Файл: Виды исправительных учреждений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1236

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключевая норма УИК РФ (ч. 2 ст. 101), раскры­вающая особенности классификации лечебных уч­реждений для осужденных в УИС, по своему со­держанию представляется довольно сложной и тя­жело воспринимающейся на слух. Согласно содержанию этой нормы законодатель определяет, что в УИС все больные осужденные, во-первых, обслуживаются, во-вторыхсодержатся, и,в-третьих, амбулаторно лечатся. Для медицинско­го обслуживания законодатель отводит лечебно­профилактические учреждения (ЛПУ) и медицин­ские части ИУ, в то время как для содержания и амбулаторного лечения осужденных - ЛИУ. Дума­ется, что указанные три формы пребывания осуж­денных в указанных местах есть суть одного и то­го же, поскольку все они применяются (могут применяться) как в ЛПУ и медицинских частях ИУ, так и в ЛИУ. В противном случае законода­тель мог бы более четко пояснить каждую форму пребывания осужденных в ЛПУ, медицинских частях ИУ и ЛИУ.

Кроме того, несколько запутывает классифика­цию ЛПУ и ЛИУ наличие указанных в норме За­кона однотипных мест лечения. Так, только хоро­шо знающий УИС человек может четко опреде­лить отличие специальной туберкулезной больни­цы как ЛПУ от ЛИУ, где содержатся и амбулатор­но лечатся осужденные, больные открытой фор­мой туберкулеза. С позиции правового регулиро­вания исполнения наказания в лечебных учрежде­ниях еще больше путает ситуацию наличие в од­ном регионе нескольких ЛИУ и ЛПУ. Так, в ГУФ- СИН России по Самарской области есть три учре­ждения, имеющие статус лечебных. К ним отно­сятся: ФКЛПУ Областная туберкулезная больница, ФКЛПУ Областная соматическая больница и ФКУ ЛИУ-4 для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберку­леза. По определению получается, что осужден­ный, проходящий курс лечения от туберкулеза, по различным основаниям может временно или на постоянной основе отбывать наказание в разных видах лечебных учреждений.

Для решения указанной проблемы мы предла­гаем обратиться к Порядку организации медицин­ской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденному Минздравсоцразвития России и Минюстом России от 17 октября 2005 г. № 640/190 (далее - Порядок). В нем указывается, что в ЛПУ осужденные получают стационарную помощь и стационарное обследование, в то время как в ЛИУ осужденные проходят амбулаторное лечение. Вместе с тем следовало бы несколько унифицировать ч. 2 ст. 101 УИК РФ и представить ее в следующем виде.

«2. В уголовно-исполнительной системе орга­низуются лечебно-профилактические учреждения (общесоматичсекие, специальные психиатрические и туберкулезные больницы), лечебные исправи­тельные учреждения (для осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией) и медицинские части исправитель­ных учреждений.


  1. В лечебно-профилактических учреждениях осужденные получают стационарную помощь (об­следование).
  2. В лечебных исправительных учреждениях осужденные проходят амбулаторное лечение.
  3. В медицинских частях исправительных уч­реждений осужденные, как правило, получают первичную медицинскую помощь. С учетом имеющихся возможностей медицинские части ис­правительных учреждений оказывают иные виды медицинской помощи, установленные норматив­ными правовыми актами федерального органа ис­полнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и феде­рального органа исполнительной власти, осущест­вляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».

Представляется, что отсутствие какой-либо правовой регламентации исполнения и отбыва­ния наказания в ЛИУ, неоднозначность и проти­воречивость диспозиции ч. 2 ст. 101 УИК РФ приводит к недостаточному пониманию персо­налом ИУ назначения и объективной роли ЛИУ в системе мест лишения свободы и УИС в целом. Это подтверж-дают и проведенные нами опросы среди персонала ИУ и СИЗО ГУФСИН России по Самарский области. Так, только 26 % опро­шенных нами сотрудников и работников учреж­дений могли четко указать назначение ЛИУ и его отличие от ЛПУ.

Очевидно, что процесс исполнения и отбывания наказания должен носить социальный характер, где симбиоз составляют наказание исправитель­ное, а также медицинское воздействие. Естествен­но, реализация указанных сегментов должна быть подкреплена соответствующим статусом субъек­тов, вступающих в различные правоотношения. Но на этот счет закон ничего не определяет. Для осу­жденных в ЛИУ установлен общий правовой ста­тус, закрепленный в разделе 2 УИК РФ. Учитывая специфику деятельности ЛИУ, это представляется не совсем правильным. Справедливо отмечает А. П. Скиба, что сложность реализации или отсут­ствие законодательного закрепления отдельных прав больных осужденных приводит их к ижди­венческому отношению к лечению и применению средств исправления. В результате наблюдается демонстративное поведение таких осужденных, которым выгодно иметь заболевание и целенаправ­ленно ухудшать состояние здоровья, что не оценива­ется с точки зрения их исправления[18].

Указанные проблемы имеют продолжение и в ведомственном нормотворчестве. На уровне нор­мативно-правового обеспечения и конкретизации процесса исполнения лишения свободы в ЛИУ эту роль призваны выполнить Правила внутреннего распорядка ИУ (далее - ПВР ИУ). Однако, учиты­вая скудность норм УИК РФ и других законов от­носительно порядка и условий исполнения и отбы­вании наказания в ЛИУ, получается, что конкрети­зировать в ПВР ИУ в целом-то нечего. Об этом свидетельствует раздел XXI ПВР в ИУ с его пятью пунктами (пп. 139-143). Кроме того, думается, что по своему содержанию отдельные нормы этого раздела носят материальный характер (например, пп. 140 и 142) и должны быть размещены в соот­ветствующих нормах УИК РФ, а не ПВР ИУ.


Не первый год в УИС действуют ПВР различ­ных видов в ИУ. В целом они прекрасно адапти­рованы ко всем видам мест лишения свободы (ИК, ВК, тюрьмам), кроме лечебных учрежде­ний. Учитывая специфику деятельности таких учреждений, считаем целесообразным принятие отдельного ПВР для ЛИУ и ЛПУ, в котором учесть вопросы, конкретизирующие порядок ис­полнения и отбывания наказания с позиции обеспечения осужденных лечением от социально значимых заболеваний.

Считаем, что представленные в статье пробле­мы правового регулирования исполнения наказа­ния в лечебных исправительных учреждениях в перспективе найдут разрешение со стороны зако­нодателя, Минюста России и ФСИН России

Заключение

В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Фе­дерации происходят количест­венные и качественные изменения состава осужден­ных. Гуманизация уголовного законодательства способствует тому, что наименее опасную часть преступников осуждают к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, как это и должно быть, по нашему мнению. По данным всемирной тюремной интерактивной информационной базы данных Рос­сия занимала десятое место по числу осужденных к лишению свободы на душу населения.

В уголовно-исполнительной классификации ИУ прежде всего выделяется четыре вида, а в дальней­шем законодатель определяет подвиды исправи­тельных колоний (колонии-поселения, исправитель­ные колонии общего, строгого и особого режимов).

Вид учреждения, в сущности, определяется двумя крите­риями: 1) качественно отличной степенью (мерой) изоляции от общества и 2) способами внутреннего организационно-пространственног размещенияосужденных (общежития либо камеры). С этих по­зиций во всяком случае следует разделять по перво­му критерию так называемые «открытые» и «закры­тые» учреждения, а по второму (среди «закрытых») - исправительные колонии (с размещением осуж­денных в общежитиях) и тюрьмы (с камерным со­держанием той или иной степени строгости). Такой подход продемонстрирован, в частности, в ст.ст. 9, 60, 62 Минимальных стандартных правил обраще­ния с заключенными. С учетом этой градации в Рос­сии, впрочем, как и за рубежом, фактически сущест­вует всего три вида учреждений: «открытые» (ис­правительные колонии-поселения), «закрытые» (ох­раняемые исправительные и воспитательные коло­нии) и тюрьмы (которые, как известно, в лексиконе осужденных именуются как «крытые»).


Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (ст. 8) высказывались на этот счет предельно конкретно, не отдавая предпочтения ни одному из вариантов: «Различные категории заклю­ченных содержатся в различных заведениях или в разных частях того же заведения с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридиче­ских причин их заключения и предписанного обра­щения с ними.

С 1 января 2017 г. допускается создание испра­вительных центров в качестве изолированных уча­стков в структуре ИУ, и данное новшество является очередным этапом в трансформации ИУ. Исправи­тельные центры исполняют уголовные наказания в виде принудительных работ. В отдельных случаях возможны случаи, когда осужденные к принуди­тельным работам будут пересекаться с осужденны­ми к лишению свободы, которым разрешено пере­движение без конвоя или сопровождения за преде­лами ИУ.

Изменения структуры и системы ИУ определя­ются реалиями времени и оказывают существенное влияние на развитие института дифференциации осужденных к лишению свободы. Необходимо ком­плексно анализировать перспективы реализации международных стандартов исполнения наказания в виде лишения свободы, учитывать географические особенности РФ, от которых в большой степени за­висит транспортная логистика (конвоирование осу­жденных и свидания с родственниками).

В заключение можно констатировать, что опыт трансформации исправительных учреждений в на­правлении развития тюремных начал и гибридиза­ции является положительным. Имеется необходи­мость ликвидации воспитательных колоний и пере­смотра положений, направленных на конвоирование осужденных бывших сотрудников правоохрани­тельных органов и судов в отдельные исправитель­ные учреждения, расположенные в определенных субъектах, а взамен создавать изолированные участ­ки в колониях, расположенных в субъектах, где они проживали или были осуждены. Такую трансфор­мацию необходимо проводить с учетом архитекто­ники исправительных учреждений, которые нахо­дятся в удовлетворительном состоянии.

Список использованных источников

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. №1-ФЗ (ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №2. Ст. 198.
  2. Нормативы штатной численности персонала учреждений, исполняющих уголов­ное наказание в виде лишения свободы (кроме тюрем), и учреждений, исполняющих уголов­ное наказание в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, атакже следственных изоляторов МВД РФ в процентах от среднегодовой численности содер­жащихся в них осужденных (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 922) // СЗ РФ от 22 августа 1994 г., № 17, ст. 1990.
  3. Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1295) // «Российская газета» от 29 октября 1997 г., СЗ РФ от 20 октября 1997 г., №42, ст. 4785.
  4. Бабаян С.Л. Совершенствование правового регулирования поощрительных институтов изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения//Человек: преступление и наказание. -2012. -№ 2. С. 18
  5. Бозо Н.В., Михеева Г.В. Влияние изменений в административно-территориальном делении РФ на социальные и экономические показатели // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 190−197
  6. Кашуба Ю. А., Скиба А. П. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные основы правового по-ложения больных осужденных//Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 52-55.
  7. Комарова Л. В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. C. 71
  8. Малинин, В. Б., Смирнов, Л. Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. -М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, ВолтерсКлувер, 2016. –C. 201
  9. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право : сб. нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. М., 1997. С. 58-71.
  10. Морозов Б.П. Особенности реформирования системы исполнения наказаний в виде лишения свободы на современном этапе. -Новосибирск, 2013. С. 68
  11. Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осуж-денных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г./под общ. ред. Ю. И. Калинина; науч. ред. В. И. Селиверстова. М., 2012. C. 514
  12. Скиба А. П. Некоторые проблемы разграничения уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования//Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 46-50.
  13. Селиверстов В.И. Некоторые направления уголовно-исполнительной политики России на современном этапе // Актуальные вопросы юриспруденции. 2009. № 5. С. 16−20.
  14. Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2013. C. 12
  15. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов/под ред. В. М. Анисимкова. -Краснодар, 2015. -357 с.
  16. Уткин В.А. Судебная практика и уголовно-исполнительная политика // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов Междунар. науч-практич. конф. (г. Рязань, 24−25 нояб. 2016 г.):в 2 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2016. С. 10−16.
  17. Южанин В.Е. Современные проблемы классификации осужденных и распределения их в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2. С. 14−18
  18. Южанин В.Е. Режимы наказания, обеспечения его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 9−12.

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. №1-ФЗ (ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №2. Ст. 198.

  2. Южанин В.Е. Современные проблемы классификации осужденных и распределения их в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2. С. 14−18

  3. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов/под ред. В. М. Анисимкова. -Краснодар, 2015/ -357 с.

  4. Уткин В.А. Судебная практика и уголовно-исполнительная политика // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов Междунар. науч-практич. конф. (г. Рязань, 24−25 нояб. 2016 г.):в 2 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2016. С. 10−16.

  5. Селиверстов В.И. Некоторые направления уголовно-исполнительной политики России на современном этапе // Актуальные вопросы юриспруденции. 2009. № 5. С. 16−20.

  6. . Южанин В.Е. Режимы наказания, обеспечения его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 9−12.

  7. Бозо Н.В., Михеева Г.В. Влияние изменений в административно-территориальном делении РФ на социальные и экономические показатели // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 190−197

  8. Морозов Б.П. Особенности реформирования системы исполнения наказаний в виде лишения свободы на современном этапе. -Новосибирск, 2013. С. 68

  9. Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осуж-денных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г./под общ. ред. Ю. И. Калинина; науч. ред. В. И. Селиверстова. М., 2012. C. 514

  10. Кашуба Ю. А., Скиба А. П. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные основы правового по-ложения больных осужденных//Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 52-55.

  11. Скиба А. П. Некоторые проблемы разграничения уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования//Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 46-50.

  12. Бабаян С.Л. Совершенствование правового регулирования поощрительных институтов изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения//Человек: преступление и наказание. -2012. -№ 2. С. 18

  13. Малинин, В. Б., Смирнов, Л. Б. Уголовно-исполнительное право. - М.: ВолтерсКлувер, 2010. - С. 211.

  14. См.: Нормативы штатной численности персонала учреждений, исполняющих уголов­ное наказание в виде лишения свободы (кроме тюрем), и учреждений, исполняющих уголов­ное наказание в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, атакже следственных изоляторов МВД РФ в процентах от среднегодовой численности содер­жащихся в них осужденных (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 922) // СЗ РФ от 22 августа 1994 г., № 17, ст. 1990.

  15. См.: Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1295) // «Российская газета» от 29 октября 1997 г., СЗ РФ от 20 октября 1997 г., №42, ст. 4785.

  16. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право : сб. нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. М., 1997. С. 58-71.

  17. Комарова Л. В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. C/ 71

  18. Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2013. C/ 12