Файл: Разработка концепции проекта по созданию инновации (Планирование инновационного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач, встающих перед промышленностью на современном этапе, является эффективное применение инновационных решений. Переход к новым методам хозяйствования требует усиления инновационной активности и изменения подхода к нововведениям, соединения инноваций с рынком. Исходя из современной расстановки действующих сил в экономике, приоритет её развития должен быть отдан активизации инновационной деятельности в её базовых наукоёмких отраслях, являющихся источником динамичного движения.

Целью курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ создания инновационного проекта, проведение анализа инновационного проектирования на предприятие и формулирование рекомендаций по внедрению инновационного проекта на предприятие.

Данная цель предопределила определение сущности решения следующих задач:

  • определить понятие и сущность инновационного проекта;
  • рассмотреть этапы создания инновационного проекта;
  • провести анализ условий разработки и внедрения инновационного проекта.

Объектом данного исследования является механизм формирования и реализации инновационной стратегии предприятия.

Методика исследования базируется на диалектическом системном подходе при использовании преимущественно методов логического, структурного и сравнительного анализа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию инновационных стратегий в мебельной отрасли, а также при изучении курса стратегического и инновационного менеджмента.

Глава 1. Понятие инновационного проекта

1.1. Понятие и сущность инновационных проектов

В отечественной практике концепция управления проектами (Project Management) нашла отражение в широком применении (как в современных, так и в прежних условиях) программно-целевого метода управления (особенно пла­нирования), предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ (ЦКП), представляющих собой комплекс вза­имоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социаль­но-экономических целей. Развернутая система проектов и программ реализуется и в научной, и в инновационной сферах. Инновационные проекты и програм­мы их реализации составляют существенную часть формирующегося хозяйст­венного механизма управления научно-техническим развитием страны.


Определение и основные элементы инновационного проекта. Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления ин­новационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект до­кументов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, на­правленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных на­правлениях развития науки и техники. Как процесс осуществления иннова­ций,— это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансо­вых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. В то же время инновационный проект — это комплект технической, организационно-плано­вой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин «design»). Наиболее полно и комплексно сущность инновационного проекта проявляется в его первом аспекте. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплек­том проектной документации и обеспечивающих эффективное решение кон­кретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количествен­ных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

  • сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
  • комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
  • организация выполнения проектных мероприятий, т. е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
  • основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом, до частных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.


Задачи инновационных проектов. Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:

  • комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;
  • количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;
  • непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, про­изводства и потребления инноваций;
  • обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;
  • сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;
  • межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.

Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы:

  • формирование инновационной идеи (замысла). Это процесс зарожде­ния инновационной идеи и формулирования генеральной (конечной) цели проекта. На этом этапе определяются конечные цели (количественная оценка по объемам, срокам, размерам прибыли) проекта и выявляются пути их достижения, определяются субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники;
  • разработка проекта. Это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формирования взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий реализации цели проекта. На этом этапе осуществляются сравнительный анализ различных вариантов до­стижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации; разрабатывается план реализации инновационного проекта; решаются вопросы специальной организации для работы над проектом (ко­манды проекта); производится конкурсный отбор потенциальных исполните­лей проекта и оформляется контрактная документация;
  • реализация проекта. Это процесс выполнения работ по реализации поставленных целей проекта. На этом этапе осуществляется контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта;
  • завершение проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта.

Рассматривая инновационный проект по элементам организации, можно выделить в нем две части: органы управления формированием и реализацией проекта и участников инновационного проекта.


1.2. Порядок разработки концепции инновационного проекта

Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации.

Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, Оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта. В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы (Рис. 1.): формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.

Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.).

Рисунок 1 - Содержание и этапы разработки концепции инновационного проекта

Приоритетная инновационная проблема

1. Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта

2. Маркетинговые исследования идеи проекта

Варианты решений проблемы

Количественные значения целевых параметров проекта

3. Структуризация проекта

«Дерево целей»

Вариант реализации проекта

4. Анализ риска и неопределенности

«Дерево работ»

5. Выбор варианта реализации проекта

С другой стороны, под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, т. е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.


К методам генерирования и формирования инновационных идей относят­ся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявле­ния мнений (метод интервью; метод анкетирования — выборочных опросов; написание сценария и т.д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.).

Маркетинговые исследования идеи проекта. Параллельно с формировани­ем инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количест­венного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вари­антов реализации.

С этой целью:

  • устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;
  • анализируются возможности и экономическая целесообразность заме­ны производимой продукций новыми видами целевой продукции;
  • изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;
  • анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;
  • исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

Структуризация инновационного проекта. Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования пере­чня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта. Для оп­ределения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т. е. разбиваются на составные элементы. Практика показа­ла, что в структуризации проекта необходимо различать две разновидности: функциональную и проблемную.

При функциональной структуризации проекта сначала устанавливает­ся состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения. Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит «дерево целей». Последнее представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие ре­ализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.