Файл: Отраслевая рамка квалификаций по направлению Эксплуатация зданий и объектов социальной инфраструктуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Отраслевая рамка квалификаций по направлению
«Эксплуатация зданий и объектов социальной инфраструктуры»
1. Функциональный анализ отрасли
1.2 Анализ функций для определения границ областей деятельности
2. Ситуационный анализ отрасли
2.2 Нормативные правовые документы
2.3 Международные тенденции, новые технологии
2.4 Анализ структуры отрасли в профессионально-квалификационном разрезе
2.5 Карта отрасли на основе таблица «НКЗ × ОКЭД» (Excel)
2.6 Перспективы изменений профессионально-квалификационной структуры отрасли.
3. Профессии, должности, квалификации отрасли
3.1 Профессиональные группы и подгруппы отрасли
4. Структура уровней квалификаций, содержание дескрипторов
4.3 Карта профессиональных квалификаций по профессиональным группам и подгруппам
4 форма: Иные формы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан. (по данным местных исполнительных органов общее количество составляет – 568 единиц).
2.1 Численность занятых в отрасли по данным органов статистики РК
По сведениям Комитета статистики МНЭ РК 2018 года по наиболее соответствующему виду деятельности «Деятельность в области обслуживания зданий и территорий»:
-
число предприятий (организаций) 87 ед.; -
списочная численность работников 20,3 тыс. человек ; -
фактическая численность работников 19,6 тыс. человек; -
фонд заработной платы работников 26 668,4 млн. тенге; -
среднемесячная номинальная зараб. плата 113 618 тенге.
Валовая добавленная стоимость и доля в ВВП родственных отраслей за 2018 г. составляет (млн. тенге):
Валовой внутренний продукт 59 613 707,5 100 %
Электроснабжение, подача газа, пара
и воздушное кондиционирование 955 108,8 1,6 %
Водоснабжение; канализационная система,
контроль над сбором
и распределением отходов 155 020,9 0,2 %
Деятельность в области административного
и вспомогательного обслуживания 1 360 381,0 2,3 %
2.2 Нормативные правовые документы
Нормативные документы:
-
Закон РК «О жилищных отношениях» -
Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) -
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (выпуск 63) "Газовое хозяйство городов, поселков и населенных пунктов", "Водопроводно-канализационное хозяйство" -
Государственная программа развития регионов до 2020 года -
Закон РК «О газе и газоснабжении» -
Закон РК «Об электроэнергетике» -
Свод правил Республики Казахстан СП РК 4.02-101-2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» -
Постановление ПРК «О создании акционерного общества «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» -
Приказ МНЭ РК от 26.03.2015 г. № 246 «Об утверждении Методики расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума» -
Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108 Об утверждении Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума -
Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 242 Об утверждении Типовой формы договора управления объектом кондоминиума -
Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 109 Об утверждении типовых договоров сотрудничества между органом управления объектом кондоминиума и субъектами рынка, поставляющими коммунальные услуги конечным потребителям -
Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 153 Об утверждении технических требований, предъявляемых к жилищам и др.
2.3 Международные тенденции, новые технологии
В период 80-90-х годов правительства многих стран в рамках социально-экономических программ и программ реформирования государственного сектора экономики проводили приватизацию объектов ЖКХ. Параллельно с процессом приватизации шел поиск новых форм предоставления коммунальных услуг с участием представителей частного бизнеса.
Во многих развитых странах - Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Швеции было признано, что монопольное положение муниципальных служб сдерживает улучшение условий жизни в крупных городах. Нововведения в жилищно-коммунальной сфере развитых стран, основанные на рациональном сочетании централизации и децентрализации, дали положительные результаты. Они не тормозят, а активизируют рынок услуг и улучшают условия жизни потребителей. Подобные нововведения можно применить при организации городского водопровода, тепло-, электро- и газоснабжения, то есть к работе тех служб, которые принято относить к технически монопольным. Подобный опыт
может широко применяться и в нашей стране, в особенности в местах нового жилищного строительства на окраине крупных городов и в области. Эффективность такого подхода доказана и опытом некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Чехия и Словакия).
Большой опыт проведения конкурсов по благоустройству территорий накоплен местными властями крупных городов Великобритании. Акт о местном управлении предписывает им проведение конкурсов среди частных фирм при подрядах на строительство и ремонт зданий, дорог, санитарную очистку, уборку территории и др. При организации обслуживания населения в названных сферах местные власти могут прибегать к услугам собственных служб только в случае их победы на конкурсе с частными подрядчиками.
В мировой практике наиболее успешный опыт, широкое применение и высокий уровень развития форм ГЧП в сфере ЖКХ наблюдается, как правило, в высокоразвитых странах Западной Европы и Северной Америки. Что же касается перспективных экономических лидеров (Китай, Индия, Россия, Бразилия и пр.), а также многих стран постсоветского пространства, то они пока заметно уступают как по степени развитости форм ГЧП, так и по широте применения.
Зарубежный опыт указывает на следующие направления развития ГЧП в жилищно-коммунальной сфере:
-
организация и эксплуатация жилищного фонда (США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия); -
бытовое обслуживание населения: ремонтные услуги, благоустройство дворовых территорий, сбор, удаление и переработка бытовых отходов (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Канада, Швеция, Австрия); -
уборочные работы, озеленение (США, Великобритания, Австрия, Германия, Бельгия, Канада); -
транспортное обслуживание (США, Великобритания, Швеция, Австрия, Франция); -
ремонт и содержание дорог (США, Великобритания, Австрия, Франция, Италия, Бельгия, страны Латинской Америки).
Следует принять во внимание, что государственное регулирование коммунальной инфраструктуры в развитых странах не только не упразднено, но и претерпело глубокую эволюцию под воздействием специфических потребностей в той или иной отрасли ЖКХ.
Особенно конструктивные образцы и практики деятельности ЖКХ сложились в Германии. Ключевой специалист-универсал по обслуживанию жилого дома – это хаусмастер. Профессиональная позиция «хаусмастер» дословно переводится как «мастер по дому». На первом этапе хаусмастер являлся "универсалом" и выполнял все задания, связанные с ремонтом, уборкой, соблюдением чистоты в доме. С ростом сложности инженерно-технических систем, используемых в жилых зданиях (отопление, водоснабжение, электричество, вентиляция), возлагаемые на хаусмастера обязанности стали превышать его профессиональные способности. Технически сложные ремонтные работы стали отдавать в руки более квалифицированных специалистов. Задания хаусмастера были каталогизированы, а по отдельным пунктам даже отрегулированы на законодательном уровне.
В Германии хаусмастер - не отдельная профессия. Обычно кандидаты на должность хаусмастера обучаются одной или нескольким профессиям (маляр, сантехник, электрик), так как в рамках своих обширных обязанностей они должны владеть знаниями по сантехнике, отоплению, электричеству, вентиляции и т.д.
К главным обязанностям хаусмастера относятся: обеспечение порядка и чистоты в жилом доме и обслуживание инженерно-технических систем, а также замена лампочек, снятие показаний счетчиков учета потребления (электричество, вода, газ), обеспечение безопасности проживания.
Хаусмастер работает либо на самостоятельной основе, либо в обслуживающей организации, либо как сотрудник совместного домовладения. Спектр выполняемых услуг в обязательном порядке регулируется отдельным договором.
В зависимости от заказа членов совместного домовладения, хаусмастер выполняет лишь задания, указанные в «каталоге услуг хаусмастера», либо этот каталог расширяется и включает в себя дополнительные услуги, например:
-
уборка помещений общего пользования, -
уборка придомовой территории, -
уход за зелеными насаждениями (стрижка и полив газонов, уход за деревьями).
Расширение каталога услуг обязательно должно быть зафиксировано в договоре, и стоимость каждой услуги указана по отдельности. Это необходимо для подготовки годового финансового отчёта, который каждый собственник жилого помещения получает в обязательном порядке.
Хаусмастер - правая рука управляющего и его важнейший подчинённый. В обязанности самого управляющего входит постоянный контроль и посещение объектов (не менее одного раза в месяц, чаще даже еженедельный контроль). Но основная непосредственная ответственность лежит на хаусмастере. Он обязан проводить еженедельный осмотр и контроль общего состояния жилого дома и технического оборудования.
При трансферте зарубежных технологий необходимо проводить экспертизу новых технологий и технических решений в сфере ЖКХ на предмет их эффективности и адаптивности. Реализовывать проекты по лизингу оборудования, для обеспечения эффективной реализации государственной политики, направленной на трансферт энергоэффективных и передовых технологий.
Необходимо развивать механизмы ГЧП. В настоящее время в Казахстане распространена наиболее простая форма ГЧП - концессионные контракты на доверительное управление и содержание. Вместе с тем, известны многочисленные положительные примеры реализации в этой сфере более сложных моделей концессий - контракты на проектирование, строительство и эксплуатацию, другие контракты. Эти модели должны рассматриваться как приемлемые инструменты механизма ГЧП в сфере ЖКХ.
Многие КСК возглавляют неквалифицированные руководители. В большинстве своем они недостаточно подготовлены к организации работ по модернизации сетей, капитальному ремонту МЖД, игнорируют социальную работу с жильцами.
В обществе назрела необходимость проведения круглых столов и открытых дискуссий по темам:
-
состояние МЖД в Казахстане: причины и следствия; -
функции и проблемы взаимодействия субъектов сферы ЖКХ; -
правовые предпосылки формирования гражданского и рыночного сознания собственников МЖД; -
упрощенный механизм регистрации ОК; -
культурные, правовые, социальные и экономические предпосылки создания профессиональных управляющих компаний и др.
Требуется системный подход к управлению МЖД, созданию активного профессионального сообщества в сфере ЖКХ, разработке и реализации эффективных мер энергообеспечения и энергопотребления. МЖД следует рассматривать как системный объект, совмещающий субъектную и объектную части. Причем предопределяющую роль играет субъектная часть, к которой относятся жильцы (потребители товаров и услуг), собственники, заказчики, управленцы, хозяйственники, юристы и другие субъекты профессиональной деятельности. Соответственно МЖД как системный объект рассматривается в логике причинно-следственных функциональных связей в следующей последовательности: социокультурный субъект – правовой субъект – хозяйствующий субъект и, лишь в последнюю очередь, как инженерно-строительный объект
В таблице представлены предмет, функции и проблемы основных субъектов ЖКХ - собственников МЖД, органов управления, акиматов и поставщиков коммунальных услуг.
Субъект | Предмет деятельности | Функции | Проблемы |
Собствен- ники помещений (квартир) | Участие в управлении объектом кондоминиума |
| Слабое участие собствеников помещений (квартир) в управлении ОК, отсутствие требований со стороны собственников исполнения договоров как заказчиков, отсутствие профессионального ССОК |
Органы управления объектом кондоминиума (объединения собственниковимущества) | взаимодействие с собственниками, субъектами сервисной деятельности, поставщиками коммунальных услуг |
| управленческий непрофессионализм, отсутствие договорных отношений с ССД, контроль исполнения договоров с ССД, неисполнение функции управления объектом кондоминиума, оказание услуг как ССД |
Акиматы | взаимодействие всех региональных субъектов |
| управленческий непрофессионализм |
Субъект сервисной деятельности | взаимодействие исполнителей по предоставлению услуг СОК |
| управленческий непрофессионализм |