Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и структура бизнес-модель
1.1. Что такое бизнес-моделирование.
1.2 Бизнес-модель как основа стратегии предприятия.
1.4 Ошибки при составлении бизнес-модели
Глава 2. Пример бизнес-модели рекламного агентства
2.6 Рынки сбыта товаров (услуг)
2.10 Прогноз спроса (в ближайший месяц, квартал, год и т. д.)
1.3. Структура бизнес-модели
Хочется заметить, что в законодательстве нет пункта, касающегося бизнес-модели, благодаря чему мы наблюдаем такое разнообразие данного документа. А точнее - каждая фирма сама решает, какая будет структура, какие основные цели и так далее. Так как направлений в бизнесе много и каждый занимается своим делом (кто-то производит компьютерную технику, кто-то занимается пошивом верхней одежды). И естественно бизнес-модели будут отличаться друг от друга.
Совсем другое дело, если предприятия одинаковы по своей деятельности, но разные по масштабам. В этом случае структура бизнес модели будет одна и та же, отличается только объем информации и уровень детализации.
Теперь стоит разобраться в структуре бизнес-модели. Есть прямая зависимость структуры от того, для чего ее составляют. Проще говоря, какие цели предприятие преследуете:
1) бизнес-модель нужен для того, чтобы получить кредит
2) для того, чтобы привлечь инвестора
3) для того, чтобы предварительно оценить проект
4) или цель внутрифирменное моделирование
Разделы типовой структуры бизнес-модели:
I. Бизнес-модель начинается с титульной страницы. Что должна содержать эта страница знают все - как называется компания, ее адрес (как юридический, так и фактический). У многих фирм в наше время есть свой сайт, адрес которого так же необходимо указывать. Далее - e-mail, указываются собственники компании (реквизиты и наименование), одним предложением изложить суть самого проекта и последнее - информация, касающаяся исполнителей проекта и дата составления проекта.
II. Следующее - это резюме данного проекта, которое состоит из основных положений, указывается суть проекта и выводы (основные). Для чего нужно резюме? Для того, чтобы инвестор, ознакомившись с ним, мог иметь общие представления о проекте, в который собирается инвестировать свой капитал. Здесь Вы должны постараться, ведь от этих нескольких страниц будет зависеть решение инвестора - решит ли он, что проект является перспективным или сочтет его для себя не приемлемым. Чтобы облегчить восприятие текста, лучше всего составлять резюме на понятном всем языке, то есть не использовать терминологию (по возможности), но при этом предложения должны быть грамотными, чтоб инвестор, понимал, что имеет дело с людьми, которые знают во что «ввязались».
III. Далее - раздел, под названием «Описание компании». Название говорит само за себя - необходимо описать компанию, предлагающую этот проект, начиная с полных реквизитов. Потом - информация об учредителях, вместе с реквизитами; какие цели у компании; информация, касающаяся руководства; история компании, ее достижения; организационная структура; выпускаемые продукты (основные); место, которое компания занимает на рынке.
IV. Все о товаре или услуге - характеристики; основные потребители; указать потребительские свойства; чем товар отличается от аналогичного; информация, касающаяся патентов и лицензий.
V. Любой бизнес-модель не может начать свое существование без маркетингового анализа. Здесь надо изложить все предварительные изучения конкурирующего с продукцией товара и сравнить характеристики и потребительские качества. Указать наименование конкурента(ов), реквизиты, их цены и как они завоевывают покупателя, т.е. стратегия продвижения.
При составлении бизнес-модели, определенно точно нужно начинать с маркетингового анализа, так как именно из него понятно выдержите ли Вы конкуренцию и сможете ли получать достойную прибыль, исходя из предполагаемого объема рынка сбыта товара.
VI. После того, как Вы описали стратегию продвижения конкурентов, пришло время описывать свою. Вы должны четко объяснить «на бумаге» какую рыночную нишу займет Ваша продукция, и какая категория потребителей будет охвачена, их количество и какие Вы будите использовать методы и каналы, будут использованы для реализации. Описание стратегии рекламной деятельности, маркетинговых затрат, кредитной и ценовой политики.
VII. Если Ваше предприятие что-то производит, то необходим раздел под названием «Производство». Где будет размещаться информация о технологии, выбранной Вами для производства товара; мотивация данного выбора; основные технологические процессы (их описание); схема работы; расстановка оборудования. Если в Ваши модели входит строительство либо реконструкция, то необходимо описать строительные решения и расчеты предполагаемых затрат.
Вы должны указать, какой материал и сырье понадобится для производства, в каких количествах и во что обойдется Вам закупка, какие предполагаются поставщики и какая сумма необходима для ремонта и обслуживания оборудования. Кроме того, (если необходимо) информация о лицензиях и других разрешениях, а так же требования, предъявляемые технике безопасности труда.
Если Ваше предприятие занимается торговлей или обслуживанием, то раздел должен включать более объемную информацию о поставщиках, о закупке, о складах и помещениях для торговли, их географическое расположение. Указать какой предполагается спрос на каждый товар отдельно по всем отдельно взятым торговым точкам. Указывается местонахождение поставщиков, их реквизиты и характеристика (кратко).
Если Ваше предприятие является сервисным или строительным, то не обойтись без характеристики и реквизитов подрядчиков.
VIII. Модель по персоналу. Здесь содержится все о потребностях в персонале, какое необходимо количество и квалификации, проанализировать рынок труда, рассчитать затраты по оплате труда персонала, социальное обеспечение, и какие будут использоваться методы обучения и стимулирования.
IX. Организационная структура и управление. В данном разделе должна содержатся организационная структура управления предприятием в виде схемы, количество и качество состава подразделений, квалификационные требования, расчеты по оплате труда, методы стимулирования и социальное обеспечение.
Если предприятие является реорганизованным или вновь созданным, необходимо указать форму собственности, информацию об акционерах, их реквизиты, какая их доля в капитале, как будут приниматься решения (процесс) и по каким принципам будет осуществляться управление.
X. А теперь мы подошли к самому главному - к финансовой модели. Это будет интересно как Вам, так и Вашим инвесторам или кредиторам. Ведь важна не только «задумка», но и то, сколько денег потребуется, чтобы воплотить ее в жизнь и какие сроки, и, кроме того, (при учете всего выше написанного) какая будет, грубо говоря, прибыль. По финансовой модели можно проследить движения всех, без исключения, денежных средств.
XI. Ну, конечно же, без риска в любом бизнесе не обойтись. Поэтому необходим раздел анализа рисков. Вы должны описать все риски, которые возможны в рамках данного проекта. Охарактеризовать их и описать стратегию, с помощью которой можно обойти либо сократить до минимума данные «неприятности».
XII. Завершает этот перечень «приложения». Здесь содержатся документы, на основании которых составлялся бизнес-модель: данные по маркетинговым исследованиям, описание продуктов, полная характеристика всех конкурентов и их товара, копии прайс-листов и так далее.
1.4 Ошибки при составлении бизнес-модели
Самая часто встречаемая ошибка при составлении бизнес-модели -- попытка использовать западную версию разработки, которая составлена без учета специфических особенностей нашей страны. В учебниках, переведенных на русский язык, авторы уверяют вас как проста в использовании их методика - легким движением руки вы вводите свои цифры в уже составленные таблицы, и вы получаете превосходный бизнес-модель. Взять, к примеру, переведенное пособие под названием «Составление бизнес-модели». Там вам будет предложено изменить составленный документ для фирмы, находящейся в Нью-Йорке - вместо данного города вы пишите свой (к примеру, Москва) - и все пол дела сделано. Даже если вы решите воспользоваться российской литературой (не переведенная, а написанная русскими авторами), то такая методика то же может вам не подойти и глубоко огорчить - в большинстве случаев они написаны, опираясь на зарубежные источники, что не подходит для российского бизнеса.
И вы, конечно, зададитесь вопросом, стоит ли корректировать зарубежную литературу или российскую, написанную на ее основе, подстраивая под нашу рыночную экономику? Либо все же стоит оставить все как есть - ведь мы не хуже западных бизнесменов, значит, их бизнес-модель должен подходить и нам. А может, все-таки, не рисковать? Ну, конечно же, отличия есть и называются они - особенности деловой среды в различных странах. А теперь давайте выясним, что же именно деловая среда в себя включает.
Самые важные компоненты деловой среды:
1) Система стандартизации
2) Законодательная база
3) Система подзаконных нормативных актов
4) Организационно-управленческие документы, основанные на нормативно-методическом обеспечении внутренней деятельности предприятий
5) Установленные и на практике применяемые правила поведения в предпринимательской среде. Еще это называется "обычаи делового оборота". Такие обычаи можно назвать негласными, то есть они не зафиксированы ни в каких документов, но все же они широко используются и не перечат законам.
Для сравнения, давайте, возьмем Соединенные Штаты и нашу необъятную родину (Россию). Выше перечисленные компоненты деловой среды не просто отличаются, а очень даже сильно отличаются друг от друга, как рыба отличается от птицы - одни обитают в воде, другие же в небе. И теперь сами сделайте вывод - если вам предложили использовать методику составления бизнес-модели, основанную на западной модели - это равносильно тому, чтобы вас (рыбку) пустили летать по воздуху. Думаю, теперь вам станет все понятно в этом вопросе. Есть еще один подводный камень - в западных пособиях предлагается определенный вариант бизнес-модели и утверждается, что именно этот вариант подойдет для вашей фирмы. Но вы должны быть бдительней и сразу смекнуть, что ведь, все фирмы разные и то, что подойдет для одной не значит, что применительно для другой. Поэтому запомните - все бизнес-модели разные и стандартной формы не может быть. К примеру, один бизнесмен хочет открыть фирму по производству мебели, а другой косметический салон. Теперь вы должны решить, какие именно формы должны присутствовать в бизнес-модели в обоих, совершенно отличающихся друг от друга, случаях. И вы ли должны это решать.
Специалисты, которые взялись за осуществления этих двух проектов могут посетить коммерческий банк. И именно этот банк окажет помощь в данном вопросе. Работники банка должны попросить предоставить именно ту информацию, которая будет необходима для того, чтобы определить выгодно ли банку вкладывать денежные средства в предлагаемые проекты и просчитать риск.
Следующая ошибка, которую могут допустить разработчики бизнес-модели - определение ведущих аспектов, отражающиеся в данном документе. Многие большее внимание уделяют таким разделам как «Анализ эффективности реализации проекта» и «Финансовый модель». Конечно же, эти разделы важны, но не стоит забывать об анализе рынка услуг или товаров и обосновании конкурентоспособности. И если вдруг выясниться. Что спрос на будущую продукцию приукрашен, то грош цена вашему финансовой модели.
К серьезным ошибкам, которые часто встречаются, можно так же отнести плохое и невнимательное проведение маркетинговых исследований.
Причина здесь не одна и встречаются они, в основном, одновременно:
1. Данный раздел доверяют разработать специалистам, но не специалистам в данной области, а работникам какого-нибудь производственного подразделения. Книга Ф. Котлера им в этом первый помощник (или подобная литература) они ее штудируют, и через определенное время на столе лежит подготовленный раздел. А сейчас кульминационный вопрос - кто теперь именно поставит объективную оценку данной работе? Ф. Котлер?
2. Вторая проблема заключается в том, что такие специалисты, вряд ли ответят на вопрос - что же такое маркетинг? Дело в том, что определить это они точно не смогут, так как вся литература, которой они руководствуются - всего лишь изложения мыслей людей, которые когда-то добились успеха в своем бизнесе и решили поделиться своими размышлениями на эту тему. Авторов много, каждый по разному добивался успеха и у каждого свое мнение по поводу маркетинга - а так и недолго запутаться.
3. В фирмах не уделяется достаточного внимания маркетингу, то есть, нет работника, который отвечал бы именно за эту область и нет работника, который был бы в ней профессионалом. Почему-то считается, что если вы вдруг обнаружили что-то полезное, касающееся конкурентов или их товару, то вы в праве отразить это в маркетинговой базе данных в вашей фирме.
4. Не многие хорошо осведомлены как правильно конкурировать, о конкурентоспособности товара (услуги) и о том, как из этого извлечь выгоду. Наши представления об этом не такие полные как на западе.
5. И последняя, но главная ошибка заключается в том, что нашего человека не научили разбираться в психологии и в интересах инвесторов.
Выводы по 1 главе
- В процессе составления курсового проекта была изучена техника написания бизнес-модели. Он состоит из модели производства, организационного модели, маркетингового модели, финансового модели, оценки рисков.
- В модели производства рассматривается все, что касается производства на предприятии (в данном проекте – реализация услуг), объемов производства, подсчета выручки предприятия.
- В маркетинговом плане описывается конкурентная среда на выбранном рынке, маркетинговые мероприятия, связанные с рекламой, цены на услуги.
- В организационном плане – организационно-правовая форма предприятия, структура управления предприятием, заработная плата персонала.
- Основным пунктом бизнес модели является финансовый модель, в котором идет определение прибыли, анализ эффективности проекта, а также рассматриваются возможные риски проекта.
- При расчете дохода и затрат на реализацию услуг, получается, что организация ни разу не терпит убытка, хотя это возможно в будущем из-за непредвиденных обстоятельств.
- Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес- модели - это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового модели актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.
- Бизнес-модель является связующим звеном между организатором производства и инвестором.