Файл: Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если вашему ребенку нравится рисовать, а вы любите что-то делать вместе с ним, то эта игра доставит удовольствие вам обоим.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка нарисовать любой предмет, или целую картину. Когда рисунок будет готов, попросите его отвернуться, а сами тем временем внесите в рисунок «последние штрихи», то есть дорисуйте какие-то незначительные мелкие детали к уже нарисованным или изобразите что-то новое. После этого ребенок может повернуться. Пусть, посмотрев на свое художественное творчество, скажет, что изменилось? Если он был внимателен, то он выиграл. Теперь пришло время меняться ролями.

ПРИМЕЧАНИЕ: Эта игра практически универсальна-она может применяться для развития концентрации внимания на деталях у детей любого возраста. При этом мы сами контролируем и регулируем сложность самого рисунка и степень «заметности» вносимых в него изменений. Хорошо привлекать к игре несколько детей, это поддержит игровой азарт и добавит здоровой конкуренции. В старшем возрасте хорошо использовать абстрактные узоры, различные росписи, символы. Дети, также по очереди или группами рисовать на школьной доске, особенно в группах продленного дня.

«ГВАЛТ».

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу из известного стихотворения или известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем выходит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

ПРИМЕЧАНИЕ: желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

СДВГ в большей степени говорит о проблемах с вниманием. Синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная с точки зрения психолога-педагога произвольная деятельность. Которая, конечно же подбирается с учетом предпочтений ребенка. В результате этой деятельности возникает постпроизвольное внимание — это когда человек сначала делает усилия, а потом ему становится интересно, и он уже поддерживает уровень активного внимания без напряжения.

Именно на постпроизвольном внимании(заинтересованном) формируется увлечение гиперактивных детей компьютерными играми. Несмотря на все нарекания различных специалистов в адрес сидения за компьютером, компьютерные игры имеют много положительных сторон:


-ограниченное пространство дисплея компьютера позволяет организовать внимание гиперактивного ребенка. Он может утомиться быстрее, но не отвлечься!

-компьютерные игры и упражнения — это достаточно азартная деятельность, что очень хорошо соответствует эмоциональным характеристикам ребенка.

-в случае неудачи, ребенок может повторить всю игру или этап игры, и сравнив свои результаты с предыдущими, убедиться в том, что теперь у него получается лучше.

-компьютер — это очень визуально и наглядно, что дает возможность лучше усваивать любой материал.

Выбираем игры полезные для ребенка с СДВГ, а именно на развитие внимания, а заодно и памяти, мышления, восприятия. Это, как пример, могут быть:

  • «Найди предмет», в которых нужно найти заданные предметы среди других;

  • «Запомни и повтори», в которых на короткое время показываются предметы или фигуры, а затем закрываются. Надо найти среди других картинок те, что были показаны в начале;

  • «Собери 3 в ряд», в которых надо собрать в ряд одинаковые фигурки из многих других на поле.

  • «Тетрис», в которых надо собрать определённую конструкцию из геометрических фигур;

  • «Раскраски», в которых надо раскрасить картинку по заданному правилу.

Если ограничивать время нахождения за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы для развития дефицитарных функций.

Главное -не запрещать, а тщательнее подбирать и выбирать игры для ребенка и дозировать время игры!!

ИГРЫ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ.

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться — это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующие игры помогут нам это сделать в игровой форме.

Есть также такие разновидности «сидячих игр», как игры за партами. Они разработаны для того, чтобы снять мышечное напряжение, переключить внимание ребенка. Дать им возможность отдохнуть от трудной интеллектуальной деятельности. Их еще называют

ИГРЫ ЗА ПАРТАМИ.

Педагоги могут успешно использовать пальчиковые игры. Их очень много в различных книжных изданиях, начиная с младенческого возраста.

Чтобы игра за партами не превратилась в постоянное развлечение для учащихся. Учитель четко формулирует правило начинать и заканчивать игру по определенному сигналу.

«Эхо».



Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т. д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действия другой.

«Групповой рисунок».

Дети сидят за большим столом. У каждого ребенка лист бумага и набор цветных карандашей. По первому сигналу воспитателя дети начинают рисовать какой-либо сюжет. По следующему сигналу все участники одновременно передают свои рисунки сидящему слева, при этом получая справа начатый соседом рисунок. Ребенку необходимо продолжить рисунок до очередного сигнала воспитателя.

«Эстафета».

Дети по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме, так, чтобы, как только сел предыдущий, встает следующий. Нельзя подталкивать друг друга, обращаться к другому с советами, иначе ведущий остановит эстафету.

Варианты: можно вставать через одного человека, одновременно по одному с каждого края, или вставание заменить передачей хлопков.

«Встать по пальцам».

Все дети сидят. Воспитатель поднимает несколько пальцев на одной или обеих руках, считая вслух до трех. Должно встать столько детей, сколько было показано пальцев. Вариант: дети разбиваются на небольшие подгруппы и соревнуются на скорость реакции и правильность выполнения задания.

Для гиперактивного ребенка подобные игры — это очень хорошая разрядка во время уроков. После таких физминуток и разминающих игр. Он снова готов сосредотачиваться и выполнять учебные задания.

«ПРИКОСНОВЕНИЕ».

Эта игра помогает снять напряжение, расслабиться, повысить тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, ваты. Деревянные предметы, что-нибудь пупырчатое, холодное или теплое и т. п. Выкладываем их на стол перед ребенком. Можно предложить сначала рассмотреть их, а потом предложить с закрытыми глазами догадаться. Каким предметом дотронутся до его руки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Прикосновение могут быть к щеке, колену и т. п. Только, в любом случае наши касания должны быть неторопливыми, спокойными, приятными и ласковыми.

«МОРСКИЕ ВОЛНЫ».

Эта игра учит детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствует снятию напряжению.


Дается любой сигнал ведущим, в данной игре «капитаном» корабля-классу; «Штиль!». Все дети в классе замирают. По сигналу «Волны!»- дети за партами по очереди встают за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до последних рядов, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми. Садятся и т. д. Потом все действия повторяются в ускоренном режиме. Заканчивать игры надо только спокойными действиями.

Примечание: проводите аналогичные игры, в зависимости от вашей фантазии. Например: «Гол!»,» Журавлиный клин»,» Листопад», «Снегопад».

«Насос и мяч».


Вспоминаем, как накачивают сдувшееся колесо, воздушные шарики и какие изменения происходят в момент их сдувания или прокола. Предлагаем войти вместе с детьми в этот образ.

Итак, сначала мы стоим с опущенной вниз головой, вяло опущенными руками, согнутыми в ногах коленями (то есть надо добиться эффекта «не надутости» мяча) Взрослый, тем временем собирается исправлять это положение и начинает воспроизводить движения насоса .По мере их увеличения интенсивности «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка максимально будут надуты щеки, с напряжением подняты и соединены руки над головой и живот тоже надут, то можно сделать вид, что вы не довольны своей работой или перестарались. Тогда, изображаем выдергивание шланга из насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» может сдуться и даже упасть на пол.

ПРИМЕЧАНИЕ: всегда показывать детям пример, как правильно воспроизводить дыхательные упражнения, работая диафрагмой. До этой игры можно поучить детей упражнению, как качать игрушку у себя на животике, лежа на полу, коврике. Покажите, как вы будете напрягаться и расслабляться, находясь в роли насоса и мяча, заодно и сами отдохнете. Всегда заканчивать игру на стадии расслабления!!!

«Солдат и тряпичная кукла».


Эта игра работает по такому же принципу, как и предыдущая.

Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе, как надо стоять на плацу- вытянувшись в струнку и замерев, затаив дыхание. Изобразите «военного» при слове «солдат». После того, как ребенок простоит в такой напряженной позе, надо произнести другую команду-«тряпичная кукла». Выполняя ее, ребенок максимально расслабляется, наклоняется вперед так, чтобы руки болтались, будто веревочки. Проговариваем, что все тело мягкое, податливое как пластилин. Затем, опять смена ролей.

ПРИМЕЧАНИЕ: можно включать другие команды, например «Смирно-Вольно», «Стужа-Жара» и т. п. Завершение игры на стадии расслабления.

«ЛОВИМ КОМАРОВ». (снежинки, листики и т. п.).

Скажите детям: «Давайте представим. Вспомним, как летом в открытую форточку могут налететь комары или мухи, а зимой, как на улице мы любим снежинки ловить! По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Показываете в разных темпах хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый из детей выбирает свой ритм и темпе, но не задевая тех. кто находится рядом. По команде «Стой» вы садитесь так:(на свое усмотрение), по команде: «Стоп!»-остаетесь в своем положении, по команде: «Устали!»- опускаете расслабленные руки вниз, встряхиваете несколько раз кистями. Если сидите- то одновременно встряхиваете ногами и руками. А потом – снова за работу!