами, в чем их преимущества и недостатки, как это использовать для придания собственных конкурентных преимуществ, кто является поставщиками и потребителями продукции и т.д.
Макросреда организации представлена более общими для большинства компаний факторами, преимущественно социального плана.
При оценке нестабильности среды организации необходимо придерживаться определенной последовательности. Сначала была сформирована группа экспертов (бухгалтер, юрист, менеджер по продажам, руководитель отдела логистики, начальник отдела маркетинга) и были выбраны сферы макроокружения, которые оказывают наибольшее влияние на предприятие – политическое окружение, экономика, технологии и социальные.
Произведем анализ внешней среды по отношению к ООО ТД «Риверак» или макросреды. Для этого проанализируем политико-правовую среду, демографическую и экономическую среду, технологическую и природную среду, социально-культурную среду, и выявим угрозы и возможности влияния этих сред на деятельность фирмы.
Результаты анализа представим в таблице 7.
Факторы макросферы |
Степень (сила) влияния |
||||
Очень сильное |
Сильное |
Умеренное |
Слабое |
Очень слабое |
|
|
0/7 |
2/7 |
3/7 |
1/7 |
1/7 |
|
+ |
||||
|
+ |
||||
|
+ |
||||
1.4 Уровень жизни населения |
+ |
||||
1.5 Уровень безработицы среди специалистов |
+ |
||||
1.6 Кредитная политика |
+ |
||||
1.7 Курсы валют |
+ |
||||
|
0/8 |
4/8 |
1/8 |
2/8 |
1/8 |
2.1 Политика государства в сфере грузоперевозок |
+ |
||||
2.2 Гражданское законодательство |
+ |
||||
2.3 Налоговое законодательство |
+ |
||||
2.4 Трудовое законодательство |
+ |
||||
2.5 Стабильность политической обстоновки |
+ |
||||
2.6 ГОСТы, стандарты |
+ |
||||
2.7 Лицензирование деятельности |
+ |
||||
|
1/4 |
¼ |
2/4 |
0/4 |
0/4 |
3.1 Разработка и внедрение новых технологий |
+ |
||||
3.2 Проектирование и производство оборудования |
+ |
||||
3.3 Разработка и использование специализированных ПО |
+ |
||||
3.4 Оборудованные рабочие места |
+ |
||||
|
0/5 |
0/5 |
1/5 |
1/5 |
3/5 |
4.1 Социальная структура населения |
+ |
||||
4.2 Вкусы и предпочтения потребителей |
+ |
||||
4.3 Уровень образования |
+ |
||||
4.4 Рост населения |
+ |
||||
4.5 Демографическая ситуация |
+ |
Проведем расчет коэффициентов значимости блоков PEST – анализа на основе весовых коэффициентов отдельных групп факторов. Результаты расчетов представлены в таблице 8.
Таблица 8. Характеристика степени влияния блоков PEST факторов на деятельность ООО ТД «Риверак».
Факторы макро-среды |
Влияние на деятельность компании |
Коэффициент значимости |
||||
Очень сильное |
Сильное |
Умеренное |
Слабое |
Очень слабое |
||
Баллы |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Экономические |
0,000 |
0,286 |
0,429 |
0,000 |
0,000 |
2,431 |
Политические |
0,000 |
0,500 |
0,125 |
0,250 |
0,125 |
3,000 |
Технологические |
0,250 |
0,250 |
0,500 |
0,000 |
0,000 |
3,750 |
Социальные |
0,000 |
0,000 |
0,200 |
0,200 |
0,600 |
1,600 |
Таким образом, наибольшую силу влияния на деятельность ООО ТД «Риверак» оказывают технологические факторы, затем – политические, среднее влияние – экономические, и, наконец, наименьшее – социальные.
На основании полученных результатов экспертных оценок был построен профиль среды предприятия (рисунок 2).
Рисунок 2. Профиль среды ООО ТД «Риверак»
Таким образом, анализируя профиль макроокружения ООО ТД «Риверак» можно выделить наиболее нестабильные сферы – политическую сферу и технологии. В сфере политики очень сложно сформулировать предложения по ее отслеживанию для регионального предприятия, однако можно предложить:
- принимать участие в программе государственно-частного партнерства в целях повышения уровня информированности об изменении отраслевого регулирования;
- обратить особое внимание на юридическую защищенность интеллектуальной собственности
- внести поправки в трудовые договора с работниками в части прав на использование их изобретений и иной интеллектуальной собственности, произвести оформление патентов на все «ноу-хау»;
- активную работу с контрольными органами и потребителями в целях предупреждения жалоб и, как следствие, внеплановых проверок.
В сфере технологий необходимо комплексно рассмотреть возможности по автоматизации производственных мощностей.
На основании полученных результатов составим перечень возможностей и угроз компании (таблица 9).
Таблица 9. Возможности и угрозы ООО ТД «Риверак»
Блоки факторов макросхемы |
Возможности |
Угрозы |
Экономические |
1. Экономия затрат на заработную плату за счет высокого уровня безработицы. 2. Налоговые льготы для развития производства 3. Благоприятный инвестиционный климат в стране. 4. Резкое увеличение спроса на продукции |
1. Увеличение налогового бремени. 2. Отставание темпов роста стоимости продукции от затратообразующих факторов. 3. Увеличение процентных ставок по кредитам. 4. Увеличение объема рынка может привести к ужесточению конкуренции. |
Политические |
1. Положительные изменения в законодательстве. 2. Упрощение условий проведения электронных торгов. 3. Активная поддержка государства |
1. Принятие новых «неблагоприятных» законов в области информационных технологий. 2. Ужесточение условий получения лицензий. 3. Ужесточение требований в части безопасности, экологической обстановки. |
Технологически |
1. Снижение трудоемкости выполняемых работ за счет автоматизации их выполнения. 2. Расширение сферы деятельности |
1. Снижение темпов промышленного производства. 2. Сокращение потребности введения новой техники. 3. «Дороговизна» и длительность внедрения технологий. |
Социальные |
1.Увеличение притока молодых специалистов. 2. Повышение квалификации персонала. 3. Рост потребления энергоресурсов |
1. Снижение уровня жизни в стране. 2. Уменьшение прироста населения. 3. Невозможность или высокая стоимость формирования квалифицированного персонала из-за его дефицита. |
Внутренние факторы зависят от деятельности ООО ТД «Риверак», т.е. само предприятие их порождает. Внешние же почти или совсем не подвластны воле предприятия. Внутренние факторы действуют на объем оптового товарооборота ООО ТД «Риверак» через улучшение качества продукции и обслуживания покупателей, повышение отпускных цен и снижение издержек реализации продукции, изменение структуры реализации продукции.
Основными резервами увеличения объема реализации товаров являются:
а) осуществление эффективной маркетинговой политики на предприятии;
б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;
в) расширение сети торговых представителей как в Московской области, так и в других регионах России и за рубежом;
г) интенсификация рекламной и информационной деятельности предприятия.
Основными резервами роста объема оптового оборота за счет снижения уровня цен закупки товаров для ООО ТД «Риверак» являются:
а) сокращение количества посредников при приобретении товаров, которым не требуется длительное хранение;
б) активное использование системы скидок при закупке партий товаров (например, скидки по количеству товаров, конечную сумму закупки, и т.д.);
в) при изменении курса валют активная закупка товаров в валюте за пределами РФ;
г) произведение бартера при благоприятном ценовом соотношении между разными регионами;
д) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам.
Основными резервами роста объемов товарооборота за счет увеличения уровня цен реализации товаров являются:
а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики предприятия на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;
б) использование благоприятной торговой конъюнктуры на отдельных этапах планового периода, особенно при реализации сезонных товаров;
в) повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.
В целях увеличения товарооборота ООО ТД «Риверак» должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в количественном, так и суммарном выражении. Повышение эффективности реализации возможно за счет рационального использования на ООО ТД «Риверак» основных средств. Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет: увеличения оптового товарооборота, улучшения качества продукции, снижения налога на имущество, увеличение балансовой стоимости.
Компьютеризация управления оптовым товарооборотом занимает довольно существенное место в повышении доходности предприятий оптовой торговли в целом, и ООО ТД «Риверак» в частности.
Таким образом, на основании изложенного определим основную цель стратегического развития предприятия – рост объема производства, повышение качества продукции и рост прибыльности предприятия, которые попытаемся решить посредством комплексной программы развития предприятия.