Файл: Система планирования физического воспитания в школе (Характеристика физического воспитания).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Общая характеристика физической культуры
1.2 Функция физического воспитания
1.3 Физическое воспитание в системе школьного образования
1.4 Содержание общей физической подготовки школьников
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
2.1 Основные аспекты планирования
2.2 Годовое и четвертное планирование
2.3 Требования к составлению план – конспекта занятий по физическому воспитанию
Жизненное значение этих функций физической культуры объясняется тем, что человек тысячелетиями формировался как практически активное существо. Двигательная активность была и остается абсолютно необходимым условием развития, нормального функционирования и самой жизни человеческого организма. Если двигательная активность в течение длительного времени исключается или сводится к минимуму, это неизбежно будет иметь самые пагубные последствия для человеческого организма. Не случайно в наше время в результате постепенной механизации, кибернетизации и автоматизации производственных процессов объем двигательной активности в основной сфере жизнедеятельности человека снижается, возникает опасность гиподинамии. Только органическое внедрение физической культуры в повседневный образ жизни, что положено в подлинно человеческом обществе, является одним из главных условий, позволяющих не только устранить негативное влияние гиподинамии на физические качества человека, но и направить их развитие на полное совершенствование [26, с.54].
1.3 Физическое воспитание в системе школьного образования
Базовая физическая культура включает в себя прежде всего основную часть физической культуры, входящую в систему воспитания и воспитания подрастающего поколения как фактор базовой физкультуры и обеспечение базового уровня общей физической подготовки. Таким образом, результатом использования физической подготовки в этом направлении является базовая физическая подготовка. Он называется базовым в том смысле, что, во-первых, для него характерно приобретение базового фонда жизненных двигательных навыков и умений, а также необходимого в жизни уровня общего разностороннего развития физических способностей. А во-вторых, это общее фундаментальное условие ("основа") специализации в выбранной деятельности (профессиональной, спортивной и т. д.). Обеспечить такой результат позволяет базовая физкультура, это выражает ее специфическую функцию.
Базовая форма или тип базовой физической культуры называется "школьной физической культурой". Под этим подразумевается физкультура, являющаяся предметом обучения в общеобразовательных школах и других учебно – воспитательных учреждениях, где ее применение направлено на закладывание основы общей физической культуры, формирование широкого спектра жизненных двигательных навыков, навыков и связанных с ними знаний; обеспечить разнообразное развитие непосредственно связанных физических и психологических качеств, оптимизировать состояние здоровья-Одним словом, обеспечить уровень физических и общих способностей [1, с.92].
Важными элементами школьной физической культуры являются, в частности: анализ "школы движения", система упражнений, призванных овладеть основными средствами рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и работы с предметами и другими [28, с.76].
Организованный педагогический процесс многолетнего использования базовой физической культуры в учебно-воспитательных целях-это процесс базовой (базовой) физической культуры. При этом в школьных формах наиболее последовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципы оптимизации этого процесса, создаются особенно благоприятные условия для его обоснованной педагогической организации [2, с.41].
Базовая физическая культура не ограничивается школьной формой. Его специфическая направленность, содержание и методы использования различаются в зависимости от этапов возрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим необходимо выделять пролонгированные сорта основной физической культуры (пролонгировать – продлить действие). В образе жизни взрослого населения они играют ведущую роль в непрерывном повышении уровня базовой физической подготовки и, возможно, в долгосрочном сохранении достигаемой общей физической способности, в том числе и тогда, когда начинает сказываться влияние возрастной эволюции организма. Эти компоненты базовой физической культуры представлены в системе секционной и самостоятельной подготовки по общей физической подготовке и общей обычной тренировке различных континентов населения [3, с.76].
Спорт как компонент физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось как специфические элементы физической культуры, собирательно составляя значительную ее часть. По сравнению с другими его компонентами спорт предоставляет наилучшие возможности для постепенного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, необходимых в деятельности, выбранной в качестве предмета спортивной специализации [4, с.76].
Основной спорт позволяет достичь уровня массовости. Как неотъемлемая часть основной физической культуры, он широко используется для улучшения и сохранения общей физической формы. Крайне важно в этом случае, чтобы спортивные мероприятия строились в зависимости от основной деятельности-образовательной или профессиональной. А затраты времени и сил на спорт ограничены чем сложнее, тем больше в них нуждается основная деятельность.
Из большого числа людей, участвующих в массовом спортивном движении, сравнительно небольшая часть переходит в сферу спорта высших достижений. Это связано с тем, что не каждый человек наделен спортивным талантом, что позволяет достичь уровня абсолютных достижений в спорте, но каждый в соответствующих условиях может принести пользу, став участником массового спортивного движения [24, с.23].
В методике занятий выделяют несколько аспектов. Одно связано с его стратегией – выбором целей, долгосрочным и среднесрочным планированием в рамках выбранной педагогической системы. С другой – с определением желательной тактики-выбора близких целей и задач, установления эффективных методов развития ученика в данной области в связи с раскрытием его индивидуальности. Третье – выбор конкретных методов, материала, необходимого для решения тактических и стратегических задач. Конечно, в классовом процессе в сознании учителя должны присутствовать все три части, корректировка намеченного процесса также является обязательной частью методики урока. Что касается конкретных форм занятий, то учитель достаточно свободен и может варьировать их в зависимости от намеченных целей, состояния ученика. Можно выделить следующие наиболее типичные формы и методы работы на уроке: взаимный творческий поиск; визуализация выполнения упражнения с последующей корректировкой; создание образца, помогающего понять суть выполняемой задачи; показ педагогом нужного упражнения, данного для изучения; тренинг-многократное повторение, «зубрёжка» на уроке; словесная инструкция с конкретным анализом всего и отдельных деталей упражнения, особенно необходимых для объяснения домашних заданий; самостоятельная работа ученика под руководством учителя; коллективные занятия [23, с.21].
1.4 Содержание общей физической подготовки школьников
На уроках физкультуры используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы:
- Легкая атлетика.
В арсенале основных средств секции легкой атлетики находятся наиболее распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и броске. Атлетические средства являются отличным фактором общего развития, так как с их помощью можно улучшить все физические качества, большинство функций организма, и прежде всего сердечно – сосудистую и дыхательную систему. Кроме того, атлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки.
2. Гимнастика.
В наибольшей степени базовая гимнастика обеспечивает общую физическую форму, а также является школой двигательной культуры, так как способствует формированию у детей способности слаженно, красиво, точно управлять своими движениями. Большое разнообразие упражнений, классифицируемых как базовая гимнастика, позволяет успешно решать воспитательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Любое гимнастическое упражнение можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объем, интенсивность, интервалы отдыха). Поэтому у нее большие педагогические возможности. [21, с.54]
3. Спортивные игры.
Особенностью игр является выраженная роль движений в игровом содержании (бег, прыжки, бросок, шестеренки и ловли мяча, сопротивление соперников и т. Игра фиксирует и улучшает естественные движения, а также индивидуальные навыки и навыки, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и т. педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и психические функции человека одновременно, но физическая активность в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке.
4. Лыжная подготовка.
Данный вид двигательной активности является очень эффективным средством применения, развития и оздоровления физкультуры. Во время ходьбы на лыжах работают все основные группы мышц и системы организма – работают сердце, кровообращение, дыхание. Физическая активность легко измеряется по объему и интенсивности. [13, с.56]
Основным средством физического развития всех групп мышц является общая физическая подготовка.
Общая физическая форма-это система физических упражнений, направленных на развитие всех физических качеств в их гармоничном сочетании. В основе может лежать любой вид спорта. Для школьников в современных условиях общая физическая подготовка-оптимальный способ физкультуры [31, с.54].
Основная цель общей физической подготовки - развитие у человека скорости, силы и выносливости, укрепление и улучшение работы сердца и всей кровеносной и дыхательной системы. Это процесс совершенствования двигательных физических качеств, которые направлены на полное и гармоничное физическое развитие человека.
Лучшее решение - привыкнуть к этому с детства. А в этом помогают детские игровые комплексы, различные спортивные секции, так как в этом случае задействованы многие группы мышц. Общая физическая подготовка способствует улучшению функциональных возможностей организма, общей работоспособности, является основой специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной области деятельности или вида спорта [5, с.65].
Общие задачи перед физкультурой ставят следующие: достижение гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц; приобретение выносливости; повышение быстроты выполнения различных движений, суммарной пропускной способности; повышение подвижности основных суставов, эластичности мышц; повышение ловкости в самых разнообразных (домашних, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать свои движения.; обучение выполнению движений без особых напряжений, овладение умением расслабляться [20, с.87].
С общей физической подготовкой связан результат физического совершенствования-степень здоровья и полное развитие физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся производственных условиях, военном деле и других сферах общественной жизни [30, с.78].
В общих уроках физической подготовки для того, чтобы следить за физическим развитием старшеклассников включают такие стандарты контроля: подтягивания; отжимания; прыжки в длину с места; бег челночный; упражнения на гибкость; прыжки со скакалкой; приседания на одной ноге; подъем ног до 90 градусов; бег 30м,60м, 100м, 200м, 400м, 800м, 1500м, прыжки в длину с разбега; метание гранаты; акробатические комплексы; контрольные упражнения по игровым видам спорта. спорт.
Школьники также должны знать: историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов; способы профилактики травм и оказания первой помощи; основы правильного питания; правила спортивных игр; основы стрельбы; различные виды катания на лыжах; правила легкой атлетики; условия гимнастики; правила организации соревнований; правила самостоятельного выполнения упражнений. Ученики должны уметь: служить, направлять, получать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом; акробатические упражнения, группироваться; использовать различные тактические действия; использовать страховку и самострахование; владеть техникой бега; использовать самоконтроль для самочувствия [4, c.1].
Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие двигательных способностей, необходимых для определенной спортивной дисциплины (спорта) или вида профессиональной деятельности. Специальная физическая подготовка очень разнообразна, но все ее виды можно свести на две основные группы: спортивную и профессиональную физкультуру [18, с.52].