Файл: Система планирования физического воспитания в школе (Характеристика физического воспитания).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Общая характеристика физической культуры
1.2 Функция физического воспитания
1.3 Физическое воспитание в системе школьного образования
1.4 Содержание общей физической подготовки школьников
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
2.1 Основные аспекты планирования
2.2 Годовое и четвертное планирование
2.3 Требования к составлению план – конспекта занятий по физическому воспитанию
ВВЕДЕНИЕ
Одной их самых главных задач общей физической подготовки в таких учебных заведениях, как школы является воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств.
Школьные годы – один из главных этапов в становлении личности как активного члена общества. Школьный возраст является наиболее благоприятным для развития всех физических способностей (скорость, сила, координация, выносливость, быстрота) [17, с.34]. Воспитание основных двигательных качеств и навыков в процессе уроков физической культуры может быть гораздо более успешным при условии научно – обоснованного применения средств и методов физического воспитания, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной двигательной деятельности всех физиологических систем подрастающего организма обучающихся. Главное в этом процессе учитывать возрастные, гендерные и индивидуальные особенности организма школьников.
Актуальность данной работы представляет собой физическое воспитание, которое в свою очередь является неотъемлемой частью учебного процесса. Оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем – трудового долголетия.
С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимна. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиваться успеха в двигательной деятельности. Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия. Так, способность к быстроте необходима в беге, езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, в подвижных играх, требующих быстрой реакции быстрых ответных действий.
Развитие двигательных качеств происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений [13, с. 45].
Именно поэтому качественная и доступная система планирования физического воспитания в школе будет являться ключевым фактором успешности освоения и закрепления необходимых двигательных умений и навыков.
Цель работы – исследовать и выявить особенности систем планирования физического воспитания для школьников.
Исходя из поставленной цели, выявились следующие задачи:
1. Рассмотреть роль и значение физического воспитания для обучающихся в школе.
2. Выявить особенности физического воспитания, раскрыть средства физического воспитания детей школьного возраста.
3. Охарактеризовать методы и средства планирования физического воспитания.
Предмет исследования – средства и методы планирования физического воспитания обучающихся на уроках физической культуры.
Объект исследования: изучение школьников.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ источников научно – методической и специальной литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Общая характеристика физической культуры
Возникла физическая культура, по сути, как социальное явление. Её появление и развитие связано с выполнением естественных, т.е. природных потребностей людей, однако это не позволяет сводить физическую культуру к биологическим началам, и не дает признать её независимости от основных условий жизни общества. Физическая культура, да и культура общества в целом, – является результатом социального развития. Ее характер и состояние в использовании обуславливаются, в итоге, основными общественными взаимоотношениями и степенью формирования производительных сил общества [12, с.87].
Изучив результаты исследования обширного материала, академик Н.И. Пономарев, сделал вывод, оказавшийся основополагающим для истории возникновения и первоначального развития физического воспитания: «человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела. Организма человека как главной производительной силы». В этом развитии охота, как форма работы, сыграла решающую роль. Именно в этот период человек оценил преимущества новых навыков, жизненно необходимых движений, качеств силы, выносливости, быстроты [6, с.34].
Как мы можем узнать по научной истории общества, развитие физической культуры продвигалось в органическом единстве с трудовой деятельностью. Начальные трудовые формы призывали человека иметь развитые физические способности, а также сами содействовали их развитию. Именно общественный труд создал все условия для отделения физической культуры в особенную сферу человеческой деятельности.
Притом, что неким прототипом ряда элементов физической культуры (физические упражнения, такие как бег, прыжки, метания и др.), составивших в первую очередь средства, необходимые для подготовки молодого поколения к труду, явились первые формы трудовой деятельности. С появлением войн значительное воздействие на развитие прикладной физической культуры стало оказывать военное дело [11, с.87].
Как вид деятельности, физическая культура, имеет свою специфическую основу в виде целесообразной двигательной активности человека. По-другому, двигательная активность представляет собой оптимальные формы (деятельность, основными моментами которой являются движения, организованные в систему активных, мышечно-двигательных действий). При этом в физическую культуру входят лишь те формы рациональной двигательной деятельности, позволяющие минимальным образом развить нужные в жизни двигательные навыки и умения, обеспечить целенаправленное формирование жизненно необходимых физических способностей, улучшить физические показания и работоспособность человека [9, с.98].
Сущность такой деятельности людей заключается в занятиях физическими упражнениями, придуманных на основе целенаправленных движений. Движения – результат, определенно организованной мышечной деятельности, контролируемыми физиологическими механизмами, и обеспеченной различными функциональными и морфологическими системами организма. Так, долгосрочными, текущими и оперативными целями физической деятельности обуславливается целенаправленность движений. Целями одних определенных упражнений могут быть передвижение звеньев тела, спортивного снаряда или элементы тренажерного устройства, развитие усилия в необходимом направлении и заданной величины. Цель выполнения комплекса или серии упражнений может быть: приобретение, усовершенствование какого – либо физического умения, качества или способности. Целью продолжительных занятий физическими упражнениями является приобретение навыков правильного выполнения движений, достижение высшего уровня двигательных способностей и физического потенциала человека, развитие его здоровья, воспитание трудолюбия, упорства и других важных личностных и общественных нравственных черт и качеств характера [6, с.32].
В самом общем виде природное в физической деятельности обуславливается тем, что движения человека, лежащие в ее основе, это результат деятельности его организма как живой системы.
Н.А. Бернштейн, выдающийся советский физиолог, писал: «движения «живут и развиваются» и «жизнь» движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма – от клетки до коры головного мозга».
Физическая деятельность человека, по итогу, направлена в сторону изменений состояния организма, на получение другого – нового уровня физических способностей и качеств. А способности не могут быть достигнуты никаким, кроме как путем тренировки. Фундаментальное свойство всего живого – способность к адаптации, развитию в основе которой лежат приспособления к внешним воздействиям. Это свойство является ключевым, способным обеспечить жизнеспособность организмов, для их саморазвития и выживания при постоянно меняющихся состояниях самого организма [9, с.54].
Физическая культура – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.
По мнению Гелецкого В.М., в ее структуре можно выделить три относительно самостоятельных компонента (аспекта): деятельностный, ценностный и результативный.
1. Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только такой, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
2. Ценностный аспект физической культуры, как следует из определения, представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.
3. Результативный аспект физической культуры – вся совокупность полезных результатов, приобретенные человеком в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.
Стержневым, или говорят, системообразующим фактором в рамках трех рассмотренных аспектов физической культуры, безусловно, является деятельностный [9].
В процессе тренировки, благодаря реализации физиологического механизма адаптации происходит накапливание человеком все новых и новых физических кондиций, развертывание и мобилизация все новых и новых внутренних ресурсов организма.
1.2 Функция физического воспитания
Различают специфические функции физической культуры и общие.
Специфические функции физической культуры – это только те, которые полностью свойственны ей. Поэтому любой другой тип общей культуры не может заменить физическую культуру в ее специфических функциях. Таких специфических функций можно выделить три: функция физического воспитания; функция оздоровительно – рекреативная, соревновательно – стимулирующая функция. [16, с.54]
Физкультура, как было сформулировано ранее, представляет собой специально организованный процесс, суть которого заключается в развитии двигательных способностей, обучении движениям, овладении физическими знаниями и формировании потребности в физической активности. Основным средством целенаправленного воздействия на физическое развитие человека являются физические упражнения. Использование различных систем упражнений позволяет значительно улучшить многие морфофункциональные показатели человеческого организма. Не менее важным для человека является тот факт, что в процессе физкультуры происходит увеличение объема моторики и освоение наиболее эффективных способов выполнения жизненно важных двигательных действий. Таким образом, функция физического воспитания позволяет удовлетворить потребность людей в физическом улучшении. [8, с.34]
Оздоровительно – рекреативная функция.
Как известно, важной основой для нормального функционирования организма человека является его двигательная активность, которая вызывает обязательное расходование мышечной энергии. В современной науке причина возникновения болезней века, особенно сердечно – сосудистых, связана, в частности, с гипокинезом, низкой двигательной активностью. Физическая культура является незаменимым средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности, и в этом отношении она играет компенсаторную роль при дефиците мышечной деятельности. С помощью некоторых программ физкультуры можно решить медицинские проблемы восстановления работоспособности, поддержания физической подготовки, повышения физической работоспособности и т. д. Поэтому в дальнейшем рекреационная направленность физической культуры неизменно возрастет. Большие перспективы, очевидно, ждут и в будущем терапевтического направления в физической культуре. [14, с.54]
Соревновательно – стимулирующая функция.
Соревновательная деятельность – неотъемлемая часть физической культуры. Основная цель этой деятельности – повышение личного спортивного успеха. Чтобы полностью осознать функцию достижения, которая является только спортом, необходимо рассмотреть основные элементы спортивной деятельности. Спортивная тренировка развивает в человеке, прежде всего, саму способность проявлять не только усилия, но и максимальные усилия, характерные для разных видов спорта. А условия конкурентного сравнения умений служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необходимые способности, навыки и навыки [9, с.87].