Файл: Составление перечня задач, подлежащих автоматизации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Введение


Наверное, каждый из нас, хотя бы раз в жизни, сталкивался с неудобствами обслуживания в обычной городской поликлинике. Необходимость ведения амбулаторной карточки в бумажном виде доставляет немало хлопот, т.к. пациенту необходимо позаботиться о её поиске перед посещением врача. А вероятность потери карточки и вовсе может повлечь серьезные неприятности.

На сегодняшний день большая часть государственных поликлиник не использует комплексные информационные системы, которые позволили бы автоматизировать работу учреждения. Основной причиной этого является высокая стоимость программного обеспечения, недостаточный парк компьютерной техники и отсутствие локальной сети в учреждении. И если развитие компьютерных и коммуникационных технологий, а также постоянное уменьшение стоимости компьютерной техники решают техническую сторону данной проблемы, то вопрос приобретения программного обеспечения по-прежнему остается открытым.

Медицинские информационные системы подобного рода, предлагаемые в данный момент на рынке программного обеспечения, имеют довольно высокую стоимость. Их приобретение зачастую является невозможным, поскольку государственные учреждения здравоохранения финансируются из бюджета, в котором денежные средства для приобретения программного обеспечения не выделяются. К тому же, предлагаемые программные продукты являются сложными в настройке и ежедневной работе. Это подразумевает необходимость обучения персонала поликлиники, а так же наличие в штате квалифицированного инженера-программиста для поддержания и сопровождения такой системы.

Целью дипломного проекта является разработка автоматизированного рабочего места врача поликлиники. Для достижения поставленной цели в процессе дипломного проектирования необходимо решить следующие задачи:

  • изучение предметной области;

  • составление перечня задач, подлежащих автоматизации;

  • анализ аналогов и прототипов;

  • выбор способа хранения и доступа к данным;

  • выбора языка программирования и среды разработки приложения;

  • проектирование и разработка базы данных;

  • проектирование и разработка клиентского приложения;

  • тестирование системы;

  • разработка технической документации;

  • расчет стоимости разработанного программного продукта;

  • рассмотрение вопросов охраны труда.


Объектом дипломного проектирования является автоматизированное рабочее место врача поликлиники. Предметом исследования являются практические аспекты построения реляционных баз данных и систем автоматизации работы медицинских учреждений .

При дипломном проектировании будут использоваться методы:

  • сравнительного анализа;

  • объектно-ориентированного проектирования;

  • объектно-ориентированного программирования.

В процессе дипломного проектирования понадобится следующее программное обеспечение:

  • Microsoft Office 2010;

  • Delphi 7;

  • Interbase Server 7.1;

  • Microsoft Visio 2010.

В результате дипломного проектирования необходимо разработать специализированный программный продукт для автоматизации работы врача поликлиники.

Выбранная тема дипломного проекта является актуальной, поскольку в настоящее время в автоматизации работы нуждается большая часть поликлиник государственной формы собственности. Зачастую в данных учреждениях здравоохранения автоматизирована лишь работа регистратуры, в то время как амбулаторная карта пациента ведется на бумажном носителе и врачи вынуждены заполнять истории болезни пациентов вручную, постоянно передавать бумажную амбулаторную карту из кабинета в кабинет.

Разработка и внедрение подобного автоматизированного рабочего места врача поликлиники позволило бы значительно облегчить работу врачей поликлиники и младшего медицинского персонала, повысить их производительность труда и снизить затраты на бумагу и канцтовары за счет отказа от ведения бумажной амбулаторной карты пациента.


  1. АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

    1. Постановка задачи

Основной целью проектирования автоматизированного рабочего места врача поликлиники является создание и ведение электронной амбулаторной карты пациента, в которой будут фиксироваться посещение и осмотр врачей, назначения и рекомендации по лечению пациента, диагностические процедуры и лабораторные анализы. Кроме электронной амбулаторной карты необходимо предусмотреть возможность создания, открытия и корректировки электронного расписания приема врачей поликлиники, осуществлять регистрацию впервые обратившихся и запись на прием уже зарегистрированных пациентов, печать талонов.

Создание подобного программного обеспечения позволит автоматизировать работу всех врачей поликлиники, а также значительно облегчить работу регистратуры и клинико-диагностической лаборатории.



В зависимости от используемого модуля проектируемое АРМ врача поликлиники должно предоставлять следующие возможности:

  1. модуль расписания:

  • ведение расписания приема врачей (открытие и закрытие расписания, а так же его корректировка);

  1. модуль регистратуры:

      • регистрация пациентов;

      • запись пациентов на прием;

      • печать талонов на прием к врачу.

  1. основной модуль АРМ врача поликлиники:

      • просмотр электронной амбулаторной карты пациента;

      • добавление информации в электронную амбулаторную карту пациента (при осмотре или проведении диагностических процедур);

      • выставление диагноза по международному классификатору болезней (справочнику МКБ);

      • назначение лечения для пациента;

      • оформление больничных листов;

      • оформление и печать рецептов;

      • запись на прием к другим специалистам;

      • печать выписки из электронной амбулаторной карты.

  1. модуль лаборатории:

      • регистрация пациентов;

      • занесение результатов анализов в базу данных.

  1. модуль администратора:

      • добавление, изменение и удаление информации в справочниках.




    1. Анализ аналогов и прототипов

В настоящее время существует немалое количество программного обеспечения, которое предназначено для автоматизации работы медицинских учреждений различных форм собственности. По этой причине как основные программные средства для проведения анализа были выбраны «1С:Медицина. Поликлиника» и «Комплексная медицинская информационная система» (КМИС). Они являются наиболее часто используемыми в предметных областях, приближенных к рассматриваемой в дипломном проекте.

Прикладное решение «1С: Медицина. Поликлиника» предназначено для автоматизации деятельности медицинских организаций различных организационно-правовых форм и оказывающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях. Программный продукт служит для ведения взаиморасчетов с контрагентами, управления потоками пациентов, персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.


Программа позволяет автоматизировать основные процессы работы регистратуры: регистрацию пациентов, формирование заказов, планирование загрузки кабинетов, формировать счета на оплату.

Ведется учет деятельности медицинского персонала по медицинским услугам. Медицинская организация может работать с единым перечнем медицинских услуг (простыми и сложными медицинскими услугами), прейскуранты услуг сторонних организаций (в том числе и системы ОМС) привязываются к медицинским услугам организации по различным критериям (кодам медицинских услуг, персональным данным пациентов, результатам выполнения услуг и прочие условия). При формировании реестров оказанных услуг для сторонних организаций преобразование услуг организации в услуги контрагентов производится автоматически.

«1С: Медицина. Поликлиника» может использоваться для учета медицинских услуг и для оперативного планирования деятельности кабинетов медицинской организации. Оперативное планирование осуществляется с помощью предварительной записи пациентов на выполнение медицинских услуг в медицинских кабинетах. Предварительную запись пациентов может осуществлять как регистратура (регистратурно-диспетчерский отдел), так и врачи при выполнении назначений повторных приемов, консультаций, исследований, манипуляций. Для осуществления оперативного планирования врачебному медицинскому персоналу и кабинетам задаются графики работы, нормы загрузки, перечень выполняемых услуг. Услугам, для которых выполняется предварительная запись, создаются спецификации (технологические карты), в которых задаются параметры их выполнения.
На рисунке 1.1 представлена рабочая область 1С:Медицина. Поликлиника.


Рисунок 1.1 – Рабочая область 1С: Медицина. Поликлиника. Заполнение листков нетрудоспособности

Комплексная медицинская информационная система (КМИС) предназначена для автоматизации медицинских учреждений независимо от принадлежности (государственное, ведомственное или коммерческое) и специализации. КМИС идеально подходит для автоматизации поликлиники и/или стационаров, но она также успешно используется для применения и в других видах лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

Цель системы – повышение качества и доступности медицинской помощи за счет автоматизации работы медицинских сотрудников по всем направлениям деятельности ЛПУ.

В первую очередь система предназначена для автоматизации клинических направлений работы ЛПУ, внедрения электронной медицинской карты (ЭМК), организации эффективного информационного взаимодействия между всеми участниками лечебно-диагностического процесса. Система позволяет сократить (а местами - и полностью исключить) рутинные
операции по оформлению медицинской документации, повысить качество и информативность медицинских документов. Фактически, внедрение КМИС позволят снять с врача и медицинской сестры непрофильную нагрузку или существенно ее ослабить, позволяя больше времени уделять своей непосредственной работе - общению с пациентом, оказанию медицинской помощи или полноценному управлению ЛПУ на основе объективной и своевременной информации.

Основное технологическое решение, за счет которого КМИС способна достичь поставленную цель – это внедрение электронного документооборота с возможностью групповой работы над различными медицинскими документами – электронной амбулаторной картой (в поликлинике), электронной историей болезни (в стационаре или санатории) и т.д. Архитектурно КМИС состоит из нескольких программных модулей (подсистем), объединенных в общую медицинскую информационную систему. В состав КМИС включены как универсальные для любого ЛПУ подсистемы (ЭМК, статистика, учет нетрудоспособности, финансовый модуль), так и специальные решения для поликлиники, стационара и т.д. В составе КМИС – свыше 60 подсистем и модулей.

На рисунке 1.2 представлена рабочая область комплексной медицинской информационной системы.


Рисунок 1.2 – Рабочая область «КМИС». Журнал медицинских осмотров

Рассмотрев аналоги можно сделать следующие выводы:

  • 1С: Медицина. Поликлиника является дорогостоящей многофункциональной системой. Для начала работы с системой потребуются дополнительные расходы на конфигурирование системы под предметную область квалифицированным специалистом. Кроме того, для полноценного использования данного программного обеспечения персоналу поликлиники потребуется пройти обучение.

  • комплексная медицинская информационная система обладает намного большей мощностью, чем необходимо в рамках данной предметной области. Обилие функций, относительная сложность интерфейса, ориентированность на крупные организации – все это делает данную систему неудобной и сложной для использования в рядовом бюджетном учреждении здравоохранения. К недостаткам КМИС также можно отнести высокую стоимость продукта и высокие системные требования, что непременно повлечет за собой обновление компьютерного парка медицинского учреждения.