Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1236
Скачиваний: 29
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Исправительные учреждения: понятие, назначения, задачи и виды
§1. Понятие, назначения и задачи исправительных учреждений, ведущих борьбу с преступностью
§2. Классификация исправительных учреждений и осужденных
Глава 2. Система исправительных учреждений
§ 1 Тюрьма как вид исправительного учреждения
§ 2 Воспитательные и исправительные колонии
§ 3 Лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения
Ключевая норма УИК РФ (ч. 2 ст. 101), раскрывающая особенности классификации лечебных учреждений для осужденных в УИС, по своему содержанию представляется довольно сложной и тяжело воспринимающейся на слух. Согласно содержанию этой нормы законодатель определяет, что в УИС все больные осужденные, во-первых, обслуживаются, во-вторыхсодержатся, и,в-третьих, амбулаторно лечатся. Для медицинского обслуживания законодатель отводит лечебнопрофилактические учреждения (ЛПУ) и медицинские части ИУ, в то время как для содержания и амбулаторного лечения осужденных - ЛИУ. Думается, что указанные три формы пребывания осужденных в указанных местах есть суть одного и того же, поскольку все они применяются (могут применяться) как в ЛПУ и медицинских частях ИУ, так и в ЛИУ. В противном случае законодатель мог бы более четко пояснить каждую форму пребывания осужденных в ЛПУ, медицинских частях ИУ и ЛИУ.
Кроме того, несколько запутывает классификацию ЛПУ и ЛИУ наличие указанных в норме Закона однотипных мест лечения. Так, только хорошо знающий УИС человек может четко определить отличие специальной туберкулезной больницы как ЛПУ от ЛИУ, где содержатся и амбулаторно лечатся осужденные, больные открытой формой туберкулеза. С позиции правового регулирования исполнения наказания в лечебных учреждениях еще больше путает ситуацию наличие в одном регионе нескольких ЛИУ и ЛПУ. Так, в ГУФ- СИН России по Самарской области есть три учреждения, имеющие статус лечебных. К ним относятся: ФКЛПУ Областная туберкулезная больница, ФКЛПУ Областная соматическая больница и ФКУ ЛИУ-4 для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза. По определению получается, что осужденный, проходящий курс лечения от туберкулеза, по различным основаниям может временно или на постоянной основе отбывать наказание в разных видах лечебных учреждений.
Для решения указанной проблемы мы предлагаем обратиться к Порядку организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденному Минздравсоцразвития России и Минюстом России от 17 октября 2005 г. № 640/190 (далее - Порядок). В нем указывается, что в ЛПУ осужденные получают стационарную помощь и стационарное обследование, в то время как в ЛИУ осужденные проходят амбулаторное лечение. Вместе с тем следовало бы несколько унифицировать ч. 2 ст. 101 УИК РФ и представить ее в следующем виде.
«2. В уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (общесоматичсекие, специальные психиатрические и туберкулезные больницы), лечебные исправительные учреждения (для осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией) и медицинские части исправительных учреждений.
- В лечебно-профилактических учреждениях осужденные получают стационарную помощь (обследование).
- В лечебных исправительных учреждениях осужденные проходят амбулаторное лечение.
- В медицинских частях исправительных учреждений осужденные, как правило, получают первичную медицинскую помощь. С учетом имеющихся возможностей медицинские части исправительных учреждений оказывают иные виды медицинской помощи, установленные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
Представляется, что отсутствие какой-либо правовой регламентации исполнения и отбывания наказания в ЛИУ, неоднозначность и противоречивость диспозиции ч. 2 ст. 101 УИК РФ приводит к недостаточному пониманию персоналом ИУ назначения и объективной роли ЛИУ в системе мест лишения свободы и УИС в целом. Это подтверж-дают и проведенные нами опросы среди персонала ИУ и СИЗО ГУФСИН России по Самарский области. Так, только 26 % опрошенных нами сотрудников и работников учреждений могли четко указать назначение ЛИУ и его отличие от ЛПУ.
Очевидно, что процесс исполнения и отбывания наказания должен носить социальный характер, где симбиоз составляют наказание исправительное, а также медицинское воздействие. Естественно, реализация указанных сегментов должна быть подкреплена соответствующим статусом субъектов, вступающих в различные правоотношения. Но на этот счет закон ничего не определяет. Для осужденных в ЛИУ установлен общий правовой статус, закрепленный в разделе 2 УИК РФ. Учитывая специфику деятельности ЛИУ, это представляется не совсем правильным. Справедливо отмечает А. П. Скиба, что сложность реализации или отсутствие законодательного закрепления отдельных прав больных осужденных приводит их к иждивенческому отношению к лечению и применению средств исправления. В результате наблюдается демонстративное поведение таких осужденных, которым выгодно иметь заболевание и целенаправленно ухудшать состояние здоровья, что не оценивается с точки зрения их исправления[18].
Указанные проблемы имеют продолжение и в ведомственном нормотворчестве. На уровне нормативно-правового обеспечения и конкретизации процесса исполнения лишения свободы в ЛИУ эту роль призваны выполнить Правила внутреннего распорядка ИУ (далее - ПВР ИУ). Однако, учитывая скудность норм УИК РФ и других законов относительно порядка и условий исполнения и отбывании наказания в ЛИУ, получается, что конкретизировать в ПВР ИУ в целом-то нечего. Об этом свидетельствует раздел XXI ПВР в ИУ с его пятью пунктами (пп. 139-143). Кроме того, думается, что по своему содержанию отдельные нормы этого раздела носят материальный характер (например, пп. 140 и 142) и должны быть размещены в соответствующих нормах УИК РФ, а не ПВР ИУ.
Не первый год в УИС действуют ПВР различных видов в ИУ. В целом они прекрасно адаптированы ко всем видам мест лишения свободы (ИК, ВК, тюрьмам), кроме лечебных учреждений. Учитывая специфику деятельности таких учреждений, считаем целесообразным принятие отдельного ПВР для ЛИУ и ЛПУ, в котором учесть вопросы, конкретизирующие порядок исполнения и отбывания наказания с позиции обеспечения осужденных лечением от социально значимых заболеваний.
Считаем, что представленные в статье проблемы правового регулирования исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях в перспективе найдут разрешение со стороны законодателя, Минюста России и ФСИН России
Заключение
В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации происходят количественные и качественные изменения состава осужденных. Гуманизация уголовного законодательства способствует тому, что наименее опасную часть преступников осуждают к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, как это и должно быть, по нашему мнению. По данным всемирной тюремной интерактивной информационной базы данных Россия занимала десятое место по числу осужденных к лишению свободы на душу населения.
В уголовно-исполнительной классификации ИУ прежде всего выделяется четыре вида, а в дальнейшем законодатель определяет подвиды исправительных колоний (колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов).
Вид учреждения, в сущности, определяется двумя критериями: 1) качественно отличной степенью (мерой) изоляции от общества и 2) способами внутреннего организационно-пространственног размещенияосужденных (общежития либо камеры). С этих позиций во всяком случае следует разделять по первому критерию так называемые «открытые» и «закрытые» учреждения, а по второму (среди «закрытых») - исправительные колонии (с размещением осужденных в общежитиях) и тюрьмы (с камерным содержанием той или иной степени строгости). Такой подход продемонстрирован, в частности, в ст.ст. 9, 60, 62 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. С учетом этой градации в России, впрочем, как и за рубежом, фактически существует всего три вида учреждений: «открытые» (исправительные колонии-поселения), «закрытые» (охраняемые исправительные и воспитательные колонии) и тюрьмы (которые, как известно, в лексиконе осужденных именуются как «крытые»).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (ст. 8) высказывались на этот счет предельно конкретно, не отдавая предпочтения ни одному из вариантов: «Различные категории заключенных содержатся в различных заведениях или в разных частях того же заведения с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними.
С 1 января 2017 г. допускается создание исправительных центров в качестве изолированных участков в структуре ИУ, и данное новшество является очередным этапом в трансформации ИУ. Исправительные центры исполняют уголовные наказания в виде принудительных работ. В отдельных случаях возможны случаи, когда осужденные к принудительным работам будут пересекаться с осужденными к лишению свободы, которым разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами ИУ.
Изменения структуры и системы ИУ определяются реалиями времени и оказывают существенное влияние на развитие института дифференциации осужденных к лишению свободы. Необходимо комплексно анализировать перспективы реализации международных стандартов исполнения наказания в виде лишения свободы, учитывать географические особенности РФ, от которых в большой степени зависит транспортная логистика (конвоирование осужденных и свидания с родственниками).
В заключение можно констатировать, что опыт трансформации исправительных учреждений в направлении развития тюремных начал и гибридизации является положительным. Имеется необходимость ликвидации воспитательных колоний и пересмотра положений, направленных на конвоирование осужденных бывших сотрудников правоохранительных органов и судов в отдельные исправительные учреждения, расположенные в определенных субъектах, а взамен создавать изолированные участки в колониях, расположенных в субъектах, где они проживали или были осуждены. Такую трансформацию необходимо проводить с учетом архитектоники исправительных учреждений, которые находятся в удовлетворительном состоянии.
Список использованных источников
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. №1-ФЗ (ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №2. Ст. 198.
- Нормативы штатной численности персонала учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы (кроме тюрем), и учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, атакже следственных изоляторов МВД РФ в процентах от среднегодовой численности содержащихся в них осужденных (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 922) // СЗ РФ от 22 августа 1994 г., № 17, ст. 1990.
- Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1295) // «Российская газета» от 29 октября 1997 г., СЗ РФ от 20 октября 1997 г., №42, ст. 4785.
- Бабаян С.Л. Совершенствование правового регулирования поощрительных институтов изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения//Человек: преступление и наказание. -2012. -№ 2. С. 18
- Бозо Н.В., Михеева Г.В. Влияние изменений в административно-территориальном делении РФ на социальные и экономические показатели // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 190−197
- Кашуба Ю. А., Скиба А. П. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные основы правового по-ложения больных осужденных//Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 52-55.
- Комарова Л. В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. C. 71
- Малинин, В. Б., Смирнов, Л. Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. -М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, ВолтерсКлувер, 2016. –C. 201
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право : сб. нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. М., 1997. С. 58-71.
- Морозов Б.П. Особенности реформирования системы исполнения наказаний в виде лишения свободы на современном этапе. -Новосибирск, 2013. С. 68
- Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осуж-денных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г./под общ. ред. Ю. И. Калинина; науч. ред. В. И. Селиверстова. М., 2012. C. 514
- Скиба А. П. Некоторые проблемы разграничения уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования//Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 46-50.
- Селиверстов В.И. Некоторые направления уголовно-исполнительной политики России на современном этапе // Актуальные вопросы юриспруденции. 2009. № 5. С. 16−20.
- Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2013. C. 12
- Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов/под ред. В. М. Анисимкова. -Краснодар, 2015. -357 с.
- Уткин В.А. Судебная практика и уголовно-исполнительная политика // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов Междунар. науч-практич. конф. (г. Рязань, 24−25 нояб. 2016 г.):в 2 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2016. С. 10−16.
- Южанин В.Е. Современные проблемы классификации осужденных и распределения их в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2. С. 14−18
- Южанин В.Е. Режимы наказания, обеспечения его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 9−12.
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. №1-ФЗ (ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №2. Ст. 198. ↑
-
Южанин В.Е. Современные проблемы классификации осужденных и распределения их в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2. С. 14−18 ↑
-
Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов/под ред. В. М. Анисимкова. -Краснодар, 2015/ -357 с. ↑
-
Уткин В.А. Судебная практика и уголовно-исполнительная политика // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов Междунар. науч-практич. конф. (г. Рязань, 24−25 нояб. 2016 г.):в 2 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2016. С. 10−16. ↑
-
Селиверстов В.И. Некоторые направления уголовно-исполнительной политики России на современном этапе // Актуальные вопросы юриспруденции. 2009. № 5. С. 16−20. ↑
-
. Южанин В.Е. Режимы наказания, обеспечения его отбывания и безопасности в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 9−12. ↑
-
Бозо Н.В., Михеева Г.В. Влияние изменений в административно-территориальном делении РФ на социальные и экономические показатели // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 190−197 ↑
-
Морозов Б.П. Особенности реформирования системы исполнения наказаний в виде лишения свободы на современном этапе. -Новосибирск, 2013. С. 68 ↑
-
Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осуж-денных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г./под общ. ред. Ю. И. Калинина; науч. ред. В. И. Селиверстова. М., 2012. C. 514 ↑
-
Кашуба Ю. А., Скиба А. П. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные основы правового по-ложения больных осужденных//Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 52-55. ↑
-
Скиба А. П. Некоторые проблемы разграничения уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования//Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 46-50. ↑
-
Бабаян С.Л. Совершенствование правового регулирования поощрительных институтов изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения//Человек: преступление и наказание. -2012. -№ 2. С. 18 ↑
-
Малинин, В. Б., Смирнов, Л. Б. Уголовно-исполнительное право. - М.: ВолтерсКлувер, 2010. - С. 211. ↑
-
См.: Нормативы штатной численности персонала учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы (кроме тюрем), и учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, атакже следственных изоляторов МВД РФ в процентах от среднегодовой численности содержащихся в них осужденных (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 922) // СЗ РФ от 22 августа 1994 г., № 17, ст. 1990. ↑
-
См.: Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1295) // «Российская газета» от 29 октября 1997 г., СЗ РФ от 20 октября 1997 г., №42, ст. 4785. ↑
-
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право : сб. нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. М., 1997. С. 58-71. ↑
-
Комарова Л. В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. C/ 71 ↑
-
Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2013. C/ 12 ↑