Файл: Х. М. Бербекова институт права, экономики и финансов кафедра уголовного права, процесса и криминалистики отчет.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 919
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структурно методика преподавания юридических дисциплин состоит из трёх относительно самостоятельных, но взаимосвязанных структурных элементов:
Первый элемент – исследовательский. Его предназначение состоит:
1) в выявлении и формулировании закономерностей образовательного процесса, включая обучение и воспитание;
2) в обосновании наиболее эффективных и одновременно оптимальных регулятивов построения образовательного процесса;
3) в выявлении закономерностей включения, приобщения обучаемого в сферу знаний, которые выработала наука;
4) в определении закономерностей развития у обучаемого соответствующих профессии навыков, умений и формирования них соответствующих компетенций;
5) в раскрытии закономерностей развития у обучаемых свойств и черт социально зрелой и социально надёжной личности.
Второй элемент – прикладной, его предназначение состоит:
1) в осмыслении и формулировании эффективной модели образовательного процесса;
2) в обосновании процедуры поиска и отбора «учебного материла» из теоретических исследований и реальной юридической практики;
3) в выработке наиболее оптимальных и эффективных форм, способов и приёмов преподнесения конкретного для данной учебной дисциплины учебного материала обучаемым и включения обучаемых в освоение преподносимого им учебного материала;
4) в разработке соответствующих профессиональной подготовке преподавателя его уровню методической и педагогической культуры методических регулятивов;
5) в обосновании алгоритма использования методических регулятивов при проведении конкретных видов учебных занятий;
6) в выработке механизма контроля за процессом развития у обучаемых необходимых навыков, умений и компетенций;
7) в создании вариантов «механизмов» обратной связи преподавателя и студента в образовательном процессе с целью совершенствования процесса обучения и воспитания.
Третий элемент – самообразовательный. Его предназначение состоит:
1) в выработке и обосновании методических регулятивов для самосовершенствования методической культуры преподавателя;
2) в выявлении возможностей и путей совершенствования методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
3) в поиске вариантов комплексирования методик преподавания различных учебных дисциплин.
То есть методика преподавания юридических дисциплин в вузе включает в себя не только процесс применения преподавателем методических регулятивов для того, чтобы сделать образовательный процесс эффективным во всех его проявлениях, но и определение его закономерностей, поиск способов, приёмов и форм самосовершенствования самого преподавателя.
Выходит, что в образовательном процессе, в предоставлении образовательных услуг методика преподавания юридических дисциплин призвана обеспечить реализацию следующих положений:
-
связь теории с практикой; -
систематичность и последовательность в овладении учебным материалом; -
сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; -
соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; -
сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; -
доступность научных знаний, убедительность и прочность усвоения знаний; -
единство обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.
2. Организация учебного процесса на кафедре уголовного права, процесса и криминалистики
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова в образовательной деятельности основывается на приоритетности фундаментального знания, необходимости развития непрерывного и открытого образования с широким использованием современных информационных технологий, формирования современной образовательной среды, соответствующей требованиям современного информационного общества, на принципах гуманизации и гуманитаризации образования. Университет имеет высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитую систему программ переподготовки и повышения квалификации.
Одной из ячеек такой высокоэффективной системы подготовки магистров является кафедра уголовного права, процесса и криминалистики, которая была образована в мае 2021 года путем объединения двух кафедр — уголовного права и криминологии, уголовного процесса и криминалистики.
Так, например, в положении о кафедре указано, что деятельность кафедры подразделяется на:
Учебная деятельность кафедры:
-
проведение аудиторных занятий, предусмотренных учебными планами; -
проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации; -
проведение консультаций;
-
организация и руководство различными видами практик; -
руководство научно-исследовательской работой студентов (регулируется положением о научно-исследовательской работе студентов в университета); -
руководство выпускными квалификационными работами; -
руководство магистрантами, аспирантами и докторантами; -
руководство самостоятельной работой студентов; -
руководство курсовыми проектами и работами.
Учебно-методическая деятельность кафедры:
-
разработка основных образовательных программ по направлениям (специальностям), закрепленным за кафедрами; -
разработка учебно-методических комплексов читаемых дисциплин; -
разработка рабочих программ учебных дисциплин, согласование рабочих программ дисциплин с сервисными кафедрами; -
разработка программ практик, закрепленных за кафедрой; -
разработка учебно-методических материалов: учебных и методических пособий, указаний и рекомендаций, материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, самостоятельной работы студентов, по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ; -
подготовка к изданию учебной литературы самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями, внесение предложений по включению в План издания учебной литературы Университета.
Основными направлениями научной деятельности кафедры являются:
-
актуальные проблемы борьбы с преступностью; -
теория уголовно-процессуального доказывания.
По указанным направлениям научной деятельности ведутся диссертационные исследования, публикуются научные статьи. Преподаватели, аспиранты, соискатели кафедры и студенты выступают с докладами на правовых конференциях, ведется мониторинг проводимых в России научно-практических конференций, развиваются связи с ведущими учеными и научными центрами.
Концепция преподавания учебных дисциплин кафедры предполагает:
-
реализацию принципов научности, объективности и системности в раскрытии содержания каждой учебной дисциплины; -
преподавание учебных дисциплин в тесной связи с практикой правоохранительных органов, органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и судов; -
прогнозирование развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ и практических подходов к решению задач правоохранительных органов, органов дознания, следствия, прокуратуры и судов, выработку у студентов навыков правоприменения.
Кафедра внедряет в учебный процесс использование новой цифровой криминалистической техники по осмотру места происшествия и производству других следственных действий, располагает оборудованными лабораториями, современными научно-техническими средствами, компьютерными классами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения производственной практики мною были подробно изучены содержание и структура государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по выбранному учебному курсу, был произведен анализ методов и принципов подготовки и проведения учебного процесса.
По итогам прохождения практики мною были достигнуты следующие результаты:
– закреплены, углублены и расширены теоретические знания и практические умения, а также навыки в области педагогической и юридической деятельности, полученные по профилю подготовки;
– приобретены профессиональные умения и навыки подготовки и структурирования материала в соответствии с формой учебного процесса;
– освоены методы преподавания, направленные на развитие интеллектуальных способностей аудитории, интереса к приобретению юридического знания и творчеству, приобщение к общекультурным и нравственным ценностям;
− освоена техника анализа учебного занятия с учетом педагогического, психологического, предметного и методического аспектов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ – 2012. – № 53 (Ч. 1). – Ст. 7598; 2016. – № 27 (Ч. II). – Ст. 4245. -
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (в ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – № 14; 2011. – № 29.