Файл: Понятие социального обеспечения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

  • протезно-ортопедическую помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

  • льготы и преимущества инвалидам[23].

И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система социальных служб включает: государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг[24].

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности, и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования, включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

  • принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
  • принципа опоры на общественное участие:
  • принципа территориальности:
  • принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения, совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.


На данный момент, возраст выхода на пенсию в Российской Федерации составляет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Обязательное медицинское страхование в России включает в себя:

Базовую программу ОМС - в её рамках оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую. Субъектами РФ так же гарантируется дополнительная бесплатная медицинская помощь.

Жителя РФ предоставляется за счёт средств бюджета России следующие виды медицинской помощи:

  • скорая медицинская помощь;
  • амбулаторно-поликлиническая помощь;
  • оказание дорогостоящих видов медицинской помощи;
  • льготное лекарственное обеспечение и протезирование;
  • вакцино-профилактика;
  • проведение профилактических флюрографических обследований в целях раннего выявления заболевания туберкулезом;
  • медицинская помощь при врожденных аномалиях.

Пособия в Российской Федерации:

  • пособие по временной нетрудоспособности
  • пособие по безработице

Детские пособия, сюда можно отнести: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, ежемесячное пособие на ребенка, установленное в субъекте РФ, материнский капитал, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего.

Социальное обеспечение в Швеции формировалось под сильным влиянием социал-демократической партии, которая правила почти весь 20 век и продолжает править до сих пор. Неудивительно, что в этой стране сформировалась система, претендующая на звание лучшей. Именно Швеция, под влиянием левых идей, стала образцом «государства социального благоденствия». Но издержками такой системы стали высокие налоги, бремя которых падает, прежде всего, на наиболее зажиточные слои населения. Но с другой стороны, всё это действует по принципу «солидарности работника и работодателя», и активной роли профсоюзов.

Все постоянно проживающие в Швеции (шведской и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального страхования.

Сама система Швеции включает в себя: пенсионное обеспечение, медицинское, стоматологическое, пособие родителям, пособие по болезни.

Медицинские услуги в Швеции оплачиваются конторой социального страхования, а сам пациент, оплачивает лишь консультацию. Однако, это распространяется только на тех лиц, которые живут в городе, в котором они будут получать медицинские услуги. Максимальный срок оплачиваемого лечения - до 2 лет. Так же, лицо имеет право на компенсацию дорожных расходов[25].


Стоматологическая помощь идёт отдельно, по закону данные услуги осуществляются бесплатно до 20 лет. То есть для детей и молодежи. Если же лицо старше, то оно платит 60% от суммы, если она не превышает 3000 крон. 25%, если выше.

Пособия по болезни выплачиваются за потерю дохода, если это случилось из-за болезни или травмы. Сама сумма, должна составлять 90% от дохода физического лица, а также облагается налогом, как и другие формы доходов. Если же лицо пребывает в больнице, то пособие сокращается.

При рождении ребенка система страхования родителей обеспечивает пособие для них в течении 12 месяцев. За рождение отдельно полагается пособие по материнству. После рождения ребенка, родители сами определяют, как поделить 12-месячный оплачиваемый отпуск между собой. Стоит ещё указать, что отцы имеют право отсутствовать на работе в течении 10 дней после рождения ребенка с получением пособия родителям, даже если мать получает аналогичное пособие.

Если ребёнок не достиг 12-ти лет, родители имеют право на получение пособия по уходу за ребёнком. Когда родитель сопровождает своего ребёнка, то он так же получает пособие. Каждый родитель имеет право на пособие по болезни сроком до 60 дней в год на каждого ребёнка. Родители, имеющие ребёнка в возрасте до 8 лет, могут так же сократить продолжительность своего рабочего дня с 8 до 6 часов с соответствующим снижением зарплаты.

Система национальных пенсий включает в себя:

1 .Народную (основную)

  1. Дополнительную (трудовую)

Э.Частичную пенсию (неполную)

Выплаты каждый день индексируются, пенсионный возраст одинаковый для мужчин и женщин.

Народная и дополнительная пенсия включает три формы: по старости, по инвалидности и семейные, выплачиваемые в связи со смертью кормильца. Один человек может получать одновременно несколько пенсий.

Пенсия по старости на одного человека выплачивается в размере 96% базовой суммы, а для мужа и жены 157% на двоих. Размер народных пенсий по старости весьма низкий, поэтому имеющий только основную пенсию, получает так же коммунальную жилищную субсидию[26].

Для получения полной пенсии, надо проработать 30 лет, а для неполной, минимум 3 года. При меньшем стаже размер пенсии сокращается на 1/30 за каждый.

Если человек в возрасте до 16 лет и старше теряет половину трудоспособности из-за болезни, по инвалидности или умственной отсталости до пенсионного возраста, то он получает пенсию по инвалидности. При возможном улучшении здоровья выдается временная пенсия по инвалидности. Пенсия по полной инвалидности равна пенсии по старости.


Таблица 2

Сравнительная характеристика двух систем

Критерий

Шведская модель

Российская модель

Налоговая

система

Прогрессивная шкала налогообложения

Плоская шкала налогообложения

41 % - государственный и муниципальный подоходный налог (физические лица) с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридические лица - с прибыли от хозяйственной деятельности); 24 % - налог на добавленную стоимость; 21 % налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);

3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность); 10,5 % - прочие налоги.

35% - процентные доходы по вкладам в банках, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств, страховые выплаты по договорам добровольного страхования, стоимость выигрышей и призов сверх установленных норм;

30% - все доходы нерезидентов;

15% - дивиденды, полученные от российских организаций нерезидентами РФ;

13 % - основные доходы (работа по найму, договоры подряда, сдача в аренду жилья); 9 %

- дивиденды, полученные налоговыми резидентами.

Здравоохранение

Государственное здравоохранение (95%).

Средняя продолжительность жизни в Швеции является одной из самых высоких в Европе и с каждым годом растет. На сегодняшний день она составляет 83,5 года у женщин и 78,8лет у мужчин.

В начале 90-х введена система обязательного медицинского страхования.

Средняя продолжительность жизни в России составляет 69,83 года. Продолжительность жизни мужчин — 62 года, женщин — 75,6 лет

Образование

Обучение бесплатно, как в школе, так и в университете.

Бесплатное обучение в школе. Университеты - конкурс на ограниченное количество бюджетных мест, а на некоторых специальностях и вовсе только контрактные места.

Пенсионное

обеспечение

Пенсии делятся на два основных типа. Первый - гарантированная базовая пен­сия, выплачиваемая с 65 лет тем, кто жил в Швеции в течение определенного периода, но не сформировал достаточного объема пенсионных прав. Второй - пенсия, зависящая от ранее уплаченных взносов и выплачиваемая на основе распределительных и накопительных принципов. Пенсионер вправе получать пенсию только одного типа, что отличает шведскую модель от Российской модели.

В соответствии с пенсионной реформой 2010 года, трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности.


Главный источник финансирования (свыше 40%) – взносы предпринимателей, исчисляемый с суммы фонда заработной платы. Лица, работающие не по найму, платят взносы в размере 32,5% дохода. Государственное страхование по болезни финансируется взносами предпринимателей, государственными субсидиями и взносами самостоятельных работников, государство платит 15%, а остальная часть приходится на предпринимателей. Расходы на выплату народных пенсий финансируются государством через налоговые поступления.

Если человек не охвачен какой-либо системой страхования или пособия недостаточно большие, то он может получать общественную помощь. В законе «О социальных услугах» говорится, что коммуны (административно-территориальный субъект) несут ответственность за людей, проживающих в рамках их границ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

1. Под социальным обеспече­нием на данный момент нужно понимать форму выражения соци-альной политики государства, которая необходима для под­держания определенной категории лиц, нуждающихся в материальной помощи. Финансирование таких граждан осуществ­ляется за счет денежных средств, находя­щихся в распоряжении государства и имеющих целевое назначение.

2. На наш взгляд, к фундаментальным принципам права социального обеспечения следует отнести всеобщность социального обеспечения, доступность в реализации права на социальное обеспечение, гарантированность в праве на социальное обеспечение, дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, ориентация на достойный уровень жизни.

3. Следует избегать массового использования оценочных понятий в праве социального обеспечения, а стремиться лишь к юридически обоснованному использованию данных понятий. Иначе возникает риск создания правовой неопределенности, которая в свою очередь исключает приведенные выше положительные качества оценочных понятий. Помимо этого, при толковании оценочных понятий, использованных законодателем в юридических нормах правоприменитель должен строго руководствоваться принципами права, чтобы избежать возникновения отрицательных тенденций в виде произвольности и субъективизма их толкования.

4. Единство правового воздействия на отношения по социальному обеспечению граждан предопределяет законодательное установление понятийного аппарата отрасли, принципов, целей и задач правового регулирования в указанной сфере в соответствующих законодательных актах.