Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Общая характеристика налога на имущество организаций).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика налога на имущество организаций
1.1. Понятие и правовая основа налога на имущество
1.2. Роль налога на имущество в налоговой системе РФ
1.3. Налогооблагаемые объекты и порядок налогообложения
2. Практические особенности налогообложения в отношении имущества организации
2.1. Примеры расчета налога на имущество организации в соответствии с изменениями 2016-го года
2.2. Проблемы исчисления и уплаты налога на имущество в судебной практике
Введение
Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования, проводимые сегодня в России, предопределяют необходимость формирования эффективной системы налогообложения как одного из важных условий улучшения экономической ситуации в стране.
Организация процесса налогообложения имущества предприятий влияет как на формирование налоговых доходов региональных бюджетов Российской Федерации, так и на эффективность финансового механизма самих коммерческих организаций. Совершенствование налогообложения имущества со стороны государства в современной налоговой системе Российской Федерации осуществляется в основном в двух направлениях: повышение обоснованности уровня изъятия и улучшения его организации. В результате реализации комплекса мероприятий в этих направлениях за последнее десятилетие существенно повысился налоговый потенциал бюджетов. Однако, современных исследований влияния данного налога на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики на сегодняшний день не достаточно.
Целью работы является изучение особенностей налогообложения имущества организаций. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. рассмотреть понятие налога на имущество организаций, определив содержание входящих в его состав ключевых элементов;
2. проанализировать современное состояние и обозначить проблемы налогообложения имущества юридических лиц, уточнить место и роль налогов на имущество в реализации экономических интересов региональных бюджетов;
3. уточнить подходы и нововведения к оценке объектов имущества, как важнейшим составляющим механизма налогообложения;
4. показать на конкретных примерах особенности исчисления данного налога, выявить проблемные аспекты его уплаты организациями;
5. сделать выводы по работе и оформить их в виде заключения.
Объектом исследования является налогообложение имущества организаций. Предметом исследования являются понятие, роль, порядок исчисления и уплаты налога на имущество организации.
Теоретическую основу и методологическую базу исследования составили научные труды российских ученых-экономистов, касающиеся имущественных налогов. Работа выполнена с использованием методов экономического анализа, использован диалектический метод. В работе применялись методы группировки, сравнения.
Информационную и эмпирическую основу работы составили действующие федеральные законы, Постановления Правительства РФ (законодательные и нормативные акты органов власти РФ), периодические издания и ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость результатов, полученных в ходе проведенного исследования, заключается в том, что основные положения работы могут быть использованы в учебном процессе и организациях.
Структура и объем курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1. Общая характеристика налога на имущество организаций
1.1. Понятие и правовая основа налога на имущество
При построении системы налогообложения было предусмотрено, что имущественные налоги будут относиться к ведению региональных органов власти и органов местного самоуправления и, таким образом, должны стать одними из значимых источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Такой подход обусловлен тем, что данные органы власти получали возможность реально осуществлять эффективный контроль над накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, а также оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.
Главным образом, такая доходообразующая роль отводилось налогу на имущество организаций. При введении этого налога ставилось несколько задач: создание у предприятий заинтересованности в реализации неиспользуемого имущества и стимулирование эффективного использования имущества, которое находится на их балансе.
Как отмечает М.Г. Алимирзоева, с экономической точки зрения данный налог должен был выполнять стимулирующую и контрольную функции, а с финансовой точки зрения - фискальную функцию.[1]
На протяжении ряда последних лет законодательство о налогах и сборах совершенствовалось, вернее, налогооблагаемая база постепенно сужалась и повышалась ставка налога с одновременной переоценкой основных средств. Это позволило превратить налог на имущество предприятий в стабильный источник формирования доходов в структуре региональных бюджетов субъектов РФ.[2]
Первоначально система налогообложения в целом выполняла свою роль путем обеспечения в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступлений в бюджеты всех уровней необходимых ресурсов, в том числе и за счет имущественных налогов.
Предполагается, что налог на имущество организаций будет существовать до введения налога на недвижимость, что будет определяться органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом власти субъекта РФ.[3]
Налог на имущество организаций является важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в РФ. Региональным бюджетам наибольшие доходы обеспечивают поступления от налога на имущество организаций.
Налог на имущество организаций был законодательно установлен в РФ с 1 января 1992 года в качестве регионального налога. В 2003 году была принята глава 30 НК РФ, которая внесла ряд принципиальных изменений в порядок исчисления и уплаты налога. Так, с целью стимулирования развития производства предусматривается существенное сокращение налогооблагаемых объектов за счет исключения из налогообложения таких объектов как готовая продукция, сырье и материалы, товары и др. Для сохранения объема поступлений по этому налогу предельный размер ставки налога увеличивается в сравнении с действовавшей до введения данной главы НК РФ ставкой (ранее было 2 % в настоящее время 2,2 %).[4]
При передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление устанавливается специальный порядок определения налоговой базы.
1.2. Роль налога на имущество в налоговой системе РФ
В соответствии со статусом этого налога, его вводят на конкретной территории законодательные органы власти субъектов России. Субъекты РФ устанавливают определенные ставки налога дополнительно сверх льгот, которые устанавливаются федеральным законом, а также форму отчетности по нему. Специальный порядок определения налоговой базы устанавливается, в том числе, и для иностранных предприятий, которые имеют недвижимое имущество на территории России, но не осуществляют деятельность на данной территории.
Существенно сокращен перечень исключений из объекта налогообложения, а также перечень налоговых льгот, установленных непосредственно в НК РФ. Он распространен лишь на узкий круг имущества организаций. Вместе с тем предусмотрено право законодательных (представительных) органов субъектов РФ на установление дополнительных налоговых льгот.[5]
Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.[6]
Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования; магистральных трубопроводов; линий энергопередачи; сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014 г., применяться к правоотношениям 2013 г.
В соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта Российской Федерации.
Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».[7]
Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.
То есть, как верно отмечает Н.В. Миляков, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.[8]
Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95 %, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок - около 5 % и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом.[9]
В рамках бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст. 47 Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ[10], называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.
Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган государственной власти региона.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге.
В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:
- налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
НК РФ не только установил единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество предприятий, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.
1.3. Налогооблагаемые объекты и порядок налогообложения
В соответствии с Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" налог на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет уплачиваться на основании кадастровой стоимости.[11]
Поскольку налог региональный, право вводить новую систему налогообложения предоставлено субъектам Российской Федерации, и, установив на своей территории новый порядок налогообложения объектов недвижимости, они уже не вправе будут вернуть прежнюю систему.
Введение данного порядка на самом деле не является резкой мерой, а продиктовано общей тенденцией перехода к налогу на недвижимость. Минфин России уже давно собирается заменить три "имущественных" налога налогом на недвижимость. Не случайно был принят Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", освободивший от налога на имущество организаций все движимое имущество, принятое на учет в качестве объектов основных средств после 01.01.2013.
Новый порядок налогообложения имущества организаций устанавливается в отношении отдельных категорий объектов недвижимости:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;