Файл: Стили управления персоналом компании, как проявление психологического типа руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 592

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико – методологические основания исследования стиля управления и социально- психологических особенностей руководителей

1.1. Понятие и сущность феномена «лидерство»

1.2. Профессиональные и личностные качества современного руководителя

1.3. Понятие и содержательная характеристика стиля руководства современного руководителя и его места в коллективе

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей руководителей с разным стилем управления коллективом

2.1. Организация и планирование эмпирического исследования социально-психологических особенностей руководителей с разным стилем управления

2.2. Диагностика индивидуально-личностных особенностей руководителей среднего звена

2.3. Диагностика стиля руководства трудовым коллективом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Достижения организации, динамика ее роста в значительной степени определяются манерой управления начальника подчиненными. Любой менеджер в управленческой практике исполняет должностные обязанности в конкретном, присущем лишь ему стиле работы и на основе определенных профессиональных и личностных качеств. Это справедливо и для коммерческих организаций и для некоммерческих учреждений.

Руководитель любой организации должен сегодня быть лидером, причем лидером с большой буквы, для того, чтобы сформировать действительно качественно новый подход к управленческому процессу и должной мотивации трудового коллектива.

Начальнику непросто сформировать подобный стиль поведения, которая способна удовлетворить всех сотрудников. Побуждение сотрудников, их отношение к работе, взаимоотношения друг с другом и прочее зависят от манеры управления. Владение стилем руководства представляет возможным разрешить вопрос профессиональной пригодности административного резерва. Исходя из этого, данная сфера менеджмента поистине приобретает большой смысл в управлении организацией. Деятельностью менеджера является выполнение управленческих функций в системе «человек-человек».

Компоненты структуры личности и их взаимосвязи могут совпадать с требованиями деятельности и могут противоречить им. Как показал В.С. Мерлин, уровень способностей зависит от характера связей между компонентами структуры личности и отношениями к деятельности. Способности могут достигать высокого уровня, когда компоненты структуры личности, необходимые для данной деятельности, согласуются с ее интересами и отношениями. И наоборот, уровень способностей снижается, если компоненты структуры личности вступают в противоречие с отношением ее к деятельности.

С этой точки зрения весьма актуально исследование тех факторов, которые делают эффективной деятельность руководителей.

Изученность темы. Теоретической основой исследования послужили концепции, взгляды, представленные в трудах таких ученых, как А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, Е.А. Климова, A.T. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина, П.И, А.В. Сергеева, Н.Ф. Талызиной и др. Изучение вопросов профессионального становления специалистов осуществлялось Г.А. Волковицким, Э.Ф. Эсером, В.М. Распоповым, T.З. Кудрявцевым, О.В. Лешер, А.И. Сухаревым и др. Вопросы психологической поддержки представителей отдельных профессий подробно раскрыты в работах Ю.Г. Баскина, Т.Б. Ванеевой, Е.М. Проходимовой, Г.В. Курносова, Е.П. Соловьевой, занимающихся данной проблемой.


Цель исследования - изучить личностные особенности руководителей среднего уровня с разным стилем руководства.

В соответствии с поставленной целью определена логика исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность феномена «лидерство».

2. Рассмотреть профессиональные и личностные качества современного руководителя.

3. Охарактеризовать понятие и содержательную характеристику стиля руководства современного руководителя и его места в коллективе.

4. Провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей руководителей с разным стилем управления коллективом.

Объект исследования: руководители среднего звена.

Предмет исследования: волевой потенциал, организаторские способности, стиль саморегуляции поведения и стиль руководства коллективом.

Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности индивидуально-личностных особенностей респондентов с разным стилем управления коллективом.

Методы: опрос, анкетирование, методы математической статистики (описательная статистика, таблицы сопряженности, непараметрический критерий Краскала-Уоллиса).

База исследования – ООО «Кухни Плюс».

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учебными организациями, ведущими подготовку по управленческому профилю, для формирования определенного стиля управления коллективом с учетом индивидуально-личностных характеристик обучающегося. А так же могут быть востребованы практическими организационными психологами для сопровождения управленцев и коррекции стиля управления с учетом их индивидуально-личностных особенностей и организационной специфики.

Глава 1. Теоретико – методологические основания исследования стиля управления и социально- психологических особенностей руководителей


1.1. Понятие и сущность феномена «лидерство»

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики.

Понятие «управление» наряду с наукой, является утонченным искусством. Методической базовой составляющей его можно назвать стили и модели руководства, а также функции, принципы, методы и концепции руководства. При изучении области «управление» специалистами было отмечено, что оно является сектором экономических, хозяйственных, социальных и даже политических систем. Нет однозначного определения понятия «управление» [12].

М.Х. Мескон дает такое определение: «Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей [14].

По мнению крупного ученого Г. Кунца: «Про­цесс управления есть искусство, суть которого состоит в примене­нии науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации. Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут по­нимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств» [12, с. 18].

Современное понятие «управление» означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации. Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса (рисунок 1).

Рисунок 1 - Формы осуществления управленческой деятельности [9]

Таким образом, управленческая деятельность – специфический вид труда людей, требующий адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, формах, методах и так далее.

Представим ниже основные функции управления (рисунок 2).

Рисунок 2 - Функции управления [9]

Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач [13].

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом.


В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:

  1. Выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  2. Налаживание сотрудничества между людьми;
  3. Обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели» [14].

Определение «управление» характеризует общий процесс организации систем управления и производства. Руководство же направлено на коллективы и конкретных людей, работающих в них. Следовательно, так как руководство является основной функции управления, то главная задача его - это, соответственно, реализация задач и функций государственного управления, конкретизация всех производственных процессов, социальное обязательство перед обществом.

Лидер - «указывающий путь», «ведущий» (перевод с английского языка). Ф. Ницше в своих трудах отмечал особую значимость лидеров в истории. Он писал: «Цель человечества лежит в его высших представителях. Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача». Так кто и что дает право лидеру руководить другими людьми? Какими побуждениями он апеллирует в своей профессиональной деятельности? [24].

Понятие «лидерство» весьма многогранно, оно претерпевало изменение вместе с эволюцией общества. В примитивных сообществах, где, изначально, еще отчетливо не были выражены и осмыслены частные интересы индивида, где существовали обязанности и потребности всего рода или племени, то есть единого целого, функции лидера проявлялись незначительно. По большому счету они заключались в защите и организации физического выживания членов общины.

Когда появилось разнообразие потребностей, начало превалировать развитие умственных навыков, прибавилось большое многообразие видов деятельности, появилось разделение труда (торговля, ремесленная деятельность, земледелие, скотоводство о т.д.), тогда существенно усложнились социальные отношения. Общество становилось сложной, организованной системой, которая нуждалась в упорядочении поведения, а также в согласовании потребностей и действий индивидов. Возникла необходимость в появлении политического лидера - человека, который бы смог определить общие цели и способы их достижения, организовал бы процесс распределения ролей и функций в рамках общества.

В современной науке лидерство характеризуется неоднозначно, не смотря на общность исходных позиций и взглядов. Таким образом, выделены такие основные подходы к его прочтению:


1. Лидерство – это власть, задачей которой является направленность сверху вниз, а также то, что носителем власти выступает не большинство, а группа лиц или один человек. Политическое лидерство, – пишет Жан Блондель, – это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям» [28].

2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такое понятие лидерства получается из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Другими словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» [28].

3. Лидерство – это влияние на людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Но это не абсолютно любое влияние, а такое, для которого существуют четыре характерные особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было непрерывным (постоянным). К политическим лидерам не следует относить людей, оказавших хотя и большое, но единовременное воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира, в целом. Однако было бы странно вследствие этого считать его политическим лидером [28].

Во - вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, коллектив). Нам известно, что внутри любого крупного холдинга (объединения) существует несколько , а иногда и множество центров локального влияния. Постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Главной особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на всё общество или крупные группы.

В-третьих, политического лидера можно узнать по явному приоритетному влиянию. Отношения лидера и ведомых характеризует неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, который силой удерживает группу в подчинении – это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым - лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства.