Файл: Понятие социального обеспечения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Система и понятие социального обеспечения
1.2 Правовые основы принципов социального обеспечения
2.1 Оценочные понятия в праве социального обеспечения
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И ШВЕЦИИ
Большинство правовых норм, предусматривающих единство правового регулирования отношений касаемо социального обеспечения граждан, входят в состав общей части права социального обеспечения.
Законодательные акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению граждан, включают в себя раздел, посвященный наиболее важным, используемым в них понятиям, а это существенно облегчает правоприменительную деятельность и упорядочивает нормотворчество. Соответствующие положения есть в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», а также в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[16].
Анализ Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», свидетельствует о том, что понятийный аппарат законодательства об обязательном социальном страховании является полным и развернутым[17]. Данные правовые акты регулируют также отношения по государственному социальному обеспечению.
Не всегда устоявшейся терминологии бывает достаточно, а потому пробелы среди норм-дефиниций в законодательстве о социальном обеспечении нуждаются в восполнении, поскольку формирование понятийного аппарата права социального обеспечения представляется чрезвычайно важным для достижения единства правового регулирования соответствующих отношений. Проиллюстрируем это на примере понятий, которые характеризуют виды социального обеспечения.
Таблица 1
Определения понятия «обеспечение по социальному страхованию», согласно действующего законодательства
Вид страхового обеспечения |
Содержание определения |
Обеспечение по обязательному социальному страхованию |
Исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 3 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования») |
Обязательное страховое обеспечение по пенсионному страхованию |
Исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (статья 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») |
Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию |
Исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации (статья 3 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») |
Обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных законом (статья 1.2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством») |
Обеспечение по |
Страховое возмещение вреда, причиненного в результате |
страхованию профессиональных рисков |
наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (статья 3 указанного Закона) |
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, отражены в преамбуле Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что единство правового воздействия на отношения по социальному обеспечению граждан предполагает законодательное установление понятийного аппарата отрасли, целей и задач, принципов правового регулирования в указанной сфере в соответствующих законодательных актах.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлен перечень категорий граждан, которым может быть предоставлена государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг[18]. Данный перечень сформулирован как исчерпывающий. Как известно, в указанной статье предусмотрено 9 категорий граждан - возможных получателей набора социальных услуг. В статье 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указана еще одна категория получателей набора социальных услуг - это лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
Так или иначе, социальное обеспечение, касается подавляющего большинства граждан Российской Федерации. Среди проблем современной системы социального обеспечения можно выделить: несовершенство нынешнего пенсионного законодательства; низкий уровень социальных пособий, особенно на детей, и ужесточение условий их предоставления; непоследовательное развитие законодательства о социальной защите инвалидов и других субъектов права социального обеспечения. Приведем отдельные примеры. С 5 до 15 лет увеличена продолжительность страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по старости. Введено дополнительное условие приобретения права на эту пенсию - наличие не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента. Изменены механизмы индексации пенсий и их перерасчета работающим пенсионерам. Постоянные трансформации системы пенсионного обеспечения привели к тому, что население не знает о требованиях законодательства, не верит в его эффективность, осознанно уклоняется от страховых платежей; соответственно, увеличивается неформальная занятость[19]. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет теперь исчисляются не из фактически утраченного застрахованными заработка, а из заработка, полученного в течение двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая, что серьезно снижает их размер.
Разновекторность публичного и частного интересов являются одной из главных проблем функционирования социальной сферы. Если частный интерес, интерес гражданина заключается в надлежащем по объему и качеству удовлетворении социальных потребностей, то государство исходит из необходимости поддержания финансовой стабильности, что в условиях кризисных явлений в экономике влечет сокращение государственных расходов[20]. Как известно любые дестабилизирующие экономические факторы ведут к сокращению расходов на социальные программы, а стабильность экономики и достаточность бюджетных средств обусловливают выравнивание социальной политики, введение новых инструментов, нацеленных на удовлетворение потребностей граждан и полноценную реализацию их социальных прав. Поиск точек пересечения публичного и частного интересов усложняется не только зачастую антагонистической направленностью этих интересов, но и трудностями, связанными с отсутствием в социуме готовности к адекватному восприятию любых значимых преобразований в данной сфере, недостаточной развитостью институциональных элементов общества, вовлекаемых в модернизационные процессы.
Конституционные требования, предъявляемые к социальным правам граждан Российской Федерации, зачастую игнорируются как законодательными и исполнительными, так и судебными ветвями власти. Отметим, что темпы беспрецедентного снижения роли законодательства о социальном обеспечении в удовлетворении материальных потребностей нуждающихся в нем граждан несколько сдерживаются лишь наличием его конституционных рамок.
Социальная защита граждан Российской Федерации в 2018 году реализуется по- разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Помощь, положенная оказавшимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена также для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы. На сегодняшний день лица пожилого возраста являются самой многочисленной категорией получателей различных видов социального обеспечения, на которую приходится большая часть расходов государства в социальной сфере. Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового сервиса на дому.
Итак, социальная защита в Российской Федерации в текущем 2018 году нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Важнейшими задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.
Социальная сфера, затрагивающая насущные интересы каждого гражданина и направленной на удовлетворение его основных потребностей, обусловливает необходимость тщательной проработки мер, предпринимаемых государством в целях совершенствования социальной политики. Тут важен не только экономический результат, но и социальный эффект, а именно, удовлетворение на необходимом уровне и в достаточном качестве потребностей граждан[21]. Любое даже минимальное снижение качества и уровня удовлетворенности социальных потребностей негативно сказывается на общем настроении в обществе, протестных акций, ведет к появлению социальных конфликтов, усложняет демографическую ситуацию и в итоге может привести к дестабилизации в государстве в целом. Поэтому для социального обеспечения первостепенное значение имеют включение в круг лиц, имеющих на него право, всех категорий граждан, объективно в нем нуждающихся, а также уровень удовлетворения их насущных потребностей.
В настоящее время сложно говорить о наличии единства теоретических представлений о будущем социального обеспечения. Существуют две противоположные концепции его развития: либеральная и социальная. Согласно первой увеличение социальных гарантий никогда не может опережать экономический рост; бюджетные средства должны направляться на социальное обеспечение лишь граждан, признанных нуждающимися и не имеющих иных источников содержания; в основе защиты от социальных рисков должно быть индивидуальное накопление ресурсов.
Таким образом, единство правового воздействия на отношения по социальному обеспечению граждан предопределяет законодательное установление понятийного аппарата отрасли, принципов, целей и задач правового регулирования в указанной сфере в соответствующих законодательных актах.
По нашему мнению, то, насколько полно осуществляется учет факторов социального риска с точки зрения прогнозирования их влияния на появление социально-рисковых ситуаций и масштаб их последствий, во многом определяет эффективность системы социального обеспечения.
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И ШВЕЦИИ
Вполне очевидно, что для рассмотрения двух систем государственного страхования, необходимо ввести предикат и обозначить, что конкретно подразумевается под социальным страхованием. Так же, чтобы в дальнейшем избежать семантических проблем и тавтологии, необходимо представить понятия: «социальное страхование», «социальное обеспечение» и «социальная защита».
Социальное страхование - система мер со стороны государства, а также, частных фирм, которые направлены на обеспечение и реализацию материальной поддержки при наступлении ряда факторов, которые выводят лицо из экономической деятельности: старость, безработица, инвалидность и т.д[22].
Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ, ст. 7 которой провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий: пенсия по государственному пенсионному обеспечению и трудовая пенсия.
Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социальноэкономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.
Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):