Файл: Оценка стоимости ценных бумаг. Оценка стоимости права собственности на обыкновенные акции, представленные в виде бездокументарных именных ценных бумаг в количестве 290861 штук Акционерного общества «Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 3
III. Нормативно-правовая база
В качестве методической основы для проведения оценки использованы следующие нормативные документы, в том числе обязательные к применению субъектами оценочной деятельности:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об акционерных обществах"
- Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О рынке ценных бумаг"
- Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об организованных торгах"
- Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»
- Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»
- Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 (ред. от 06.12.2016) "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)"
- Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 326 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка бизнеса (ФСО N 8)"
- Приказ ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н «Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». (ред. от 30.07.2013)
- Банк России от 17.10.2014 № 437-П Положение о деятельности по проведению организованных торгов.
- Приказ ФСФР России от 11.07.2006 № 06-74/пз-н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случае приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества».
- Приказ ФСФР России от 05.04.2007 № 07-39/пз-н «Об утверждении Положения о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учёта в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров».
- Банк России 30.12.2014 № 454-П «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
- Банк России от 27.07.2015 № 481-П «Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг».
- Банк России 5 июля 2015 г. № 477-П«Положение о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества»
- Банк России от 11 августа 2014 г № 428-П «Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
- Указание Центрального банка Российской Федерации от 6 августа 2014 № 3360-У «О предоставлении в банк России документов для государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями».
- Указание Банка России от 13.10.2014 № 3417-У «О порядке и аннулировании государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг».
- Указание Банка России от 21 июля 2014 г № 3329-У «О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов».
- Банк России 11.09.2014 № 430-П «Положение о порядке ведения реестра эмиссионных ценных бумаг».
- Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н «О порядке открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счётов и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам».
- Приказ ФСФР России от 30 июля 2013 №13-61 /пз-н «О внесении изменений в Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паёв закрытого паевого инвестиционного фонда».
- Приказ ФСФР России от 23 августа 2012 № 12-75пз-н «Об утверждении Правил раскрытия информации центральным депозитарием, требования к внутреннему документу Центрального депозитария, устанавливающему правила раскрытия информации центральным депозитарием, и порядка представления центральным депозитарием уведомления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков».
- Приказ ФСФР России от 30 августа 2012 № 12-78/пз-н «Об утверждении Порядка открытия и ведения депозитариями счётов депо и иных счётов» (ред.13.07.2013)
- Приказ ФСФР России от 16.04.2013 № 13-29/пз-н «Об утверждении Положения о порядке, сроке и объёме раскрытия информации о получении и передаче выплат по ценным бумагам депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг».
- Приказ ФСФР России от 09.07.2013 № 13-57/пз-н «Об утверждении Требований к форме документа, подтверждающего присвоение выпуску акций, подлежащих размещению при реорганизации, государственного регистрационного номера или идентификационного номера в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество».
- Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-62/пз-н «О Порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам».
- Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-63/пз-н «О внесении изменений в приказ ФСФР России от 09.02.2010 № 10-5/пз-н «Об утверждении положения о составе и порядке расчёта показателей, характеризующих уровень ликвидности (предполагаемой ликвидности) и уровень инвестиционного риска ценных бумаг, на основании которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг принимается решение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации».
- Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н «О порядке открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счётов и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынка».
- Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».
- Постановление ФКЦБ России «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 02.10.1997 № 27.
- Постановлением ФКЦБ от 16.10.1997 № 36 «Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации».
- Информационное письмо ФСФР России от 18.01.2007 № 07-ОВ-03/902 «Об уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг и требовании о выкупе ценных бумаг открытых акционерных обществ в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 05.01.2006 № 7–ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об акционерных обществах и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
- Письмо Центрального Банка РФ от 10 апреля 2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».
IV. Анализ внешней среды объекта оценки[5]
Основные показатели развития экономики представлены в таблице 5.
Таблица 5
Основные экономические и социальные показатели[6]
Объем ВВП России за 2019 г., по первой оценке, составил в текущих ценах 109361,5 млрд рублей. Индекс его физического объема относительно 2018 г. составил 101,3%. Индекс-дефлятор ВВП за 2019 г. по отношению к ценам 2018 г. составил 103,4%.
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 102,0%, в декабре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - 102,4%.
Индекс промышленного производства1) в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 102,4%, в декабре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - 102,1%.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2019 г. составил 9132,1 млрд рублей, или 100,6% (в сопоставимых ценах) к уровню 2018 г., в декабре 2019 г. - 1224,3 млрд рублей, или 100,4% к соответствующему периоду предыдущего года.
Оборот розничной торговли в 2019 г. составил 33532,1 млрд рублей, или 101,6% (в сопоставимых ценах) к 2018 г., в декабре 2019 г. - 3474,4 млрд рублей, или 101,9% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
В декабре 2019 г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 100,4%, в том числе на продовольственные товары - 100,7%, непродовольственные товары - 100,1%, услуги - 100,2%.
По данным Банка России, объем денежной массы (М2) на 1 декабря 2019 г. составил 49195,3 млрд рублей и увеличился по сравнению с 1 декабря 2018 г. на 9,6%, по сравнению с 1 ноября 2019 г. - на 2,3% при увеличении потребительских цен на 3,5% и 0,3% соответственно.
По данным Банка России, объем государственных ценных бумаг на конец декабря 2019 г. составил 8894,2 млрд рублей и увеличился по сравнению с соответствующей датой 2018 г. на 22,7%, по сравнению с концом ноября 2019 г. снизился на 0,3%.
В 2019 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 61978,8 млрд рублей и увеличился на 6% по сравнению с 2018 годом. Денежные расходы населения в 2019 г. составили 59844,5 млрд рублей и увеличились на 6,9% по сравнению с предыдущим годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 50351,2 млрд рублей, что на 6,7% больше, чем в 2018 году. За этот период сбережения населения составили 2134,3 млрд рублей и уменьшились на 13,7% по сравнению с 2018 годом.
Уровень безработицы в декабре 2019 г. составил 4,6% (без исключения сезонного фактора), как для населения в возрасте 15 лет и старше, так и для населения в возрасте 15-72 лет.
Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента
Одним из приоритетов реального роста экономики и национальной безопасности России является эффективное развитие текстильной промышленности, ранее бывшей бюджетообразующей и производящей стратегически значимые изделия, используемые практически во всех отраслях и сферах экономики.
Текстильная промышленность — одно из самых рентабельных и продуктивных производств в мире. В структуре ее продукции, наряду с производством тканей, одежды, высок удельный вес продукции производственно-технического и специального назначения. Состояние текстильной промышленности в России и хлопчатобумажной отрасли в том числе, на настоящий момент можно охарактеризовать как стабильное с перспективами определенного роста. Хлопчатобумажная отрасль России на 100% зависит от импортного сырья — хлопка-волокна, основная доля которого поставляется бывшими странами СНГ, и во многом зависит от своевременной его поставки, конкурентного по ценам и качеству.
Тенденция спада отечественного производства хлопчатобумажной пряжи, а соответственно и снижение объемов завоза сырья — хлопка-волокна в Россию объясняется ростом импорта хлопчатобумажной пряжи в Россию. Это не может не беспокоить российских производителей хлопчатобумажной отрасли, т.к. ставит под угрозу закрытия прядильные производства, и бизнес-сообщество активизирует работу по защите российского текстильного рынка.
Учитывая, что Россия не является производителем хлопка-волокна, но имеет немалые основные фонды по производству пряжи и тканей из хлопка, ряд хлопчатобумажных предприятий переориентирует часть своих производств на выпуск смесовых пряж и тканей.
Снижение импорта хлопка в Россию, как уже отмечалось, связано с ростом импорта хлопчатобумажной пряжи.
Необходимо отметить, что наблюдается некорректная нерыночная конкуренция со стороны производителей текстиля из бывших стран СНГ — производителей хлопка-волокна. Анализ конъюнктуры рынка хлопка-волокна и хлопчатобумажной продукции позволяет утверждать, что на российский рынок из этих стран поступают значительные объемы текстильной продукции (суровых тканей, потребительских товаров и, главным образом, пряжи) по ценам (например, хлопчатобумажная пряжа) ниже или на уровне цены на хлопок, поставляемый из тех же стран.
В среднем хлопчатобумажная пряжа поступает по ценам ниже среднероссийских , что делает конечную продукцию из российской пряжи неконкурентоспособной по цене.
Доля хлопчатобумажных тканей отечественного производства в структуре рынка тканей доминирующая, таким образом, хлопчатобумажная отрасль своих позиций не сдает.
Снижение доли экспорта хлопчатобумажных тканей связано со снижением спроса, как на внешних, так и на внутренних рынках. Давление китайского текстиля, которое отмечалось как европейскими, так и американскими текстильщиками, без принятия каких-либо мер может привести к очень грустным последствиям и для России, и для европейского сообщества.
Импорт хлопчатобумажных тканей на российский рынок растет, но его доля пока невелика, причем в основном это ткани, которые сегодня не могут производиться по объективным причинам. Этот фактор можно объяснить тем, что с сокращением экспорта конкурентоспособные ткани российских производителей поступают на внутренний рынок, тем самым замещая импорт, что при условии роста конкурентоспособности продукции вполне предсказуемо.
Стабильное развитие текстильной промышленности и хлопчатобумажной отрасли в том числе сдерживается факторами:
1. Внутренние проблемы, приводящие к созданию неравных условий конкуренции на рынке: коррупция, налоговые схемы, многократные «самоинициированные» банкротства, имеющие целью «обнуление» налоговой задолженности предприятия, и т. п.;
2. Массированный ввоз из-за границы текстильной продукции по явно заниженным ценам или с измененной категорией товара, позволяющий импортерам существенно снижать размер уплачиваемых таможенных платежей, пошлин и налогов по сравнению с теми, которые приходится оплачивать легальным импортерам. По сути дела, это контрабанда, дающая пользователям таких схем возможность получать необоснованное преимущество в издержках и себестоимости, реализация которой на рынке не позволяет нормально работающим поставщикам продавать товар по ценам, обеспечивающим прибыльность бизнеса и его развитие;
3. Некорректная нерыночная конкуренция со стороны производителей текстиля из бывших стран СНГ — производителей хлопка, поставляющих текстильную продукцию по демпинговым ценам;
4. Предприятия текстильной промышленности испытывают недостаток оборотных средств. Многим недоступны заемные средства, что связано с заниженной стоимостью основных фондов и высокими процентами по кредитам;
5. Пожалуй, одним из основных факторов, являющихся тормозом на пути развития отрасли, можно назвать неблагоприятный инвестиционный климат (низкая рентабельность инвестиционных средств).
В настоящее время отмечается постепенное снижение негативного эффекта от действия первых двух факторов, однако влияние третьего фактора (демпингование цен) нарастает.
Если государство и бизнес совместными усилиями возьмут ситуацию под контроль, то конкурентоспособность российской промышленности существенно вырастет.
Даже сегодня на примере успешно работающих предприятий можно с уверенностью заявить, что эффективная, стабильная и прибыльная предпринимательская деятельность в российском текстиле вполне возможна. Для этого лишь необходимо, чтобы проблемы выживания и поддержания текущего уровня производства сменились задачами ускорения и интенсификации развития. Отрасль получит то, чего ей не хватает все эти годы, — приток финансовых средств извне. Инвестиционная привлекательность текстильного сектора вырастет, делая возможным приход в отрасль инвесторов самого широкого спектра.
Вместе с тем, бизнес-сообщество текстильной и легкой промышленности считает, что для поступательного развития текстильной и легкой промышленности и защиты российского рынка от недобросовестных конкурентов, как российских, так и зарубежных, этого не достаточно.
В настоящее время из-за недостаточного влияния мер таможенно-тарифного регулирования в этом сегменте продолжается сильнейшая конкуренция со стороны так называемого «серого» импорта одежды, трикотажа, чулочно-носочных изделий.
Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента
Текстильную промышленность можно охарактеризовать как ключевую отрасль легкой промышленности и в то же время как производственную и экономическую систему, учитывая многообразие задач, которые решаются в этой отрасли.
Целью текстильного производства является насыщение внутреннего рынка товарами отрасли, а также обеспечения экономической безопасности страны и ее обороноспособности. Кроме того, продукция текстильной и легкой промышленности используется во всех отраслях хозяйственного комплекса страны, во всех сферах жизнедеятельности людей.
Эмитент сохраняет сейчас свои позиции на рынке во многом благодаря сдерживанию цен при растущих затратах. Но это временная и краткосрочная мера. Эмитент находится отчасти в сложном положении из-за недостатка оборотных средств, высокого износа технологического оборудования (предприятие создано в 1722 году), снижения рентабельности в связи с ростом затрат и сдерживанием цен производителями.