Файл: Отраслевая рамка квалификаций по направлению Эксплуатация зданий и объектов социальной инфраструктуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц "Ассоциация субъектов управления сервиса и энергосервиса в жилищной сфере «Шанырақ»"

Отраслевая рамка квалификаций по направлению

«Эксплуатация зданий и объектов социальной инфраструктуры»

г. Нур-Султан  2019 г.

Оглавление:

1. Функциональный анализ отрасли

1.1 Миссия, видение, цель

1.2 Анализ функций для определения границ областей деятельности

2. Ситуационный анализ отрасли

2.2 Нормативные правовые документы

2.3 Международные тенденции, новые технологии

2.4 Анализ структуры отрасли в профессионально-квалификационном разрезе

2.5 Карта отрасли на основе таблица «НКЗ × ОКЭД» (Excel)

2.6 Перспективы изменений профессионально-квалификационной структуры отрасли.

3. Профессии, должности, квалификации отрасли

3.1 Профессиональные группы и подгруппы отрасли

3.2 Распределение профессий, должностей, квалификаций профессиональным подгруппам функциональной карты

4. Структура уровней квалификаций, содержание дескрипторов

4.1 Уровни квалификации

4.2 Дескрипторы уровней квалификаций в отрасли «Эксплуатация зданий и объектов социальной инфраструктуры»

4.3 Карта профессиональных квалификаций по профессиональным группам и подгруппам



Начиная с 2013 года проводились пяти- и десятидневные семинары-тренинги для субъектов ЖКХ в различных городах Казахстана. В семинарах принимали участие специалисты местных исполнительных органов, коммунальных предприятий, управляющих и сервисных компаний, председатели КСК и др. В основу семинаров-тренингов, проходящих по теме: «Моделирование и совершенствование механизмов взаимодействия субъектов ЖКХ с целью повышения эффективности управления и энергосбережения», положена гипотеза о том, что разработка и реализация более совершенных механизмов взаимодействия приводит к снижению энергетических, финансовых и материальных издержек. Участники семинаров выделяли из своего опыта и анализируют типичные реальные образцы, систематизируют проблемные ситуации, строят более эффективные схемы функционального взаимодействия. Подчеркивались такие проблемы, как незыблемость сложившихся иждивенческих стереотипов отдельных жильцов, бесхозяйственное отношение некоторых собственников к объекту кондоминиума, низкая культура проведения собраний, непрозрачность деятельности и тарифной политики предприятий-монополистов, непрофессионализм персонала органов управления и др.

В результате дискуссий участники вырабатывали рекомендации - по разработке и составлению социальных и технических паспортов домов, разработке критериев, механизмов и методики проведения собраний жильцов, выбору и мониторингу деятельности управляющих компаний, взаимодействию Советов жильцов с председателями КСК или УК и др. Подчеркивается необходимость создания банка всевозможных моделей самоуправления, хозяйственной деятельности и взаимодействия субъектов ЖКХ. Особое значение уделяется формированию профессиональных Советов жильцов и персонала управляющих компаний.

Общий вывод состоявшихся семинаров состоял в том, что главным фактором успешной модернизации, повышения эффективности управления и энергоэффективности системы ЖКХ, соответствующего повышения комфортности проживания в МЖД, является повышение управленческого профессионализма и совершенствование механизмов взаимодействия субъектов на единой основе.

Системный подход предполагает рассмотрение МЖД как логического системного объекта. Системообразующим «ядром» являются жильцы дома. Последовательно принимаются социальные, культурные, правовые, хозяйственные, экономические нормы взаимоотношений, деятельности и взаимодействия субъектов МЖД. Далее на их основе и с учетом существующих государственных стандартов рассматриваются и принимаются нормы инженерно-технического обеспечения дома как объекта кондоминиума.


Согласно поправкам в законопроект о ЖКХ 2019 года, теперь формой управления многоквартирными домами станут и простые товарищества, наряду с объединениями собственников имущества (ОСИ), которые могут организовываться в тех домах, где этого захотят сами жильцы. При этом везде станет принципиальным предварительный выбор совета дома. В свою очередь, КСК будут выведены с рынка в течение двух-трёх лет. Совет дома, избираемый на три года, орган в количестве трёх человек из числа собственников дома. Совет сможет выбирать управляющую компанию, если такое право ему делегируют остальные жильцы. Простое товарищество (ПТ) может образовываться в домах с любым количеством квартир. Ранее предлагалось ограничение – не более 20 - 30 квартир. При этом полномочия объединения продиктованы не жилищным, а гражданским законодательством, что расширяет его возможности. Как совет дома, так и ПТ и ОСИ смогут напрямую заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг, управляющими и сервисными компаниями. При этом самим заниматься сервисным обслуживанием домов им запрещено, единственный выход — переход на аутсорсинг.

И председатель ОСИ, и доверенное лицо ПТ, и управляющий являются официальными должностями, следовательно, которым нужно будет платить заработную плату. Совет дома не предполагает обязательного вознаграждения, здесь всё будет решаться по договорённости с жильцами. Однако для ответственного выполнения обязанностей оно, скорее всего, тоже должно быть хотя бы минимальным.

Преимущество нового закона в части бесплатной регистрации кондоминиумов (за счёт акиматов) и присоединения к дому большего по размерам земельного участка.

2.4 Анализ структуры отрасли в профессионально-квалификационном разрезе


Национальный классификатор Республики Казахстан «Общий классификатор видов экономической деятельности» НК РК 03-2007, однако, не уделяет должного внимания этой сфере деятельности, несмотря на ее распространенность и многогранность. Поэтому у многих предпринимателей и других субъектов хозяйственной деятельности, которые хотят оказывать услуги в сфере ЖКХ, возникает множество вопросов, связанных с тем, какую выбрать позицию ОКЭД для деятельности в сфере ЖКХ.

Перед тем, как прояснить, какие коды ОКЭД подходят для данного вида деятельности нужно немного разобраться в самой сфере ЖКХ, и какие субъекты могут оказывать услуги в этом виде экономической деятельности.

Сферу ЖКХ, с экономической точки зрения можно разделить на три основных сектора:

- предоставление услуг с подачей тепловой энергии, воды, обработка канализационных стоков, подача электрической энергии;

- предоставление услуг, связанных с обслуживанием многоквартирных домов, и предоставление других сопутствующих услуг;

- проведение различных строительных работ, а также уборка территории, оборудование детских площадок парковок, систем сигнализации, и других аналогичных услуг.

В первом случае, осуществлять подачу электрической и тепловой энергии, воды, и утилизацией канализационных стоков могут заниматься только крупные предприятия, по экономической классификации - природные монополии. Только они обладают необходимым оборудованием, специалистами и лицензиями, поэтому мелким компаниям.

Во втором случае, не требуется наличие специальных разрешений, поэтому второй группой услуг могут заниматься как различные управляющие компании, так и кооперативы собственников квартир (КСК), а также дома могут управляться совместно непосредственно собственниками. Именно данные виды управления и занимают лидирующее положение во второй группе коммунальных услуг.

Третья группа, специфическая. Сразу нужно отметить, что работы связанные с ремонтом и
обустройством территорий и жилых помещений, в некоторых случаях предусматривают наличие лицензии на некоторые виды деятельности. Тут успешно конкурируют как крупные компании, так и товарищества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели.

Как было указано выше, классификатор ОКЭД не включает отдельные позиции, которые относятся непосредственно к сфере коммунального хозяйства, но надо понимать, что в эту сферу входит множество услуг, которые смело можно отнести и к другим позициям, не связанным с ЖКХ. Например, ремонт домов и обустройство дворов. Такие услуги включают в себя множество работ, которые нашли свое отражение в других разделах ОКЭД. Именно это и вводит предпринимателей в некоторое замешательство. По общим правилам для большинства предпринимателей, которые выбрали предоставление коммунальных услуг больше всего подходят такие виды деятельности ОКЭД:

1. Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

- производство, передача и распределение электроэнергии;

- производство и распределение газообразного топлива;

- системы подачи пара и кондиционирования воздуха.

2. Сбор, обработка и распределение воды

3. Канализационная система

4 Сбор, обработка и удаление отходов; утилизация отходов

5. Специализированные строительные работы

6. Электротехнические, слесарные и прочие строительно-монтажные работы

7. Деятельность в области обслуживания зданий и территорий

- комплексное обслуживание объектов;

- деятельность по благоустройству; пейзажное планирование

- деятельность по уборке.

Квалификационные требования, предъявляемые к рекомендуемой жилищной инспекцией кандидатуре председателя правления кооператива собственников помещений (квартир), утвержденные приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29 мая 2012 года № 215

Согласно статье 43 Закона жилищная инспекция вправе рекомендовать общему собранию собственников помещений (квартир) кандидатуру на должность председателя правления КСК. Рекомендуемая кандидатура на должность председателя правления кооператива должна соответствовать данным квалификационным требованиям.


Описание видов профессиональной деятельности и взаимосвязи с другими видами профессиональной деятельности по НКЗ и ОКЭД по пяти разделам будет использовано при разработке карточек профессий по семи профессиональным стандартам. Разделы управленческие, производственные (подготовительные, основные, послепроизводственные) и вспомогательные, обеспечат разграничение трудовых функций между разрабатываемыми профессиями.