Файл: Стили управления персоналом компании, как проявление психологического типа руководителя.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 593
Скачиваний: 11
1.2. Профессиональные и личностные качества современного руководителя
Для достижения высоких показателей бизнеса у современного руководителя должны быть хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности.
Организаторские способности объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность – умение предвидеть и грамотно руководить событиями, включающее: психологическую избирательность, практическую направленность интеллекта, психологический такт.
2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, воздействовать на других людей волей, эмоциями. Она складывается из: энергичности, требовательности, самокритики
3. Склонность к организаторской деятельности — готовность к такой деятельности (от мотивации до профессиональной подготовленности).
Эффективный бизнес предполагает, что люди совместно координируют деятельность, определяют задачи, ресурсы, планируют деятельность, выдвигают, поддерживают идеи.
Коллективная работа позволяет открыть в предпринимательстве больше новых возможностей, а коллективный подход — решать возникающий проблемы сообща.
Таким образом, вырабатывается в процессе бизнес-деятельности больше идей, уменьшается число факторов для возникновения стрессовых ситуаций, возрастает инновационная способность.
В экономической деятельности коммуникативные и организаторские способности нужны не только руководителям, менеджерам, но и рядовым сотрудникам, потому что им тоже необходимо общаться с коллективом, организовывать собственную деятельность.
Часто творчески мыслящие люди не способны правильно подать свою идею, хорошую бизнес-идею, потому что они не могут ее донести окружающим из-за отсутствия коммуникативных способностей.
Здесь также играют роль различные психологические барьеры: стеснение, замкнутость, боязнь осуждения, неодобрения, насмешек, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Различные исследователи выделяют разнообразные черты, которые должны быть характерны для современного руководителя. Так, Г. Минцбергом были выделены определенные черты личности руководителя (табл. 1) [22].
Таблица 1
Черты личности руководителя Г. Минцберга [22]
Черты личности |
Характеристика черт |
Быть равным |
Способность формировать и осуществлять поддержку системы отношений с равными себе людьми |
Быть лидером |
Способность осуществлять руководство подчиненными, устранять все трудности и проблемы, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью |
Разрешать конфликты |
Выступать в качестве посредника между конфликтующими сторонами, заниматься регулированием конфликтов, связанных с психологическим стрессом |
Осуществлять обработку сведений |
Формировать систему коммуникаций на предприятии, формировать надежные сведения и осуществлять их эффективную оценку |
Принимать нестандартные решения в сфере управления |
Осуществлять поиск проблем и решений в условиях, при которых альтернативные варианты действий, сведений и цели являются неясными и сомнительными |
Оптимально распределять ресурсы на предприятии |
Способность осуществлять выбор необходимых альтернативных вариантов при ограниченности времени и ресурсов |
Дар руководителя- предпринимателя |
Способность идти на некоторый риск и на внедрение нововведений на собственном предприятии |
Искусство самоанализа |
Способность по принятию позиции лидера и его роли на предприятии, умение предвидеть влияние лидера на деятельность предприятия |
Предложенные Г. Минцбергом базовые черты личности руководителя, указывают на то, что основная доля в общей массе личностных черт выделяется на разнообразные способности менеджера, связанные с профессиональной деятельностью, а также с выстраиванием взаимоотношений с подчиненными и вышестоящими коллегами. Безусловно, данные черты личности являются достаточно актуальными и ценными для современных руководителей.
Необходимо отметить, что на совокупность черт личности современного руководителя оказывает значительное влияние стиль его управления. В зависимости от стиля руководства, результативность и эффективность производственной деятельности определенным образом меняется. Основная компетенций и миссия руководителя - это умение вести подчиненный состав за собой, увлекать на деятельность на благо организации и коллектива [21, С. 56].
1.3. Понятие и содержательная характеристика стиля руководства современного руководителя и его места в коллективе
Статус руководителя находится в зависимости от того, какую манеру работы он выбирает.
Существует ряд определений категории «стиль руководства».
Стиль руководства – это особая разновидность персональной деятельности.
Стиль управления – это система, состоящая из комплекса методов, при помощи которой руководитель осуществляет управление над коллективом. Стиль управления возникает под влиянием индивидуальных черт начальника, а также происходит как ответная реакция на запросы, которые предъявляются внешними критериями деятельности.
Стиль управления – это обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический) [1, с. 56].
«Стиль руководства – это совокупность классических и сравнительно прочных способов, посредством которой руководитель воздействует на подчиненных в момент выполнения им управленческой функции. Это вполне естественная манера поведения руководителя в отношении к своим подчиненным. Данный способ применяется для того, чтобы оказать на служащих влияние и побудить их к достижению поставленных целей.
Наиболее полным определением понятия «стиль руководства» является относительно устойчивая совокупность способов, методов и форм практической работы менеджера.» [43].
Также в качестве определения термина «метод управления» может выступать следующее: это манера и способ поведения руководителя в момент подготовки и реализации управленческих решений.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: стиль и метод руководства существуют в конкретном единстве. Под стилем понимается форма осуществления методов управления, которые предприняты менеджером в соответствии с его субъективно-психологическими чертами.
Метод управления – это система способов целенаправленного воздействия руководителя на служащих, которая обеспечивает полную координацию их действий [5, с. 94].
Термин «метод» существует самостоятельно от начальника. По характеру воздействия выделяют следующие группы: административные, экономические, социально-психологические.
Каждому сформированному методу управления характерен свой тип управления. Отсюда делаем вывод, что каждый метод, для своего осуществления, нуждается в личностях, которые владеют определенными свойствами.
Право использования возможных методов управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические) имеет лишь менеджер, которому свойственна манера руководства.
Следовательно, стиль руководства – явление строго личное, потому что он определяется специфичными чертами определенной личности и отображает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно представленной личностью. Не существует двух начальников с одинаковым стилем руководства.
В стиле управления выделяются три основных компонента, которые определяют важные его особенности:
– Забота о выполнении установленных задач;
– Способы, которые помогают руководителю влиять на подчиненных.
– Взаимоотношения со своими подчиненными и вышестоящим руководством.
Все это отображается в стиле управления и характеризует начальника. Стиль руководства объективен: он зависим от специфики деятельности и от уровня иерархии управления. Но он всегда субъективно окрашен личностными особенностями и качествами начальника.
В работе руководителя объективные и субъективные компоненты стиля переплетены настолько плотно, что их не всегда можно разделить и даже определить. К ошибке приводит следующее: руководитель пытается свести особенности служебного поведения в свои качествам или к специфике своей работы.
Можно сделать вывод, что под стилем руководства понимаются способы применения методов управления и реализация их на практике данным руководителем. Подчиненные наблюдают за тем стилем управления, который выбрал руководитель. Сделанный начальником выбор оценивается и воспринимается определенными образом. Исходя из этого, стиль работы руководителя – это не его собственное дело.
Начальник сам вырабатывают манеру поведения, исходя из обстоятельств и опираясь на свои личные качества. Разнообразия в стиле руководства не широки: они находятся в пограничном положении, определяемом главенствующей стилевой концепцией. Курт Левин (1890-1947) – широко известный социальный психолог – изложил следующую теорию: «вся сложная пальма лидерства находится на шкале между полярными позициями: «автократия» и «невмешательство», между которыми располагается позиция «демократия»». Левин определил три стиля лидерства - авторитарный, демократический и попустительский. В дальнейшем, все выдвигаемые современные теории в той ли иной степени созвучны с его концепциями [6, с. 161].
Авторитарный (директивный, автократический) стиль. Используя его, начальник, выстраивая свое поведение, опирается на принципы «формальной структуры взаимоотношений». Такой лидер старается держать дистанцию во взаимоотношениях с коллективом, он отвергает неформальное общение в любой форме. Характеристику подобному руководителю можно дать следующую – он держит все под полным контролем, всю власть и ответственность берет только на себя, решения принимает единолично, пристально контролирует процесс и результат работы, сотрудникам не дает лишней информации, только самую нужную и полезную. Такие руководители очень требовательны, властны, жестки, всецело нацелены на функцию выполнения поставленных задач. Они самоуверенны и не выносят критики в свой адрес, общение с подчиненными осуществляют в приказной форме.
Их основных способ влияния на других людей – это приказ.
Выделяются следующие разновидности авторитарного метода по Г. В. Щекину [10, с. 149]:
– Патриархальный – руководитель считает всех не доросшими до принятия решений, поэтому все должны ему подчиняться.
– Харизматический (харизма в переводе с греческого языка – выдающееся очарование, привлекательность от бога) – у лидера имеются выдающиеся качества и он пользуется этим. Он может пожелать выполнения любой задачи и не беспокоится о возможностях подчиненных.
– Автократический – руководство осуществляется аппаратом через подчиненные инстанции. По данному стилю работают институты, государство, фирмы, но не отдельные люди.
– Бюрократический – для этого стиля свойственна волокита, бюрократизм, «канцелярщина».
Коллегиальный (демократический) стиль. Данный тип начальника ориентирован на формальное и неформальное общение с коллективом, поддержку отношений с подчиненными, но не допускает фамильярности. Такой руководитель стремится к взаимоотношениям, держит под контролем только результат, дает полную информацию подчиненным о своем назначении в совместном поручении. Также менеджер поощряет сотрудников с трудовой активностью.
Пассивный (попустительский, либеральный, стиль невмешательства). Начальник максимально нацелен на поддержку неформальных отношений в коллективе, дает полную свободу в организации работы, в процесс включается в случае необходимости – мотивирует подчиненных. Все решения в процессе принимаются коллегиально.
Первая трехмерная модель стилей руководства была разработана К. Левиным, а немного погодя она была переименована в теорию континуума (т.е. Теория непрерывной последовательности) стилей. Благодаря данной модели ученые могли более точно продемонстрировать разнообразие стилевых разновидностей, которые слчаются в жизни. Например, у У.Р. Лайкерта получилось 4 типа стилей в авторитарно-демократическом континууме:
– эксплуататорско-авторитарный (автократия в чистом виде);
– благосклонно-авторитарный (от санкций – к поощрениям, ограниченное участие подчиненных в принятии решений);
– консультативно-демократический (большее доверие к подчиненным, делегирование им незначительных полномочий);
– базирующийся на участии подчиненных в принятии решений, в том числе наиважнейших (демократизм в чистом виде).
«Список Лайкерта» уточняет авторитарно-демократическую модель стилей менеджмента. [56]. Сравнительная характеристика стилей управления приведена в таблице 2.