Файл: Система планирования физического воспитания в школе (Характеристика физического воспитания).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Общая характеристика физической культуры
1.2 Функция физического воспитания
1.3 Физическое воспитание в системе школьного образования
1.4 Содержание общей физической подготовки школьников
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
2.1 Основные аспекты планирования
2.2 Годовое и четвертное планирование
2.3 Требования к составлению план – конспекта занятий по физическому воспитанию
Задачи урока перечислены в этой последовательности:
1. Образовательные задачи по формированию двигательных навыков и умений.
2. Оздоровительные, в том числе развитие двигательных качеств.
3.Воспитательные задачи, направленные на воспитание личностных качеств вовлеченных людей, различные задачи общего воспитания.
4. Образовательные задачи по усвоению теоретических знаний.
Конечно, не все уроки позволят решить все проблемы, перечисленные в его плане. В конце урока задание может быть выполнено не полностью. Многое будет зависеть от специфики предметов, особенностей и подготовки участников, типа урока и т. д. В то же время формулировка задач должна с большей определенностью отражать конечные результаты учебно-воспитательной деятельности, которые должны быть достигнуты к запланированному отдельному уроку.
Образовательные задачи
Воспитательная направленность урока является основной в планировании современного учебно – воспитательного процесса по физической культуре. Однако это не означает, что его ценность для здоровья и образования снижается. При постановке задач по овладению знаниями, двигательными навыками и умениями, их решении с помощью различных средств строго измеряется физическая активность, определяются способы достижения последовательно и одновременно соответствующего оздоровительно – воспитательного эффекта.
Конкретизация образовательных задач осуществляется на основе знания закономерностей (этапов) процесса обучения двигательным действиям:
1. Создание идеи исследуемого двигательного действия (ознакомление) и первоначального разучивания, в ходе которого формируются навыки выполнения действия в его основном варианте, в общих чертах.
2. Тщательное исследование, в результате которого вырабатывается способность выполнять действие с необходимой четкостью.
3. Консолидация и постоянное совершенствование двигательного действия, сформированного в двигательный навык или навык более высокого порядка.
Воспитательная задача должна выражаться в словесной форме повелительного наклонения и иметь характер целевой установки. Она должна ответить на вопрос «Что делать?» Это означает, что задача должна быть решена на этом конкретном уроке.
Образовательные задачи по формированию двигательных навыков и умений должны быть выражены в следующих категориях:
- «Ознакомить».
- «Научить».
- «Повторить».
Принцип оздоровительной направленности физкультуры учащихся предписывает планирование и решение таких неизменных и постоянных задач, как: обеспечение гармоничного развития физических качеств у вовлеченных людей и всех жизненных систем организма; формирование осанки и исправление ее нарушений, укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам окружающей среды, болезням и т. д.
Эти задачи решаются, с одной стороны, путем подбора средств и методов решения общеобразовательных и воспитательных задач в зависимости от возрастных и половых особенностей участвующих лиц и рационализации физических нагрузок на уроках; с другой стороны, широкого применения гигиенических и природных факторов природы, закаливания, соблюдения гигиены и гигиенических требований к рабочим местам, одежде, обуви, личной гигиене и т. д.
Однако, помимо определения более конкретных задач в течение относительно короткого периода времени, учитель должен брать уроки по отдельным, постоянным задачам. Так, в учебных программах есть точные указания на то, какие физические качества в каком классе нужно воспитывать; педагог может определить последовательность конкретных мер по закалке детей, коррекции или профилактике нарушений осанки, плоскостопия и т. д.
Требования к постановке оздоровительных задач остаются теми же, что и к воспитанию: конкретность и лаконичность формулировок; определение конечного результата; словесная форма при постановке задач («что делать?»).
Примерами постановки оздоровительных задач на уроке физкультуры могут быть следующие:
1. Развивайте силу рук с помощью упражнений с гантелями.
2. Сформируйте правильную осанку при ходьбе.
3. Увеличение подвижности позвоночника.
4. Закаливание, используя воздушные процедуры.
5. Закаливание, используя выполнение комплекса ОРУ на месте, босиком и т. д.
Постановка образовательных задач определяется общими целями воспитания подрастающего поколения и уровнем образования того или иного контингента слушателей. Определяя задачи педагогической направленности, следует руководствоваться общими инструкциями программы, ориентируясь на формирование организованности и самостоятельности, культуры поведения, морально – волевых, эстетических и других качеств общей культуры личности ученика. Основой постановки конкретных воспитательных задач может стать наблюдение за поведением учащихся, беседы с ними и учителями школы, а также анализ возрастных особенностей и уровня образования учащихся. Конкретные образовательные задачи могут быть определены и, возможно, сопоставлены с требованиями программы с уровнем воли учащихся. Кроме того, педагог постоянно сталкивается с решением на уроке спонтанно (ситуативно) возникающих воспитательных задач, которые, в свою очередь, могут диктовать необходимость их целенаправленного планирования на последующих уроках. Например, наблюдая за поведением учеников на занятиях, учитель может установить, что отношение учеников к спортивному снаряжению оставляет желать лучшего. В этом случае он имеет общую цель «культивировать уважение к спортивному оборудованию и снаряжению». Частные образовательные задачи могут быть следующими:
1. Объясните правила обращения со снарядами (или их приготовления, работы, транспортировки и очистки).
2. Поручить (кому конкретно) приготовление и очистку снарядов.
3. Проверить соблюдение правил приготовления раковин, работы над ними и их очистки.
Определив общую воспитательную задачу на четверть, учитель сможет воплотить ее в жизнь на уроках для достижения конечного результата. Для этого необходимы следующие шаги:
1. Проследить и сформировать частные задачи.
2. Разработать способы их решения.
3. Выяснение того, какие средства и методы решения образовательных проблем и проблем физического развития создают предпосылки для одновременного решения образовательных проблем.
4. Наметить, при необходимости, дополнительные средства (выбрать специальные задания и физические упражнения).
Например, при решении общей задачи воспитания коллективизма следует дифференцировать в виде частных задач, таких как: "воспитывать ответственность учеников перед классом за результаты своей работы" ""культивировать чувство радости за успехи товарищей (команды); " формировать стремление к коллективным действиям (взаимодействию) в коллективе" и т.
Примерами постановки других образовательных задач на уроке физкультуры могут быть следующие:
1. Культивируйте бережное отношение к инвентарю.
2. Формирование способности к творческой работе.
3. Воспитывать дисциплину (или организованность, уважение товарищей, взаимопомощь и т. д.).
4. Культивирование волевых черт характера (мужество, решительность, настойчивость и т.
5. Содействие формированию экологической культуры и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненной работы было выявлено, что физическое воспитание является важной составляющей частью всего учебно – воспитательного процесса в школе. Оно направлено в первую очередь на укрепление здоровья учащихся, повышение уровня физической подготовки.
Главной задачей общей физической подготовки в школах является всестороннее развитие у учащихся физических качеств.
Период обучения ребёнка в школе – это важный этап в становлении личности, не только как человека, но и как активного члена общества. Именно в школьные годы происходит интенсивное развитие физиологических систем организма. Именно поэтому в школьные годы создается прочная основа для укрепления здоровья и физического состояния человека. Воспитание основных двигательных качеств и навыков в процессе уроков физической культуры может быть гораздо более успешным при условии научно-обоснованного применения средств и методов физического воспитания, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной двигательной деятельности всех физиологических систем подрастающего организма обучающихся. Главное в этом процессе учитывать возрастные, гендерные и индивидуальные особенности организма школьников.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Физическое воспитание в школе предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у школьников двигательных навыков и умений.
Поэтому правильно спланированная система воспитания в школе будет являться ключевым и основополагающим фактором успешности освоения и закрепления необходимых двигательных умений и навыков.
Планирование учебно – воспитательной деятельности является основополагающим, важнейшим этапом работы преподавателя, в том числе преподавателя физической культуры. Разработка и составление планов – это сложный и кропотливый процесс. Однако именно это впоследствии приводит к точной дозировке нагрузки на занятиях физической культуры, повышению уровня физической подготовленности учащихся, к планомерному и постепенному изучению двигательных умений и навыков. Поэтому на планирование системы физического воспитания в школе следует обратить особое внимание, на этот вид педагогической деятельности не стоит жалеть ни времени, ни сил, так как хорошо спланированная работа – это необходимое условие высоких результатов.
Годовой план распределения физической нагрузки является общим документом перспективного планирования, в котором регламентированы требования и основное содержание программы физической культуры для учащихся того или иного возраста. В период разработки плана необходимо детально проанализировать работу, проделанную за прошедший учебный год, определить на какие аспекты обратить особое внимание.
Четвертной план работы предназначен для относительно короткого периода времени, то есть учебной четверти. Четвертное разделение позволяет более точно рассчитать выполнение планируемой нагрузки физического воспитания.
План – конспект – документ оперативного планирования физкультурной работы в школе. Он разрабатывается исходя из целей и содержания четвертного плана для параллельных классов, но с учетом особенностей работы в каждом из них.
План-конспект урока является завершающим и в тоже время важным звеном в системе планирования физического воспитания в школе. План-конспект урока содержит подробные задачи по формированию моторных навыков и навыков, воспитанию двигательных способностей и формированию специальных знаний. Кроме того в нём записываются специально подобранные средства, приемы и методы выполнения урока заданий, намечаются параметры нагрузки и отдыха в серии упражнений и отдельных упражнений, а также другие, индивидуальные и домашние задания; методы различных видов контроля усвоения учебного материала и нагрузки урока.
Подводя итоги можно сделать вывод, что планирование системы физического воспитания в школе является основой для качественного и успешного построения дальнейшего процесса обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: автореф. дис. канд. пед. Наук. / Л.М. Аллакаева – М., 2014. – 23 с.
2. Арефьев В.Г. Физическое воспитание в школе: Учеб.пособие. / В.Г. Арефьев – К.: ЗМН, 2016 – 152 с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич – М.: Физкультура и спорт, 2015–208 с.
4. Барчунов И.С. Физическая культура / И.С. Барчунов. – М.: Юнити – Дана, 2014. – 255 с.
5. Бобкова Е.Н. Проблемы и перспективы совершенствования учебного процесса физического воспитания в образовательных учреждениях // Здоровье и технологии его сохранения: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции Минздравсоцразвития РФ, Минспорта и молодежной политики РФ./ Е.Н. Бобкова, Е.П. Писаренкова, Э.А. Тимошин – Смоленск:СГМА, 2014 год. – 317 с.
6. Безруких М.М. Здоровье сберегающая школа / М.М. Безруких – М.: Просвещение, 2015. – 238 с.
7. Виндюк, А.В. Домашние задания по физической культуре как одна из форм самостоятельной деятельности по физической культуре. / А.В. Виндюк // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 2. – С – 51.
8. Галицын, С.В. Анализ показателей здоровья, психофизического состояния, двигательной активности и учебной успеваемости детей школьного возраста / С.В. Галицын, А.А. Рамзин, Т.М. Дьяконова // Материалы Х научной конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта». – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2014. – 169 с.
9. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта. / В.М. Гелецкий Учебное пособие, 2014. – 343 с.
10. Глазырина, Л.Д. На пути к физическому совершенству./ Л.Д. Глазырина – Минск: Полымя, 2014. – 148 с.
11. Гайл, В.В. Краткая история физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / В.В. Гайл. – Екатеринбург: Уральский государственный технический университет, 2016. – 72 с.
12. . Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта / В.В. Григоревич. – М.: Советский спорт, 2018 – 285 с.
13. Дрибинский, П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников. – 2015. – № 8. – С – 33.
14. Думчене А. Л. Эффективность метода кратковременного консультирования при решении проблем физической активности старшеклассников / А.Л. Думчене // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 2. – С. 56–58.