Файл: Система планирования физического воспитания в школе (Характеристика физического воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

2.1 Основные аспекты планирования

Планирование учебно-воспитательной деятельности - важнейший этап работы педагогов, в том числе преподавателей физической культуры. Разработка и составление планов – дело сложное и трудоемкое. Однако на это не стоит жалеть ни времени, ни сил, так как хорошо спланированная работа-необходимое условие высоких результатов.

Импровизация во время занятий, как показывает практика многих учителей, успеха не приносит. Нынешняя демократизация школьной жизни не только не устраняет необходимость планирования, но и усиливает внимание к этой проблеме. Возможность выбора средств и методов, усиление внимания к личности учащихся требуют более четкой последовательности в организации всего учебно-воспитательного процесса. В этой связи планирование является важной функцией управления процессом обучения. Планирование включает определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения учебного материала в системе уроков физкультуры.

Планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее рациональные пути их достижения в зависимости от частных целей каждого из этапов обучения.

Хорошо продуманные реалистичные планы обеспечивают четкую программу действий для учителей и учеников, обеспечивают максимальную продуктивность их совместной деятельности.

Таким образом, систематическое и тщательное управление плановыми документами педагогом необходимо и обязательно:

- для упорядоченной и регулярной работы (систематизированной);

- для анализа и контроля текущих и конечных целей своей деятельности, точность которых влияет не только на медико-педагогический, но и на гуманистический аспект, в целом;

- для накопления и сохранения ценного методического и практического опыта, на основе которого педагог выполняет аналогичные задачи в работе с новыми учениками, подходы (планы), надежные и проверенные инструменты и методы;

- наконец, разрешить использование документального материала для передачи положительного опыта работы другим специалистам и дальнейшего развития теории и методологии физкультуры, как научной дисциплины.

Документы планирования должны соответствовать ряду требований:

- должны быть точными в определении цели и задач в запланированный период, четко определить конечную цель плана;


- соблюдение содержания государственных политических и нормативных документов по физкультуре (например, всестороннее рассмотрение основного компонента программы физкультуры);

- в зависимости от выбора и последовательности материала, предназначенного для удовлетворения общих и методических принципов физкультуры;

- иметь непрерывность содержания предыдущего плана и каждого последующего плана, а также непрерывность материала внутри самого плана: каждый этап плана должен быть логическим продолжением предыдущего плана и подготовкой (опорой) к следующему (например, содержание частей урока, учебных четвертей и т. д.);

- быть реальным для достижения намеченного (объективность целей, задач и планируемых средств и методов их достижения);

- иметь четкую и точную формулировку намеченных целей, инструментов и методов;

- легко воспринимаются и удобны в работе: просто и четко оформляются документы.

Целостная картина осуществления физкультуры в учебном заведении раскрывается в его общем плане работы. В общем плане работы школы по физкультуре раскрывается перечень мероприятий основных рабочих участков в плановый период (учебный год). Его обучает преподаватель физкультуры с участием администрации, врача и других мероприятий и мероприятий, непосредственно связанных с планируемой работой. План утверждается директором школы и доводится до сведения всей педагогической группы школы.

Содержание перспективного, текущего и оперативного планирования процесса физкультуры в школе определяется базовой составляющей государственной учебной программы. Непосредственное планирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре осуществляется рядом документов (планов):

1. Годовой план – график очередности прохождения программного материала в учебном году.

2. Поурочные рабочие планы на каждую четверть.

3. План-конспект на каждый урок физической культуры

2.2 Годовое и четвертное планирование

Годовой план является наиболее общим документом перспективного планирования, в котором систематизируется основное содержание программы физкультуры для учащихся того или иного возраста. В период разработки плана необходимо детально проанализировать работу, проделанную за прошедший учебный год, определить, какие разделы физкультуры в текущем году, обратить особое внимание на позитивные инициативы, требующие необходимой поддержки, что в первую очередь способствует интеграции учащихся в повседневную физкультуру и спорт.


Исходя из закономерностей обучения и физического развития учащихся, следует, с учетом возможностей школы и сезона, условий реализации основных разделов программы, распределить содержание на один год, установить приоритеты учебного материала, правильное сочетание, определить график репетиций и т. д. Не менее важно при этом точно определить цели обучения и подготовки, нормы, которые должны выполнять учащиеся в конце учебного года.

Таким образом, годовой план отражает всю (но в обобщенной сжатой форме) организацию учебно-воспитательного процесса в течение года.

При распределение учебных материалов в годовом графике необходимо учитывать следующие моменты.

Прежде всего, необходимо определить количество материала, который будет освоен учащимися данного класса в течение учебного года. С этой целью учитель может включить в план весь материал, содержащийся в программе. Однако содержание программы должно корректироваться в соответствии с местными условиями, подготовкой класса, его опытом работы, интересами учащихся, с возможным изменением времени, отведенного на разные разделы. Однако следует помнить, что изменения в содержании уроков не должны снижать воздействия физической подготовки учащихся, негативно сказываться на мастерстве или жизненных двигательных и двигательных навыках. Рекомендуется отразить в плане и домашнем задании. Это позволит связать содержание домашних заданий с учебным материалом, изученным на курсах.

План работы на четверти удобен тем, что охватывает относительно короткий период времени, за который он составлен. Четвертное разделение позволяет более точно рассчитать выполнение программного оборудования и обеспечения.

Поурочное планирование (текущее планирование) имеет более детальный вид и составляется на основе ежегодного распределения учебных материалов. По форме оно может быть: тематическим и поурочным.

При тематическом планировании содержание программы делится на темы, каждая из которых разбивается на подтемы. Затем определяются задачи подтем, выбирается набор инструментов и методов их решения.

Планирование занятий – это последовательное определение задач и содержания каждого из уроков в порядке их прохождения в целостном учебном курсе. Во – первых, необходимо распределить предполагаемый материал по урокам учебного года. Эта задача может быть выполнена только на основе моделей обучения, развития и воспитания личности школьников, знания их способностей и особенностей.


Планируя последовательность прохождения всего педагогического процесса воспитания, педагог должен учитывать наиболее благоприятные (чувствительные) возрастные периоды для обучения двигательным действиям и развития двигательных качеств.

Правильнее было бы начинать учебный год с освоения гимнастического материала, так как секция гимнастики содержит широкий арсенал инструментов, оказывающих влияние на учеников. Однако в нынешней практике, с учетом реальных материально-технических и климатических условий, в абсолютном большинстве школ первый квартал начинается с легкой атлетики на стадионах и там, где можно бегать на большие расстояния, метать снаряды, прыгать в длину и т. По этим причинам атлетическое снаряжение запланировано на весну. Секция гимнастики и спортивные игры чаще всего запланированы в межсезонье, когда состояние открытых мест занятий и погода заставляют проводить занятия в тренажерном зале. Лыжная подготовка запланирована на зимний период занятий при наличии снежного покрова, плавание - по возможности потренироваться в бассейне.

2.3 Требования к составлению план – конспекта занятий по физическому воспитанию

План – конспект – документ оперативного планирования физкультурной работы в школе. Он разрабатывается исходя из целей и содержания четвертного плана для параллельных классов, но с учетом особенностей работы в каждом из них.

План – конспект, прежде всего, отличается подробными задачами по формированию моторных навыков и навыков, воспитанию двигательных способностей и формированию специальных знаний. Затем записываются специально подобранные средства, приемы и методы выполнения урока заданий, намечаются параметры нагрузки и отдыха в серии упражнений и отдельных упражнений, а также другие, индивидуальные и домашние задания; методы различных видов контроля усвоения учебного материала и нагрузки урока.

План – конспект также содержит основные организационные оценки и другие оценки, которые определяют качество класса.

В соответствии с принципом направленности здоровья в реферате строится рациональная динамика физической активности на протяжении всего урока, которая постепенно увеличивается в подготовительной части урока и достигает максимальных значений в основной части урока, постепенно уменьшается к конечной части, приводя организм в привычное (стабильное) состояние.


Сначала при составлении плана – конспекта определяется содержание основной части урока, а затем и материал подготовительной и заключительной частей в зависимости от нее.

Последовательная разработка содержания урока включает в себя следующие обязательные элементы:

1. Выбор инструментов и методов, соответствующие возрасту учащихся, и целям урока для их решения;

2.Определение необходимого оборудования и инвентаря, его местонахождения и использования;

3. Определение рациональных форм организации деятельности учащихся в классе;

4. Определение форм и методов контроля за деятельностью учащихся.

Разработка такого подробного резюме занимает много времени и требует большой самостоятельной работы студентов с программой, методической литературой, советами методистов и преподавателей.

Работа по такой программе – конспекту не только улучшает технологию подготовки к следующему уроку, но и обеспечивает более высокое повышение уровня педагогического мастерства, продвинутое и глубокое знание закономерностей учебно – воспитательного процесса на уроке.

Основные требования к резюме следующие:

1. Правильность и конкретность постановки задач урока (соответствие материалу программы).

2. Соответствие учебного материала и методов обучения задачам и условиям урока, подготовка участников.

3. Связь между содержанием урока и задачами предыдущих и последующих уроков.

4. Соблюдение схемы, структуры урока и правильного распределения учебного времени.

5. Подбор и согласование упражнений с подготовительной, основной и заключительной частями урока, их задачами.

6. Специфика и полнота методов обучения, развитие физических качеств, их соответствие содержанию и задачам.

7. Своеобразие и разнообразие физических упражнений, правильность их написания (терминология, порядок).

8. Полное раскрытие организации учащихся, дозировка нагрузки и способы ее регулирования.

9. Меры безопасности, помощь, страховка.

10. Выбор учебных пособий и материалов.

В конце написания конспекта перечисляются вся учебная литература, программа и другие используемые материалы.

При составлении плана – конспекта используются учебные карты с упражнениями общего развития, домашними заданиями, подвижными играми и т. д. они прилагаются к плану – сводке, в котором (в соответствующем месте) делается ссылка: указывается номер учебной карты и ее код.

Современный урок характеризуется сложным планированием воспитательных, оздоровительных и воспитательных задач. Такой подход является важнейшим средством оптимизации обучения, так как позволяет в то же время получить более важные результаты учебно – воспитательного процесса: всестороннее и всестороннее педагогическое воздействие на обучающихся.