Файл: Мотивация и ее теории (Теоретические основы мотивации труда в современных условиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие, сущность и виды мотивации труда
1.2. Содержание традиционных и современных теорий мотивации
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ГБДОУ ДС № 48
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГБДОУ ДС № 48
2.2. Влияние трудовой мотивации на эффективность труда
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ГБДОУ ДС № 48
3.1. Пути повышения мотивации к труду в ГБДОУ ДС № 48
Объектом практического исследования выступило Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 (далее — ГБДОУ ДС № 48), зарегистрированное по адресу: 192289, Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича д. 35, кор. 2, лит. А. [24]
Ведущее направление деятельности ГБДОУ ДС № 48 — осуществление воспитательно-образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста.
Основной целью деятельности ДОУ является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
ГБДОУ ДС № 48 ставит перед собой следующие задачи:
- Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
- Повышать эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми;
- Повышать педагогическую компетентность воспитателей ГБДОУ;
- Совершенствовать работу с семьями воспитанников;
- Обеспечить преемственность ГБДОУ и школы в вопросах подготовки детей и формирования мотивации к обучению.
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (см. рис. 3).
Стратегическое управление учреждением осуществляет руководитель детского сада — заведующий совместно с Советом трудового коллектива. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни и деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения определение основных путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в работе детского сада.
Рис. 3. Организационная структура ГБДОУ ДС № 48
Источник: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/
Тактическое управление находится в компетенции педагогического совета. Особое место на этом уровне отводится методической службе детского сада, которая является связующим звеном между жизнедеятельностью педагогического коллектива и системой образования, основным назначением которой является создание коллектива единомышленников, готовых к самообразованию и саморазвитию.
Для побуждения сотрудников к эффективному труду в учреждении применяются инструменты материальной и моральной мотивации.
Основой материального стимулирования выполнения возложенных обязанностей в детском саду выступает оплата труда.
Основную стимулирующую роль в ГБДОУ ДС № 48 составляют — текущая премия, годовое премирование и ряд надбавок.
Размер дополнительного премирования и сроки выплаты устанавливаются заведующим текущим приказом по учреждению, но не более одного среднемесячного заработка работника (см. табл. 2).
Моральное стимулирование связано с объявлением благодарности, награждением почетными грамотами и знаками отличия, перспективой карьерного роста, возможностью профессионального развития (см. приложение 1).
Таблица 2
Динамика выплат стимулирующего характера в ГБДОУ ДС № 48, руб.
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. изм, 2017 / 2015 |
Темп роста, % |
Заработная плата |
29764325,76 |
28614899,25 |
26049516,94 |
-3714808,82 |
87,52 |
Среднемесяч. зар. плата 1 сотрудника |
38 806,16 |
40 020,84 |
41 746,02 |
2 939,86 |
107,58 |
Прочие выплаты |
3244,78 |
3102,85 |
2906,45 |
-338,33 |
89,57 |
Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/
Используя нематериальные методы мотивации, в учреждении стремятся продемонстрировать лояльность по отношению к своим сотрудникам, обеспечивая им комфортные условия труда.
Планирование и финансирование расходов в ГБДОУ ДС № 48 осуществляется с использованием системы нормативов, определенных в расчете на одного воспитанника, обеспечивающих организацию педагогического процесса и материальное содержание воспитанников.
Финансовые средства ГБДОУ ДС № 48 образуются из: бюджетных ассигнований; ежемесячной платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в ГБДОУ.
В целом, реализация уставных целей и задач учреждения на 2015-2017 гг. привела к следующим результатам (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика результирующих показателей ГБДОУ ДС № 48, руб.
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. изм, 2017 / 2015 |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы, в т.ч.: |
59113024,33 |
57394526,73 |
55262745,12 |
-3850279,21 |
93,49 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) |
47488629,35 |
45819106,58 |
44002573,89 |
-3486055,46 |
92,66 |
Расходы, в т.ч.: |
47972663,36 |
47286119,67 |
46979906,49 |
-992756,87 |
97,93 |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
38166220,26 |
36834331,51 |
33848637,33 |
-4317582,93 |
88,69 |
Чистый операционный результат |
11140360,97 |
10108407,06 |
8282838,63 |
-2857522,34 |
74,35 |
Количество обучающихся |
319 |
306 |
297 |
-22 |
93,1 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество сотрудников |
59 |
55 |
48 |
-11 |
81,36 |
Производительность труда |
804892,02 |
833074,66 |
916720,29 |
111828,27 |
113,89 |
Рентабельность ГБДОУ ДС № 48 |
18,85 |
17,61 |
14,99 |
-3,86 |
79,52 |
Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/
Основываясь на представленных в таблице результатах, можно обозначить следующие положительные показатели деятельности детского сада за 2015-2017 учебный годы: увеличение производительности труда на 13,89 %, обусловленное сокращением кадрового состава ГБДОУ ДС № 48, т.е. более интенсивным его использованием.
К негативным тенденциям можно отнести: сокращение доходов и соответственно финансового результата, причинами чему послужили: сокращение численности воспитанников детского сада на 6,9 % и превышение темпов изменения расходов над доходами учреждения; сокращение показателя, характеризующего эффективность осуществляемой деятельности (рентабельности), свидетельствующее о снижении результативности ГБДОУ ДС № 48 в рассматриваемом периоде.
2.2. Влияние трудовой мотивации на эффективность труда
Вопросы формирования кадровой политики в ГБДОУ ДС № 48 возложены на старшего воспитателя, в обязанности которого входит: руководство в пределах своих компетенций коллективом детского сада; подбор кадров; разработка и внедрение программ развития и педагогических планов и т.п.
По состоянию на 01.01.2018 г. в дошкольном учреждении задействовано 48 сотрудников, из которых:
- Руководители: заведующий, зам. заведующего по АХР, зам. заведующего по УВР; зав. производством — 4 чел.;
- Специалисты: педагогические работники (старший воспитатель, воспитатель — 12); прочие педагогические работники (муз. руководитель, инструктор по физической культуре); логопедический пункт (учитель-логопед); инструктор-методист — всего 17 человек;
- Служащие: помощник воспитателя — 12, делопроизводитель; повар; инженер; лаборант — всего 16 человек;
- Рабочие: рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; уборщик служебных помещений — 3; уборщик территории, сторож (вахтер); машинист по стирке и ремонту спецодежды; кладовщик; кастелянша; кухонный рабочий, мойщик посуды — всего 11 человек.
С динамикой данных категорий персонала за последние 3 года можно ознакомиться в таблице 4.
Таблица 4
Динамика кадрового состава ГБДОУ ДС № 48
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. изм., 2017 / 2015 |
Темп роста, % |
Кадровый состав, всего |
59 |
55 |
48 |
-11 |
81,36 |
Руководители |
4 |
4 |
4 |
0 |
100 |
Специалисты |
24 |
22 |
17 |
-7 |
70,83 |
Служащие |
19 |
17 |
16 |
-3 |
84,21 |
Рабочие |
13 |
13 |
11 |
-2 |
84,62 |
Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/
Из представленной таблицы видно, что в рассматриваемом периоде в учреждении установилась устойчивая тенденция сокращения кадрового состава, а в особенности сотрудников задействованных в основном образовательном процессе (воспитатели и помощники воспитателей), что может свидетельствовать о неудовлетворенности предлагаемыми условиями труда.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от возраста, стажа работы, образования и т. д., поэтому в процессе анализа необходимо изучить изменения в составе персонала по данным признакам (см. табл. 5).
Сопоставляя отдельные положения данной таблицы, можно отметить, что в учреждении сформировался постоянный состав работников (категория от 40 лет, проработавших свыше 10 лет), мотивом для которых с большой долей вероятности является не материальная составляющая, а удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации в данной деятельности.
Таблица 5
Динамика качественного состава персонала ГБДОУ ДС № 48
Персонал организации |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
По возрасту, лет |
||||||
От 20 до 30 |
8 |
13,56 |
6 |
10,91 |
4 |
8,34 |
От 30 до 40 |
14 |
23,73 |
12 |
21,82 |
9 |
18,75 |
От 40 до 50 |
16 |
27,12 |
17 |
30,91 |
16 |
33,34 |
От 50 до 60 |
19 |
32,2 |
18 |
32,73 |
18 |
37,5 |
Старше 60 |
2 |
3,39 |
2 |
3,64 |
1 |
2,08 |
Итого |
59 |
100 |
55 |
100 |
48 |
100 |
По образованию |
||||||
Начальное |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не законченное среднее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Среднее, среднее специальное |
26 |
44,07 |
23 |
41,82 |
22 |
45,83 |
Высшее |
33 |
55,93 |
32 |
58,18 |
26 |
54,17 |
Итого |
59 |
100 |
55 |
100 |
48 |
100 |
По трудовому стажу, лет |
||||||
До 1 |
5 |
8,47 |
4 |
7,27 |
4 |
8,34 |
От 1 до 3 |
7 |
11,86 |
5 |
9,09 |
2 |
4,17 |
От 3 до 5 |
2 |
3,39 |
2 |
3,64 |
2 |
4,17 |
От 5 до 10 |
19 |
32,2 |
18 |
32,73 |
14 |
29,17 |
Свыше 10 |
26 |
44,07 |
26 |
47,27 |
26 |
54,17 |
Итого |
59 |
100 |
55 |
100 |
48 |
100 |
Стабильность кадрового состава |
0,76 |
0,8 |
0,83 |
Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/
В то же время, сокращение сотрудников, проработавших менее 3 лет, в совокупности с не большой долей молодых сотрудников, указывает на то, что предлагаемые условия труда, а именно заработная плата, не находят удовлетворения у данной категории персонала, в результате чего последние вынуждены прекращать трудовые отношения.
Анализ показателей движения персонала по приему и выбытию представлен в приложении 2.
Отраженная в приложении 2 динамика, в частности увеличение коэффициента текучести кадров более чем на половину за рассматриваемый период, косвенно подтверждает вывод о неудовлетворенности сотрудников предлагаемыми условиями труда, либо указывает на низкую психологическую готовность трудоустраивающихся сотрудников к выполнению возложенных обязанностей.
Чтобы оценить достоверность полученных выводов, исследуем педагогический состав образовательного учреждения на тип мотивации.
Для этих целей в отношении 10 сотрудников учреждения (21 % от общей численности, выбранных равномерно их объему в структуре кадрового состава: руководители — 1 человек; специалисты — 4, служащие — 3, рабочие — 2 человека) была применена методика В. И. Герчикова, согласно которой существует два класса мотивационных типов работников: избегательной мотивации и достижительной мотивации. [27]
Методика состоит из 23 вопросов на каждый из которых необходимо дать один или несколько ответов. [27] С результатами проведенного опроса можно ознакомиться на рисунке 4.
Рис. 4. Тип мотивации сотрудников ГБДОУ ДС № 48
Рисунок выполнен автором на основании результатов теста оценки мотивации Герчикова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://hr-portal.ru/tool/test-ocenki-motivacii-gerchikova
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что преобладающими типами трудовой мотивации для сотрудников рассматриваемого дошкольного учреждения являются инструментальный и профессиональный типы.
Для персонала, ориентированного на инструментальный тип, значимой ценностью выступает заработная плата и наличие иных благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Однако их интересуют не любые деньги, а именно заработок, поэтому данные сотрудники будут трудиться с максимальной отдачей на любой работе, если их труд будет справедливо и высоко оплачен. Данный тип в большей степени характерен для молодых специалистов.
Педагоги, которые относятся к профессиональному типу, чаще всего определяют для себя работу как важнейшее условие деятельности, которое является реализацией профессиональных способностей, знаний и возможностей.