Файл: Понятие социального обеспечения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Система и понятие социального обеспечения
1.2 Правовые основы принципов социального обеспечения
2.1 Оценочные понятия в праве социального обеспечения
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И ШВЕЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальное обеспечение всегда являлось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием человека и неработающего слоя населения. Социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае если произойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общества[1].
Изучением социального обеспечения занимались Н.А. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, В.С. Андреев, Р.И. Иванова, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин и другие.
Целью данной работы является исследование понятия социального обеспечения, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты системы социального обеспечения;
- изучить современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития системы социального обеспечения;
- сравнение систем государственного социального обеспечения в России и Швеции.
Объект исследования – социальное обеспечение.
Предмет исследования – понятие социального обеспечения.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права социального обеспечения, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Система и понятие социального обеспечения
Дурденевский В. рассматривал социальное обеспечение как деятельность государства, которая направлена на устранение социальных опасностей, которые угрожают уровню и развитию различных слоев общества, путем предоставления им социальной или денежной помощи.
Андреев В.С. называл проводимую государством или поддерживаемую им совокупность определенных социальноэкономических по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по предоставлению социального обслуживания детям, медицинскому обслуживанию.
По мнению Р.И. Ивановой, социальное обеспечение - «это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей больных, стариков, иждивенцев, детей, безработных, всех членов общества с целью охраны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые создаются в обществе».
Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретноисторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: объективные осознания, которые вызывают потребность в особом механизме социального обеспечения, которое направлено на поддержание или предоставление необходимых условий жизнедеятельности; особые фонды - источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепленные правила предоставления социального обеспечения.
Выделяют некоторое количество критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.
Первый критерий - источник финансирований. На сегодняшний день финансирование социального обеспечения происходит благодаря внебюд-жетным фондам:
Фонда социального страхования, Пенсионного Фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, а также бюджетов различных уровней.
Второй критерий - круг лиц, которые подлежат обеспечению. Социальное обеспечение за счет общества предназначено не для всех граждан, так установлено государством. Это обеспечение осуществляется для определенной категории граждан, прописанной в законе. В настоящее время таковыми являются: дети; семьи, которые имеют детей; ветераны войны и труда; нетрудоспособные (инвалидность, старость, ); беременные женщины; лица, которые потеряли кормильца; безработные граждане; люди, пострадавшие от радиации; лица награжденные медалями, орденами и прочими государственными наградами; беженцы и переселенцы.
Третий критерий - условия, по которым предоставляется обеспечение. Право на предоставление государством определенного вида обеспечения для определенной группы вышеперечисленных лиц возникает только при наступлении определенных обстоятельств, которые определены в законе (смерть, рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста и другое)[2].
Четвертый критерий - цель предоставления обеспечения. Основной целью определенного вида обеспечения является выравнивание социального положения человека с остальным обществом.
Таким образом, под социальным обеспечением на сегодняшний день понимается форма выражения социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенной категории лиц из средств бюджетов и специальных государственных фондов.
Сущность социального обеспечения более отчетливо выражается в его функциях: политической, экономической, демографической, реабилитационной и профилактической.
Экономическая функция социального обеспечения основывается на замещение заработка (содержание, доход), который утрачен из-за нетрудоспособности, возраста или потери кормильца, частичном возмещении расходов при возникновении определенного жизненного обстоятельства, а также оказание денежной помощи малоимущим лицам. Источником финансирования в этом случае служат государственные внебюджетные фонды социального страхования, образованные по территориальным принципам. В роли таких фондов выступают: пенсионные, социального страхования, обязательного медицинского страхования, благотворительного народного фонда социальной поддержки[3].
Политическая функция социального обеспечения позволяет поддерживать социальную стабильность в обществе, в котором ярко выражены различия в материальном обеспечении разных слоев населения.
Демографическая функция, как правило, стимулирует воспроизводство народонаселения, которое необходимо для успешного развития государства.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление статуса в обществе нетрудоспособных граждан и прочей социально слабой группы населения, который позволяет чувствовать себя полноценным членом общества[4].
Профилактическая функция заключается в предотвращении и возникновении определенных социально-рисковых ситуаций (несчастные случаи).
В нашей стране из-за появления экономической нестабильности, инфляции, роста числа безработных, обнищания, расслоения общества, роста переселенцев и беженцев, лиц без определенного места жительства очень остро стоит проблема социального обеспечения. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть систему права социального обеспечения.
Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. В обязанность государства входит их соблюдение и защита. Право на социальное обеспечение раскрывается в определенных статьях Конституции РФ.
В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее деление на подотрасли, институты и субинституты.
Система права социального обеспечения делится на 2 части: общую и особенную[5].
Общая часть включает в себя: нормы, которые закрепляют права человека в области социального обеспечения; нормы, которые разграничивают компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения; нормы - принципы; нормы, которые устанавливают виды социальных рисков.
Особенная часть состоит из: норм, которые регулируют предоставление пенсий; норм, которые регулируют предоставление пособий и прочих социальных выплат; норм, которые регулируют предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг; норм, которые регулируют предоставление бесплатной медицинской помощи.
В общую часть входят институты, которые содержат положения, обслуживающие особенную часть. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения[6].
Общая часть состоит из таких институтов, как: субъекты права соци-ального обеспечения; основания обеспечения и его виды; принципы права социального обеспечения.
Особенная часть состоит из институтов, которые имеют самостоятельный объект регулирования. К ним относят: трудовой стаж; пенсии; компенсационные выплаты; пособия; медицинская помощь и лечение; социальное обслуживание; различные льготы.
Каждый из институтов делится на определенные субинституты[7].
Подводя итог данной работы, можно отметить, что под социальным обеспечением на данный момент нужно понимать форму выражения соци-альной политики государства, которая необходима для поддержания определенной категории лиц, нуждающихся в материальной помощи. Финансирование таких граждан осуществляется за счет денежных средств, находящихся в распоряжении государства и имеющих целевое назначение.
1.2 Правовые основы принципов социального
обеспечения
Совокупность принципов права имеет достаточно большое значение для отраслей и институтов, которые определяют саму сущность любой сферы общественных отношений.
На сегодняшний день в научной литературе достаточно большое количество определений принципов. Рассмотрим некоторые:
- Даль В.И. говорит о том, что «принципы это научное или нравственное начало, основание, правило или основа от которой не отступают»[8];
- словарь Ожегова трактует принципы как «основное исходное положение какой-нибудь теории, мировоззрения или теоретической программы»[9];
- Алексеев С. С. рассматривает принципы права как «выраженные в праве исходные начала, которые характеризуют его содержание, основы которые закреплены в общественной жизни[10].
На основании выделения некоторых дефиниций, которые были приведены выше, можно выделить основные черты. Принципы права раскрывают сущность права и определяют место в обществе. В связи с чем можно сказать, что принципы права-это руководящие начала, которые определяют место права в обществе и создают правовые направления любой сферы общественных отношений[11].
Основой регулирования социально-обеспечительных отношений являются принципы права социального обеспечения. Под принципами права социального обеспечения следует понимать законодательно закрепленные начала, которые выражают деятельность государства в вопросах касающихся социального обеспечения.
По нашему мнению, данные принципы должны отражать всю сущность социального обеспечения. К сожалению в действующем законодательстве РФ само определение «социальное обеспечение» отсутствует. В научной литературе существуют разные мнения по поводу данной категории.
Так Андреев В.С. считал, что социальное обеспечение это совокупность социально определенных мероприятий, которые связаны с обеспечением граждан при нетрудоспособности, достижения старости, обеспечением медицинского обслуживания, заботой о матери и ребенке и других. Буянова М.О. под социальным обеспечением понимает форму выражения социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета. Ржаницына Л. определяет социальное обеспечение как распределение пенсий, пособий и представления социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан.
Таким образом можно сказать, что социальное обеспечение-это политика государства, которая направлена на обеспечение определенных слоев населения, в организационноправовых формах, которые закреплены в правовых актах с целью компенсации последствий наступления трудной жизненной ситуации за счет бюджетных и внебюджетных организаций государственных фондов.