Файл: Мотивация и ее теории (Теоретические основы мотивации труда в современных условиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие, сущность и виды мотивации труда
1.2. Содержание традиционных и современных теорий мотивации
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ГБДОУ ДС № 48
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГБДОУ ДС № 48
2.2. Влияние трудовой мотивации на эффективность труда
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ГБДОУ ДС № 48
3.1. Пути повышения мотивации к труду в ГБДОУ ДС № 48
Далее, в целях измерения удовлетворенности трудом, в отношении выбранной ранее группы сотрудников, применим методику Е. В. Михалкиной и Л. С. Скачковой. [18, С. 190-199]
Алгоритм разработки и реализации методики проведения оценки удовлетворенности персонала следующий: выбор объекта оценки (исследования); выявление структуры факторов удовлетворенности и проведение анкетирования персонала.
Для выявления структуры факторов разрабатывается анкета, в которой работникам учреждения предлагается оценить степень важности для них каждого из указанных факторов в баллах от нуля («совсем неважно») до десяти («критически важно»). Затем полученные баллы используются для ранжирования факторов и вычисления корректирующих коэффициентов, отражающих относительную важность или место каждого фактора в общей удовлетворенности работника. Эти коэффициенты представляют собой числа от нуля до единицы, в сумме дающие единицу. Таким образом, анкеты, посвященные оценке удовлетворенности, должны выявлять не только удовлетворенность, но и структуру внутренней мотивации работников.
После чего, каждый фактор мотивации, выявленный в процессе анкетирования, оценивается сотрудниками по шкале (см. табл. 6).
Далее рассчитывается индекс удовлетворенности персонала с учетом корректирующих коэффициентов и анализ результатов с учетом шкалы оценки удовлетворенности (см. приложение 3).
Таблица 6
Пример оформления шкалы удовлетворенности
Совершенно не удовлетворен |
Не удовлетворен |
Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен |
Удовлетворен |
Совершенно удовлетворен |
1-2 |
3-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
Источник: Михалкина Е. В. Оценка удовлетворенности трудом и мотивацией персонала: предпосылки и методика проведения / Е. В. Михалкина, Л. С. Скачкова // Мотивация и оплата труда. — 2013. — № 3. — С. 190-199.
Индексы удовлетворенности по каждому фактору вычисляются по формуле:
Фcp = Σ Бi / n, (1)
где Фcp — средний балл по фактору;
Бi — балл по данному фактору, выставленный i-м сотрудником;
n — количество сотрудников.
Так, в соответствии с данными приложения 3, средний балл по первому фактору составит: (9 + 10 + 10 + 9 + 6 + 7 + 8 + 6 + 9 + 5) / 10 = 7,9.
Jуд. = Фcp / Бmax × 100 %, (2)
где Jуд. — индекс удовлетворенности персонала по фактору;
Бmaх — максимальное количество баллов по шкале оценки факторов удовлетворенности персонала (т. е. 10).
По первому фактору Jуд. составит: 7,9 / 10 × 100 = 79 %.
Далее рассчитываются индивидуальные индексы удовлетворенности сотрудников, учитывающие удовлетворенность по каждому фактору с учетом корректирующего коэффициента:
Jуд. инд. = Σ W × Бi, (3)
где Jуд. инд. — индекс удовлетворенности сотрудника;
W — корректирующий коэффициент.
Для данной формулы также приведем пример расчета (для первого сотрудника):
Jуд. инд. = Σ 0,1 × 9 + 0,35 × 4 + 0,2 × 7 + 0,01 × 7 + 0,04 × 3 + 0,3 × 7 = 5,99 ≈ 6.
Общий индекс удовлетворенности персонала рассчитывается по формуле:
Jуд. = Σ W × Фcp, (4)
где Jуд. — общий индекс удовлетворенности персонала;
W — корректирующий коэффициент для фактора;
Фcp — средний балл по фактору.
Jуд. = Σ 0,1 + 7,9 + 0,35 × 5,6 + 0,2 × 7,1 + 0,01 × 7 + 0,04 × 4,7 + 0,3 × 6,3 = 6,32
Степень удовлетворенности определяется в зависимости от выбранной шкалы оценки факторов удовлетворенности и может быть представлена в следующем виде (см. табл. 7).
Таблица 7
Интерпретация числовых значений общего индекса удовлетворенности
Степень удовлетворенности |
Индекс удовлетворенности, Jуд. |
Высокий уровень удовлетворенности |
от 9 до 10 |
Средний уровень удовлетворенности |
от 7 до 8 |
Низкий уровень удовлетворенности |
от 5 до 6 |
Уровень неудовлетворенности |
Менее 5 |
Источник: Михалкина Е. В. Оценка удовлетворенности трудом и мотивацией персонала: предпосылки и методика проведения / Е. В. Михалкина, Л. С. Скачкова // Мотивация и оплата труда. — 2013. — № 3. — С. 190-199.
Значение индекса удовлетворенности (Jуд. = 6,32) свидетельствует о том, что в рассматриваемом учреждении низкий уровень удовлетворенности трудом по следующим факторам: «удовлетворенность переменной частью оплаты труда», «признание со стороны коллег», «атмосфера здоровой состязательности в коллективе» (значение коэффициентов удовлетворенности соответственно 5,6; 4,7; 6,3).
Низкая удовлетворенность предлагаемыми условиями труда приводит к снижению качества оказываемых услуг. На данную тенденцию указывают и родители воспитанников детского сада (см. табл. 8).
Таблица 8
Удовлетворенность родителей услугами ГБДОУ ДС № 48 (в %, n = 48)
Услуги ДОУ |
Вполне устраивает |
Не совсем устраивает |
Совсем не устраивает |
Не знаю об этом |
Питание детей |
50 |
43 |
7 |
0 |
График работы |
82 |
15 |
2 |
1 |
Обращение персонала с ребенком |
69 |
25 |
4 |
2 |
Забота о здоровье ребенка |
55 |
33 |
9 |
3 |
Качество развивающих занятий |
54 |
32 |
10 |
4 |
Стоимость услуг детского сада |
75 |
19 |
6 |
0 |
Сумма дополнительных сборов |
42 |
23 |
24 |
11 |
Таблица составлена автором самостоятельно
Из представленной таблицы видно, что питанием, уровнем внимания к здоровью ребенка, а также качеством оказываемых услуг удовлетворены лишь 55 % родителей. У 29 % вызывает вопросы обращение персонала с детьми.
Обобщая полученные в данной главе результаты можно сделать вывод, что сотрудники учреждения детского сада не удовлетворены предлагаемыми условиями труда, что сказывается на качестве предоставляемых услуг, результатом чего становится снижение эффективности деятельности учреждения в целом.
Данное обстоятельство обуславливает необходимость выработки действенных механизмов способных существенно повлиять на мотивацию и удовлетворенность трудом сотрудников ГБДОУ ДС № 48.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ГБДОУ ДС № 48
3.1. Пути повышения мотивации к труду в ГБДОУ ДС № 48
Основываясь на результатах проведенного выше анализа, а также принимая во внимание выявленный тип мотивации сотрудников и имеющиеся ресурсы учреждения, повысить удовлетворенность трудом и уровень мотивации в ДОУ, представляется возможным за счет внедрения следующих мероприятий:
1. Развитие мотивации в педагогическом коллективе ДОУ по взаимодействию с родителями.
Одним из важнейших условий формирования личности ребенка является взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников.
Для организации согласованного эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с родителями необходимо иметь мотивацию с обеих сторон. Инициативу в сторону сотрудничества чаще всего приходится проявлять педагогу, как профессионалу своей деятельности.
Именно тут педагогам может потребоваться помощь специалистов. Имея знания по грамотному построению процесса взаимодействия с родителями, обладая навыками эффективной коммуникации и убеждения, педагогу легче будет выстроить отношения с родительским коллективом и привлечь родителей к сотрудничеству. [26]
В таблице 9 представлен список мероприятий, направленных на развитие мотивации в педагогическом коллективе ДОУ по взаимодействию с родителями.
Реализация данного комплекса мероприятий позволит: изменить представления педагогов о содержании и ценности семейного воспитания, ресурсах и ограничениях родительского и профессионального воспитания в сторону их расширения и большей адекватности; развить мотивацию педагогов на сотрудничество, партнерские отношения с родителями воспитанников; повысить уровень развития у педагогов навыков конструктивного общения с родителями воспитанников; повысить уровень информированности об эффективных формах работы с родителями воспитанников.
Таблица 9
Комплекс мероприятий по развитию мотивации в педагогическом коллективе ДОУ направленный на взаимодействие с родителями
Мероприятие |
Примечание |
Тренинг «Личная и профессиональная позиция педагога по отношению к родителям». |
Выявляется обобщенный портрет «трудного родителя». Обозначаются барьеры в общении педагога с родителем. |
Круглый стол «Проблема развития, обучения и воспитания ребенка как зона взаимодействия педагога и родителя». |
Обозначение и обсуждение возможных проблем, решение проблемных ситуаций. |
Тренинг для педагогов «Эффективная коммуникация». |
|
Практикум «Области взаимодействия семьи и образовательного учреждения». |
Просмотр и обсуждение опыта коллег по проблеме: сайты ДОУ, личные сайты педагогов, форумы, дискуссионные площадки. Выявление сильных и слабых сторон. |
Деловая игра: совместные мероприятия с родителями. |
Участники проигрывают возможные выбранные ими мероприятия, общее обсуждение, рефлексия. |
Лекция-семинар «Эффективные формы работы с родителями». |
|
Педагогический форум «Вместе легче». |
Обмен опытом различных организаций взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. |
Организация совместных с родителями мероприятий, праздников. |
Обсуждение на педсовете, подведение итогов, выводы. |
День открытых дверей ДОУ. |
Приглашаются родители на занятия в группы; Обмен итогами между педагогами. |
Создание консультативного родительского клуба ДОУ совместно с педагогами. |
Формы работы клуба с педагогами должны быть активными. |
Таблица составлена автором.
2. Внедрение эффективного контракта.
Для побуждения педагогических работников к эффективной деятельности, последним необходимо создать условия, удовлетворяющие их потребностям. Одним из таких условий является введение эффективного контракта.
Эффективный контракт — трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. [4]
Введение эффективного контракта в системе дошкольного образования можно назвать одним из этапов регламентации и регулирования трудовых отношений, который встраивается в многоуровневый комплексный механизм управления мотивацией труда педагогов.
Для внедрения эффективного контракта в ГБДОУ ДС № 48 необходимо: уведомить работников о грядущих изменениях условий трудового договора; разработать дополнительное соглашение в коллективном договоре между работодателем и работниками; разработать и утвердить Положение «О Совете по качеству ДОУ»; разработать и утвердить Положение «О ежемесячном стимулировании педагогических работников в целях усиления мотивации трудовой деятельности педагогических работников в повышении качества активности и инициативы, стимулирования их профессионального роста и повышения ответственности за конечные результаты».
Процесс внедрения эффективного контракта целесообразно разбить на несколько этапов:
1. Подготовительный. На данном этапе должны быть рассмотрены основные организационно-содержательные положения предлагаемой системы оценки и определена периодичность ее проведения, например, один раз в полгода; скорректирована образовательная и рабочие программы, определены целевые показатели по каждой группе и учреждению в целом.
2. Процессуальный. На данном этапе Экспертной комиссией (в состав комиссии могут быть включены: воспитатели, методисты и родители воспитанников детского сада (законные представители), представители администрации учреждения) в форме собеседования осуществляется оценка качества деятельности воспитателей ДОУ. В ходе собеседований рассматриваются и утверждаются контрольные карты оценки воспитателей (см. приложение 4).
3. Аналитический. Определение комплексного показателя качества деятельности (КПКДпед) по каждому воспитателю и уровня качества его деятельности, который ложится в основу рейтингования.