Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и структура бизнес-модель
1.1. Что такое бизнес-моделирование.
1.2 Бизнес-модель как основа стратегии предприятия.
1.4 Ошибки при составлении бизнес-модели
Глава 2. Пример бизнес-модели рекламного агентства
2.6 Рынки сбыта товаров (услуг)
2.10 Прогноз спроса (в ближайший месяц, квартал, год и т. д.)
Введение
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что успех деятельности компании на рынке в значительной степени зависит от того, способны ли ее руководство, менеджмент направить имеющиеся ресурсы на достижение цели и использовать их с максимальным эффектом. Руководитель предприятия, организации сможет добиться успеха, если он четко организует свою финансово-хозяйственную деятельность, активизирует сбор и анализ информации о ситуации на рынках, особенностях поведения на них конкурентов, будет взвешивать свои перспективы и возможности. Этому в немалой степени способствуют применение такого инструмента моделирования, как бизнес-модель.
B то время, как кратковременные успехи не связаны напрямую c серьёзным моделированием в бизнесе, стабильный рост, рассчитанный на долгий период, во мнoгoм зaвиcит от уровня моделирования предпринимаемых шагов. Как правило, хороший модель является существенным фактором длительного выживания фирмы или компании и ее прибыльности.
В рыночной экономике бизнес-модель является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-модель в таких условиях становится важным документом, помогающим высветить основные направления функционирования предприятия в течение определенного временного периода; он служит инструментом повышения степени осуществимости различных идей и проектов.
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента моделирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-модель.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-модель и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - моделирования на предприятии;
Предметом исследования является Рекламное агентство.
Методика исследования. В качестве основных методов в работе использовались: изучение отечественной и переводной учебной, методической и справочной литературы по вопросам бизнес - моделирования; ознакомление и анализ организационно-штатных, статистических и бухгалтерских документов рекламного агентства.
Глава 1. Понятие и структура бизнес-модель
1.1. Что такое бизнес-моделирование.
Важным инструментом управления собственным бизнесом, получившим широкое распространение на практике на рубеже 1990– 2000‑х гг., является бизнес-моделирование. Оно применяется во всех направлениях современного предпринимательства, им могут пользоваться фирмы любых размеров и организационно-правовых форм. Бизнес-моделированием называется управление бизнесом на основе бизнес-моделей.
В современной практике управления бизнесом укоренилось представление о том, что бизнес-модели – это модели выполнения той или иной фирмой определенного бизнес-проекта или совокупности одновременно реализуемых бизнес-проектов, в которых получает отражение вся совокупность бизнес-процессов, бизнес-коммуникаций, бизнес-ресурсов и бизнес-результатов.
В качестве простого примера бизнес-модели обычно приводят бизнес-модель «наживка-крючок». Для нее характерно привлекательное недорогое или вовсе бесплатное первичное предложение, которое призвано стимулировать потребителей на последующее приобретение аналогичных товаров (услуг, работ). Основные товар, услуга или работа продаются по очень низкой цене, иногда ниже себестоимости («наживка»), а основные доходы зарабатываются на продаже запасных частей, расходных материалов или других связанных с использованием «наживки» товаров (услуг, работ) («крючок»). Такие компании, как Epson, Canon, HP обычно продают принтеры по низкой цене, но получают ощутимые доходы за счет последующей продажи картриджей.
Разновидностью бизнес-модели «наживка-крючок» является бизнес-модель «бритва-лезвие». Она получила название от способа продажи одноразовых бритв, придуманного фирмой Gillette, которая в начале ХХ в. изобрела одноразовые бритвенные станки. Для формирования первичного массового спроса на одноразовые лезвия фирма начала продажу станков по очень низкой цене. Иногда их даже давали бесплатно, в нагрузку к другим товарам.
Смысл бизнес-модели состоял в том, чтобы замотивировать потребителей на покупку одноразовых товаров с помощью «наживки» – дешевого или бесплатного первоначального предложения других товаров, сочетающихся в сознании потребителей с первыми. Основные доходы поступали Gillette от продажи лезвий. При этом владельцы фирмы исходили из того, что конкуренты не имеют возможности предлагать потребителям более дешевые лезвия для бритв, выпускаемых самой Gillette.
Другим типичным вариантом бизнес-модели «наживка-крючок» является «модель убыточного лидерства». Ее суть состоит в субсидировании первичного предложения товаров (услуг, работ) вплоть до несения планируемых убытков, ради того, чтобы в будущем возникли предпосылки поступления высоких доходов от продаж идентичных товаров (услуг, работ) или их последующего обслуживания. Так, операторы мобильной связи, предлагая потребителям мобильные телефоны по низкой цене вместе с контрактами на обслуживание, вначале несут убытки, но затем покрывают их за счет ежемесячных платежей за обслуживание сотовой связи.
В современной практике бизнеса выделяют бизнес-модель «доткомов», бизнес-модели Freemium и Free-to-play, бизнес-модели, названные по имени впервые применивших их компаний, инноваторов в своих отраслях – бизнес-модели Wal-Mart, Amazon.com, Groupon и др.
Free-to-play (F2P) – способ распространения компьютерных игр, позволяющий пользователю играть без внесения денежных средств. Изначально Free-to-play позиционировался как бесплатный неограниченный по времени доступ ко всем игровым ресурсам, прибыль от игры поступала от покупки пользователями дополнительных возможностей и опций. По этой модели сейчас работает большинство игр на мобильных устройствах и в социальных сетях.
В последнее время распространение получила модель Freemium – бизнес-модель бесплатного распространения «ограниченной» версии игры или программного обеспечения с возможностью приобрести полную («премиум») версию или расширенные функции за деньги. Успешные примеры Freemium-модели: Skype, Evernote, Dropbox, Google Drive, «Яндекс.Диск», Flickr, LinguaLeo, «Мегамодель».
С течением времени понятия Free-to-play, Freemium и Pay-to-play начали смешиваться. Например, в Pay-to-play игре с целью привлечения пользователей предлагается неограниченная по времени пробная версия с некоторым ограничением игрового контента, или в игре с абонентской платой дополнительно можно приобретать что-либо, или в Free-to-play игре можно приобрести премиумный, недоступный бесплатно контент. Смысл такой бизнес-модели в том, что клиенту предоставляется бесплатный доступ к продукту (вход в игру без платы) и полный игровой контент (игроку не нужно платить за временное или полное пользование). При этом для получения дополнительных возможностей игрок должен заплатить.
В теории понятие «бизнес-модель» употребляется в различных смысловых значениях. Например, этот термин применяется для описания основных системных характеристик бизнеса, включая стратегии бизнеса, продуктовый ряд, финансы, инфраструктуру, организационную структуру управления бизнесом, организацию производства и продаж. В литературе можно встретить упоминание бизнес-моделей стратегических целей бизнеса, бизнес-моделей направлений деятельности фирмы, бизнес-моделей проектов и стратегических инициатив, бизнес-моделей управления персоналом, ресурсами, качеством и др.
Наиболее последовательным и устойчивым является следующее понимание бизнес-модели: каждая бизнес-модель представляет собой формализованное и упрощенное описание того, каких результатов должна добиться фирма, выполняющая бизнес-проект, с помощью собственных и заемных ресурсов, принятых к исполнению бизнес-процессов и предполагаемых бизнес-коммуникаций. Поэтому бизнес-модели обычно не только описываются словами, но и визуализируются. Часто они имеют табличное либо графическое изображение, могут быть представлены в виде рисунков или схем, которые призваны наглядно продемонстрировать внутренние ресурсные, процессные, коммуникационные и результирующие скрепы бизнес-проектов и их внутренние зависимости. Так, бизнес-модели могут быть визуально представлены в виде схемы, рисунка, в виде схемы с рисунками или в специальной компьютерной программе.
Принятые к применению бизнес-модели всегда результат достигнутых договоренностей партнеров в общем бизнесе. Для успешного применения бизнес-моделей в процессе управления собственным бизнесом предпринимателям следует видеть отличия бизнес-моделей от бизнес-идей.
Бизнес-идеи служат основой создания нового дела либо развития имеющегося. Поэтому они становятся основами бизнес-моделей. Но идеи никогда не содержат описания внутренних скреп, охватывающих ресурсы, процессы, коммуникации и желаемые результаты бизнес-проектов. Это характерно именно для бизнес-моделей. Кроме того, бизнес-идея представляет собой только предложение разработчиков, и всякая бизнес-модель – инструмент управления бизнесом. Бизнес-модель – модель ведения и (или) развития бизнеса, о которой совладельцы бизнеса договорились между собой, приняли в качестве руководства к действию и сделали основанием для обеспечения слаженной работы фирмы.
Бизнес-модели фирм, как правило, по содержанию напоминают бизнес-модели, поскольку включают ресурсные, процессные, коммуникационные и результирующие блоки. Однако в отличие от бизнес-моделей, а также от стратегических и операционных модели, они не являются инструментами управления бизнесом. Они представляют собой документы, специально разрабатываемые фирмами исключительно для целей привлечения внешних инвестиций и кредитов. Бизнес-модели презентуются потенциальным кредиторам или инвесторам фирм для возбуждения у тех интереса к бизнес-проектам и желания принять участие в них. По мере привлечения фирмой финансовых средств извне необходимость в дальнейшем применения того или иного бизнес-модели утрачивается.
1.2 Бизнес-модель как основа стратегии предприятия.
В рыночной экономике бизнес-модель является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-модель описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанная бизнес-модель помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.
Бизнес-модель является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
В связи с тем, что бизнес-модель представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
- конкретный проект производства определенного товара (услуг) - создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
- всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
- изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Бизнес-модель является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-модель охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Бизнес-модель позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;
- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
- подбор работников, которые способны реализовать данный модель.
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-модель - концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-модель - важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-модели позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-модель служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Таким образом, бизнес-модель является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-модель хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.