Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хорошим способом преодоления проблем считается переключение на другие аспекты жизни. В период стресса человек, не верит в то, что может быть лучше в жизни, всё что, его ждёт тоже будет плохо и негативно. Но психологи в таком случае, рекомендуют

Переключиться на другие аспекты жизни. Во время переживаний человек поглощен негативными мыслями; ему кажется, что в будущем его ничего хорошего не ждет. На самом деле, возможность отпустить свои переживания дарует человеку чувство обновле­ния, духовного преображения, возможности изменения к лучшему. Необходимо проявлять свои эмоции, чувства, плакать, смеяться, если хочется. Рекомендуется уравновесить работу и отдых.и конечно же побольше полдожительных эмоций.

Список использованных источников

Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006.

Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. - СПб.: Алетейя, 2003.

Гудкова, В. Роль ценностей как копинг–ресурсов при выборе копинг–стратегий / В. Гудкова // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: – http://www.sfga.ru/life.asp. – Дата доступа: 11.07.2013.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2005. – 336 с.

Кондратьева, М.В. Совладание как основа конструктивного поведения личности / М.В. Кондратьева // Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки, Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. - 168 с.

Копинг // Академия [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/269329. – Дата доступа: 19.10.2013.

Копинг-поведение подходы // Путиводитель [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://putevodpav.narod.ru/index.files/ page0059.htm. – Дата доступа: 21.09.2013.

Крюкова, T.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психол. журнал. - 2005. - Т. 26. - № 2. – С. 5 - 15.

Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2004.

Крюкова, Т.Л. человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2008. - том 29. - № 2. - С. 88 - 95.

Куфтяк, Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Дисс.... канд. психол. наук / Е.В. Куфтян. - Кострома, 2004.

Магун, В. С. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда/ В.С. Магун // Социологические исследования. - №9, 1993. - С. 73 - 83.

Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляци / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 2001.

Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

Сапоровская, М.В. Межпоколенное наследование совладающего поведения в семье / М.В. Сапоровская // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2007. - С. 409-411.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – 672 с.

Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с.


Приложение А

Методика для определения чувствительности к кризису (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников)

Инструкция. Прочтите утверждения и выберите один из трех вариантов ответа, наиболее подходящий для вас.Д − да, я согласен; В − возможно, я не уверен; Н − нет, я не согласен.

Текст опросника

  1. Вряд ли стоит слишком усердно трудиться на своем рабочем месте, поскольку в большинстве случаев другие люди пользуются плодами моего труда.
  2. Я люблю, когда случается что−нибудь неожиданное, нарушающее привычную обыденность рабочего дня.
  3. Если кто−либо в руководстве принял решение, то мало что можешь изменить в нем.

4. Я считаю, что большинство моих несчастий случилось из−за ошибок, которые я сделал.

  1. Жизнь − это интересное приключение.
  2. Я очень сильно огорчаюсь, если другие люди сердятся на меня.
  3. Если кто−то имеет что−нибудь против вас, нет смысла пытаться разубеждать его.
  4. Каждая проблема имеет решение.
  5. Меня нередко подводят люди, которым, по моему мнению, я мог доверять.
  6. Большинство проблем решается сами собой, если не обращать на них внимания.
  7. Люди могут избежать трудностей, планируя свою жизнь.
  8. Мне кажется, что люди, как правило, не испытывают чувства благодарности за то, что для них делается.
  9. У вас всегда есть свобода выбора, даже в трудных ситуациях.
  10. Я с удовольствием слушаю других людей и узнаю об их опыте.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов осуществляется в соответствии с ключами.

Ключи

Для утверждений:

2,5,8,11,12,14,15 Д = 0 баллов, В = 1 балл, Н = 2 балла.

1,3,4,6,7,9,10,13 Д=2 балла, В = 1 балл, Н = 0 баллов.

Оценка результатов. Сложите баллы. Если вы набрали:

  • меньше 5 баллов, то вы исключительно устойчивы к действию стресса при кризисе;
  • от 5 до 10 баллов, то вам удается справляться с большинством кризисов успешно;
  • от 11 до 15 баллов, то временами вы обнаруживаете высокую чувствительность к стрессу, который может привести к кризису;
  • более 15 баллов, то, скорее всего, вы очень чувствительны к действию кризиса.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика для оценки стратегий и моделей преодолевающего поведения (Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.)

Испытуемым предлагается оценить по 5−балльной шкале особенности своего поведения в сложных (стрессовых) ситуациях. Выдается бланк для ответов и опросчик с инструкцией.

Лист для ответов


Фамилия, имя, отчество________________________

Возраст______________________________________

В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте баллы, которые соответствуют вашей оценке.

  1. − нет, это совсем не верно.
  2. − скорее нет, чем да.
  3. − не знаю.
  4. − скорее да (чаще да).
  5. − да, совершенно верно.

1

10

19

28

37

46

2

11

20

29

38

47

3

12

21

30

39

48

4

13

22

31

40

49

5

14

23

32

41

50

6

15

24

33

42

51

7

16

25

34

43

52

8

17

26

35

44

53

9

18

27

36

45

54

Обработка и интерпретация результатов

В соответствии с «ключом» подсчитывается сумма баллов по каждой строке, которая отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в сложной (стрессогенной) ситуации.

Ключ

Субшкала

Номера утверждений

Ассертивные действия

1,10,19,28*, 37,46*

Вступление в социальный контакт

2, 11,20,29,38,47

Поиск социальной поддержки

3,12,21,30,39,48

Осторожные действия

4,13,22,31,40,49

Импульсивные действия

5, 14,23,32,41,50*

Избегание

6,15,24,33,42,51

Непрямые действия

7,16,25,34,43,52

Асоциальные действия

8, 17, 26, 35, 44, 53

Агрессивные действия

9,18,27,36,45,54 '

* Подсчитывается в обратном порядке.

Для интерпретации индивидуальных особенностей преодолевающего поведения данные конкретного реципиента могут быть сопоставлены с данными, представленными в таблице.

Стратегии преодоления

Модель поведения (действия)

Степень выраженности преодолевающих моделей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Активная

Просоциальная

Просоциальная

Пассивная

Прямая

Пассивная

Непрямая

Асоциальная Агрессивная

Ассертивные действия

Вступление в социальный контакт

Поиск социальной поддержки

Осторожные действия

Импульсивные действия

Избегание

Манипулятивные действия

Агрессивные действия

6−17

6−21

6−20

6−17

6−17

6−13

6−16

6−14

6−13

18−22

22−25

21−24

18−23

16−19

14−17

18−23

15−19

14−18

23−30

26−30

25−30

24−30

20−30

18−30

24−30

20−30

19−30


Другой способ интерпретации индивидуальных данных основывается на анализе индивидуального «портрета» моделей преодолевающего поведения. Для этого для наглядности может быть построена круговая диаграмма, отражающая степень выраженности (предпочтения) каждой из 9 моделей поведения у конкретного лица. По его индивидуальным данным рассчитывается доля (в %) каждой модели поведения относительно всех 9 субшкал по формуле: M(%) = (Nn *100) :S, где N−числовое значение, полученное по каждой субшкале(N=1 ... 9), S − сумма показателей всех 9 субшкал (рис. 1).

Согласно концепции Хобфолла, данные модели преодолевающего поведения характеризуют три пересекающиеся координатные оси (направления и индивидуальную активность) преодолевающего поведения личности в ситуациях проблемного общения в системе «человек−человек». Стратегическое направление преодолевающего поведения в содержательном плане должно описываться посредством минимум трех координат: ось просоциальной−асоциальной стратегии, ось активности−пассивности, ось прямое−непрямое (манипулятивное) поведение.

В зависимости от степени конструктивности стратегии и модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления профессиональных стрессов, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта общения и труда.

«Здоровое» преодоление (копинг) является и активным, и просоциальным (Adler, 1939; Erickson, 1968; Sullivan, 1953). Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека (Hobfoll&Lerman, 1989).

Рис.1

Инструкция. Вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях.

Для этого на листе ответов поставьте цифру от 1 до 5, которая наиболее соответствует вашим действиям. Если утверждение полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ − да, совершенно верно). Если утверждение совсем не подходит к вам, тогда поставьте 1 (ответ−нет, это совсем не так).

  1. − нет, это совсем не так.
  2. − скорее нет, чем да.
  3. − затрудняюсь ответить.
  4. − скорее да, чем нет.
  5. − да, совершенно верно.

Текст опросника

  1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.
  2. Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.
  3. Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении.
  4. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).
  5. Вы полагаетесь на свою интуицию.
  6. Как правило, вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.
  7. Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим.
  8. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.
  9. Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете наломать немало дров.
  10. Когда кто−либо из близких поступает с вами несправедливо, вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что вы расстроены или обижены.
  11. Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.
  12. Не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.
  13. Без необходимости не выкладываетесь полностью, предпочитая экономить свои силы.
  14. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.
  15. Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.
  16. Для достижения своих целей вам часто приходится подыгрывать другим или подстраиваться под других людей (несколько кривить душой).
  17. В определенных ситуациях вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.
  18. Как правило, препятствия для решения ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.
  19. Вы считаете, что в сложной ситуации лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.
  20. Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как поступили бы в этом случае другие люди.
  21. В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.
  22. Считаете, что во всех случаях лучше «семь и более раз отмерить, прежде чем отрезать».
  23. Вы часто проигрываете из−за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.
  24. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе разрешится.
  25. Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на вас, но на самом деле вы − крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.
  26. Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.
  27. Вас можно назвать вспыльчивым человеком.
  28. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи−либо требования или просьбы.
  29. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.
  30. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями.
  31. Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».
  32. Ваша интуиция вас никогда не подводит.
  33. В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема «не стоит и выеденного яйца».
  34. Иногда вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).
  35. Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.
  36. Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем «тянуть кота за хвост».
  37. Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.
  38. Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.
  39. Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает вам в трудных ситуациях.
  40. В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.
  41. В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.
  42. По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия.
  43. Для достижения своих заветных целей не грех и немного полукавить.
  44. Ищете слабости других людей и используете их со своей выгодой.
  45. Грубость и глупость других людей часто приводят вас ярость (выводят вас из себя).
  46. Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или говорят комплименты.
  47. Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).
  48. Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.
  49. Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «Тише едешь, дальше будешь».
  50. Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.
  51. В конфликтных ситуациях предпочитаете найти какие−либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.