Файл: Россия на международном валютно-финансовом рынке (Теоретические аспекты международного валютного рынка).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты международного валютного рынка
1.1 История развития международного валютно-финансового рынка
1.2 Структура и особенности функционирования международного валютно-финансового рынка
2. Анализ мирового и российского валютно-финансовых рынков
2.1 Особенности развития международного валютно-финансового рынка
2.2 Особенности развития валютно-финансового рынка Российской Федерации
3.1 Положение Российской Федерации на международном валютно-финансовом рынке
3.2 Возможные сценарии развития валютного сектора российского финансового рынка
Структура российского валютного рынка по объему сделок |
Структура российского валютного рынка по виду сделок |
Рисунок 3 – Структура российского валютного рынка в 2018 г., %[37]
Самой важной составляющей национальной валютной системы является режим курса валюты. Ранее он был единым для всех стран, объединенных МВФ. Сейчас режим курса каждая страна определяет самостоятельно посредством внутренних валютных органов. Сегодня можно наблюдать за фиксированными курсами, колеблющимися в узких пределах. Также есть плавающие курсы, колебания которых обусловлены рыночными условиями. Есть фиксированные курсы – они регулируются валютным коридором[38].
Правила использования инкассовых и аккредитивных расчетов подлежат четкому регламенту. Финансирование внешней торговли и любые расчеты международного уровня связаны данным регламентом, положения по этому вопросу обобщены и унифицированы с учетом тех обычаев, которые сложились в коммерческой практике. Регламентация входит в число составных единиц НВС.
Национальный валютный и золотой рынок имеет свой режим, причем это касается не только операций с валютами, но и операций с драгоценными камнями. Национальную валютную систему определяют нормы валютного законодательства государства. Нормы напрямую зависимы и контролируются характером валютного регулирования[39].
Валютные и расчетные отношения между государством и зарубежными странами регулируются и обслуживаются системой национальных органов. Это – наиважнейший элемент НВС. Главная роль всегда принадлежит центральным банкам. Некоторые государства осуществляют контроль посредством министерства финансов, специальных государственных органов и торговых министерств[40].
Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет денег, выплачиваемых его членами («квот»). Квоты определяются в зависимости от относительных размеров экономики государств-членов. Квота указывает сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму специальных прав заимствования (СДР), получаемых страной-членом при их очередном распределении.
Наиболее активно финансирование России со стороны МВФ осуществлялось в 1990 гг. Заявку на вступление в Фонд Россия подала 7 января 1992 г. и вот уже 16 июня того же года Россия стала полноправной участницей МВФ. После 1992 г. эксперты Фонда активно участвовали в разработке законов, кодексов в России, а также перестройке и реформировании экономической системы. Стоит отметить, что даже действующая в России Конституция разрабатывалась и принималась не без активного участия экспертов МВФ[41].
Таким образом, экономика России до сих пор испытывает влияние приятых ею законов и решений, под влиянием экспертов МВФ в 1990 гг. Россия не пользуется программами МВФ с 2003 г. В настоящее время между МВФ и России сложились крайне натянутые отношения, что обусловлено после 2014 г. Так в 2016 г. США заблокировали финансирование России по линии МВФ и Всемирного банка. Соответствующую директиву США разослали своим представителям в международных кредитных организациях. Аналогичные указания получили американские представители и в других многосторонних финансовых институтах. Речь идет о том, чтобы воспрепятствовать выделению средств на какие-либо программы, связанные с Россией[42].
Введение режима плавающего валютного курса означает отказ от проведения Банком России регулярных валютных интервенций в целях воздействия на курс рубля. Политика Банка России при плавающем курсе состоит в том, чтобы в нормальных условиях не вмешиваться в рыночные процессы и позволить курсу рубля выполнять свою роль «встроенного стабилизатора».
Одной из основных проблем валютного рынка, а также экономики России в целом, является зависимость от экспорта сырья (главный источник валютной выручки – нефть), вследствие отсутствия диверсификации экономики и незначительных объемов национального производства готовой продукции. При сохраняющейся зависимости российской экономики от мировых цен на нефть вопросы развития качественного и конкурентного рынка топлива внутри страны в увязке с мерами таможенно-тарифной политики являются стратегически важными.
Развитие нефтеперерабатывающей промышленности в период до 2030 года будет характеризоваться[43]:
- ростом мощностей деструктивных процессов (термический крекинг, висбкрекинг, каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование);
- ростом мощностей облагораживающих процессов (каталитический риформинг на облагораживание бензинов, изомеризация, гидроочистка топлив, сернокислотное алкилирование, производство оксигенатов);
- повышением доли мощностей вторичных процессов по отношению к первичной переработке нефти;
- ростом производства светлых нефтепродуктов (автобензин, дизельное топливо и др.) и снижением производства мазута топочного.
Немаловажную роль в преодолении вышеназванных проблем и выполнении поставленных стратегических задач в нефтяной отрасли играют и правовые решения, в том числе эффективное законодательное обеспечение предпринимаемых управленческих и социально-экономических мероприятий. Однако Банк России продолжает внимательно следить за ситуацией на валютном рынке и может проводить операции с иностранной валютой (в том числе на возвратной основе) в целях поддержания финансовой стабильности[44].
Прежде всего, необходимо продолжать политику диверсификации экономики и валютных резервов. Вести переговоры с ведущими странами о необходимости постепенного перехода к новому мировому валютному порядку, который бы базировался на более широком использовании расчетов в национальных валютах, а не фокусировался лишь на их небольшой части (большая часть расчетов, совершаемых на международном рынке, осуществляется в евро и долларах США).
Подводя итоги, можно отметить, что в данный момент на российском валютном рынке наблюдаются те же структурные изменения, что и на мировом:
- большинство сделок совершается в двух основных валютах (евро и доллар США), а господствующее положение занимает американская валюта (84% операций на валютных биржах);
- основной объем сделок на российском валютном рынке составляют валютные свопы и кассовые сделки (61% и 35% соответственно).
Однако в отличие от мирового рынка, российский имеет ряд специфических проблем и трудностей, связанных с отсутствием четко прописанного законодательства, нестабильностью экономического развития, волатильностью курса рубля и его конвертируемостью на международной арене.
Таким образом в результате исследования инфраструктуры валютного рынка России выявлены следующие проблемы и противоречия:
- слабое освещение валютной политики в законодательстве, а также множество пробелов и противоречий в нем;
- зависимость от экспорта сырья (главный источник валютной выручки – нефть), вследствие отсутствия диверсификации экономики и незначительных объемов национального производства готовой продукции.
Противоречия и проблемы на мировом уровне можно заметить следующие[45]:
- увеличение вычислительных мощностей компьютеров, которые используют при купле-продаже или спекуляции на цифровых площадках на мировом валютном рынке, что, в свою очередь, не оставляет возможностей для малых инвесторов;
- в связи с цифровизацией валютного рынка количество участников стало очень велико, что порождает новые противоречия и конфронтации в валютной системе.
Относительно России немаловажную роль в преодолении вышеназванных проблем и выполнении поставленных стратегических задач в нефтяной отрасли играют и правовые решения, в том числе эффективное законодательное обеспечение предпринимаемых управленческих и социально-экономических мероприятий.
Прежде всего, необходимо продолжать политику диверсификации экономики и валютных резервов. Вести переговоры с ведущими странами о необходимости постепенного перехода к новому мировому валютному порядку, который бы базировался на более широком использовании расчетов в национальных валютах, а не фокусировался лишь на их небольшой части (большая часть расчетов, совершаемых на международном рынке, осуществляется в евро и долларах США).
3. Анализ положения Российской Федерации на международном валютно-финансовом рынке и сценарии его развития
3.1 Положение Российской Федерации на международном валютно-финансовом рынке
На место России на международном валютном рынке влияют показатели национального валютного рынка: показатели спроса и предложения, оборота валюты, деловой активности, показатели цен. В 2018 г. на биржевом валютном рынке насчитывалось 467 участников торгов, в том числе 412 кредитных организации и 55 не кредитных организаций. В сравнении с предыдущим годом состав наиболее активных участников торгов валютного рынка претерпел некоторые изменения: первые пять мест в рейтинге участников торгов по объему клиентских операций занимают[46]:
- ФГ «ОТКРЫТИЕ»;
- ФГ «ВТБ»;
- ФГ «Сбербанк»;
- ФГ БКС;
- ФГ «Газпром»;
- десятку лидеров замыкает АО «РайффайзенБанк».
По состоянию на 01.01.2019 г. в РФ зарегистрировано семь бирж и шесть компаний с лицензией клиринговой организации (в том числе три выполняют функции центрального контрагента)[47].
Московская биржа является одной из главных площадок РФ, на которой с 1992 года осуществляются торги иностранной валютой. Биржа ежедневно рассчитывает рублевые фиксинги по ряду валютных пар, сделки осуществляются в режиме двойного встречного аукциона. В среднем за период 2010-2018 гг. сделки спот составляют 34,7% общего объема валютных торгов (см. табл. 1).
Таблица 1 – Итоги торгов на валютном рынке, млрд. руб.[48]
Период |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Валютный рынок, всего |
95 999 |
79 519 |
87 015 |
116 980 |
156 016 |
228 546 |
310 837 |
329 954 |
347 671 |
Сделки спот |
37 353 |
37 571 |
47 092 |
61 543 |
57 297 |
77 798 |
103 335 |
107 169 |
78 380 |
Сделки своп |
58 646 |
41 948 |
39 923 |
55 436 |
98 720 |
150 748 |
207 502 |
222 785 |
269 291 |
Наиболее популярной валютной парой является пара долл. США/руб., в 2018 г. в спот-сделках торги этой парой составили 87,1% объема, а в сделках своп – 80,8%[49].
Основными инструментами организованного срочного валютного рынка являются производные финансовые инструменты, в том числе фьючерсы и опционы (см. табл. 2).
Таблица 2 – Фьючерсы и опционы как валютный инструмент[50]
Период |
2015 |
% |
2016 |
% |
2017 |
% |
2018 |
% |
Общее количество фьючерсов |
55 566 |
100 |
90 231 |
100 |
109 489 |
100 |
77 624 |
100 |
в том числе валютные фьючерсы |
29 404 |
53 |
62 478 |
69 |
64 561 |
59 |
39 460 |
51 |
Общее количество опционов |
5 749 |
100 |
3 482 |
100 |
5 782 |
100 |
6 873 |
100 |
В том числе валютные опционы |
2 043 |
36 |
1 412 |
41 |
2 119 |
37 |
2 184 |
32 |
Фьючерсы как валютный инструмент на срочном рынке являются наиболее популярным финансовым инструментом в течение последних четырех лет и занимают 58% рынка фьючерсов и 55% от общего объема торгов срочного рынка. Рассматривая опционы можно заметить, что хоть они как валютный инструмент занимают 36,5% общего количества опционов, на срочном рынке они занимают всего 2% от общего объема (см. табл. 3).
Таблица 3 – Доли опционов и фьючерсов на срочном рынке РФ[51]
Период |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Среднее значение |
Доля валютных фьючерсов от общего числа сделок |
48% |
67% |
56% |
51% |
55% |
Доля валютных опционов от общего числа сделок |
3% |
2% |
2% |
3% |
2% |
Если рассматривать показатель цен, то можно выделить цену сделки на бирже на конкретную дату – 11 октября (см. табл. 4).