Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения
1.1 Определение понятия «копинг-поведение» (совладающее поведение)
1.2 Копинг-поведение, копинг-ресурсы и копинг-стратегии
1.3 Выбор стратегий копинг-поведения
2. Практические аспекты изучения копинг-поведения
2.1 Классификации копинг-стратегий и подходы к определению копинг-поведения
2.2 Закономерности и динамика совладающего поведения
2.3 Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида
Подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. п.; 3) совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение с автомобилями, бытовой техникой, повседневными oпасными моментами, которых мы успешно избегаем) [22].
В случае, если у представителей животного мира поведенческий протест на негативное воздействия среды проявляется преимущественно избеганием, уходом от ситуации которая угрожает жизни, агрессии, то у человека при преодолении стресса включаются когнитивные мыслительные процессы принятия адаптационного решения [14].
Лазарус и Фолькман выделяют также базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание».
Копинг-стратегия разрешения проблем отображает умение человека определять проблему и находить решения являющийся альтернативные, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Существуют некоторые половые и возрастные различия в особенностях сoциальной поддержки. В частности, мужчинам чаще необходима инструментальной поддержка, а женщинам как инструментальная, так и эмоциональная.
Молодым людям больше всего для социальной поддержки нужно обсуждать свои переживания с друзьями, приятилеми. В современном мире, всё чаще обсуждают свои проблемы в социальных сетях и переписках(рассказывать, делится) Пожилым людям ближе доверительные отношения, с близкими и родными, с людьми с которыми связывают тёплые и семейные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи, также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах [28].
Р.Лазарус по вoпрoсу совладания в угрожающей ситуации, выделил три типа стратегий: механизмы защиты. Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует [14].
Крoме этого, существует еще несколько подходов к определению стратегий совладания. Так, И.М.Никольская и Р.М.Грановская предлагают дифференцировать стратегии совладания на три группы: поведенческие, эмоциональные, познавательные. Первый тип означает разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами. Ко второму относится эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или с целью розыска социальной поддержки. Третий содержит в себе стратегии, которые позволяют нейтрализовать напряженность стресса, этому фактору содействует изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.
Л.И.Анциферова, основываясь на качественной конструктивности, выделяет следующие стратегии:
Преобразующие стратегии совладания. Определив решения о возможности положительного перемены условия, человек создает её равнo как задачу: напрвлен на установление окончательной и переходной миссии, планирует проект постановления, устанавливает методы свершения миссии, в некоторых случаях некто склоняется к «когнитивной репетиции». Конструктивно преобразующая стратегия жизни необязательно предполагает использование практических действий, их могут заменить вербальные формы реагирования, в случае, когда ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными, происходит перестройка содержательно-смысловой и энергетическо-динамической сферы сознания. Человек пытается выработать новую систему психической саморегуляции. Из числа преобразующих стратегий выделяют следующие техники: «сравнение идущее вниз», в этом случае человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более сложном положении. Примером такой техники можно назвать, сравнения человека со сломанной ногой в гипсе, с инвалидом, который никогда не сможет ходить. Техника «идущее вверх сравнение», где человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антипицирующее совладание» и «предвосхищение печали», позволяющие людям психологически подготовиться к возможным жизненным испытаниям. Примером такой техники можно назвать: «Да, я живу в деревне, и так и не перебрался в город, но зато здесь свежий воздух».
Приемы приспособления. К подобному виду приемов относят положительные истолкования, означающие то, что в незавидных и морально сложных переживаниях человек пытается найти хоть какие то оправдания в сложившейся ситуации, хоть какие то положительные стороны. Подобное ролевое поведение, когда скоро человек принимает на себя определенную роль и ведет себя в соответствии с этой ролью. Так как человек не идентифицирует себя с этой ролью, все допускаемые промашки он относит не к себе, а к выбранному персонажу. Подобная техника помогает конструктивно справляться с трудными переживаниями, где их основой становятся личностные свойства самого человека. Часто встречающейся формой приспособительного поведения нередко выступает идентификация личности с такими людьми которые являются более удачливыми, с сильными организациями и объединениями.
Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий. К похожим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванные, неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. К примеру, бегство в трудной ситуации, может осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме. Субъекты ухода – это индивиды, пережившие много разочарований и неудач. Будучи довольно способными, они отказываются от повышения интересных предложений на работе, от более высоких должностей. Избегание всех новый и не совсем понятных ситуаций становится их личностной особенностью. В некоторых жизненных вариантах уход может быть оправданной и конструктивной стратегией жизни. Но встречаются, случаи, когда человек фактически никак не имеет возможность изменить проблему, ни уйти от источника опасности и страданий, в подобных случаях индивид прибегает к фокусирующимся на эмоциях стратегиям – стратегиям психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями. Данные приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными стратегиями действия кроме того считаются: разные метод эмоционально охраны вплотную вплоть до вытеснения трудности с рассудки, нервное действия, чувственные срывы, необыкновенные действия, непонятные беспристрастными факторами, враждебные взаимодействия.
1.3 Выбор стратегий копинг-поведения
В преимущество методов совладания обладают воздействие персонально-психические характерные черты, к подобнымхарактер, степень тревожности, вид мышления характерные черты локуса контролирования, нацеленность нрава[22]. Промежуточный локус контролирования соединяется с огромным применением действующих, нацеленных в службу, стратегий. Экстраверсия и нейротизм также связаны с конкретными моделями преодоления, – высокая экстраверсия и низкий нейротизм предопределяют использование стратегий, которые считаются более эффективными. Индивиды с поведением типа «А» имеют тенденцию сообщать о более частом использовании активного преодоления стресса, планирования и подавления других видов активности, чем относящиеся к типу «В» [1]. Стиль реагирования даже у одного человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье.
Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью.
Проблема адаптации тесным образом связана с проблемой здоровья и болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности.
Своеобразным «срезом» процесса адаптации, который охватывает весь жизненный путь, который возникает от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях.. Сюда включается ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов: 1) соматический (телесный) - отношение к своей телесности (к состоянию своего здоровья, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям); 2) личностный (индивидуально-психологический) - отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам; 3) ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.
Стратегии действия считаются разными вариациями движения в приспособления к процессу адаптации и подразделяются на соматически-, личностно- и социально-ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы.
Если же жизненный путь, который, как известно, состоит из множества ситуаций, рассматривать в континууме здоровья/болезни, то окажется, что на полюсах этого континуума окажутся совершенно разные личности, т. е. имеются в виду в первую очередь различные системы ценностей, различный приоритет жизненных значимостей.
Если человек болеет, то наиболее важным для него являются ситуации, которые имеют отношение к его заболеванию, к причине по которой оно возникникло, течения болезни и исхода. Когда человек заболевает, то у человека круг остальных значимых переживаний резко сужается, всё так или иначе отходит на последний план. На полюсе «здоровье» для человека важны совсем другие ситуации, в первую очередь связанные с социальным, профессиональным статусом.
Удачное разрешение ситуации зависит не в последнюю очередь от степени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказываются результатом рассогласования между реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости. Поэтому успешность выбранного стиля реагирования связана и с тем, будет или нет, событие восприниматься как угрожающее.
Смещение по шкале производимой личностью оценки слева направо при анализе значимости конкретной ситуации говорит о необходимости перейти от эмоциональных переживаний к решительным действиям. Если стадия негативных переживаний затягивается, особенно когда стрессовое событие получает субъективно высокую оценку, то неизбежен нервный срыв, провоцирующий неуправляемую и неадекватную реакцию. В этом случае стресс грозит перейти в дистресс.
Стили реагирования считаются переходным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, к примеру, тревожности, эмоционального дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего стиля поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблемы [22].
Нахождение позитивных моментов в трагическом событии позволяет людям легче пережить его. Выделяется пять способов смягчения ситуации (на примере отношения к последствиям разбитого автомобиля): обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов («Зато теперь будем экономить на расходах по пользованию автомобилем»); сознательное сравнение с другими автомобилистами («Мы хоть не были виноваты в аварии...»); представление более трагических последствий ситуации («Мы ведь остались живы, а ведь могли погибнуть или стать инвалидами, а это всё просто наживное!»); попытки забыть о случившемся («О чем это вы? Кто такое сказал? Да мы уже и не вспоминаем»).
Стиль реагирования даже у одного и того же человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье.
Человек переживающий развод, человек борющийся с тяжёлой болезнью, все эти факторы обязательно накладывают отпечаток на стиль реагирования в процессе стресса или негативных эмоций.
Некоторые люди сразу же впадают в панику, не могут не есть не говорить, другой же человек заедает стресс и пытаются завести разговор даже с незнакомыми людьми. Всё зависит от множества факторов и причин возникновения, от темперамента человека, от его самооценки от роли его в жизни. Коппин поведение рассматривает пути выхода из ситуаций, поведение и причины развития.
Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях
Структурные компоненты: сигнальные системы |
Функциональные компоненты: фокус или направленность |
||
«Я» |
Проблема |
Другие люди |
|
Первосигнальный (эмоциональный по Лазарусу) |
1а изо всех сил пытаюсь забыть о случившемся |
1б вспоминаю время когда все было значительно лучше |
1в обращаюсь за помощью к другим людям |
Второсигнальный (рациональный по Лазарусу) |
2а занимаюсь чем-нибудь чтобы отвлечься |
2б предпочитаю подождать, пока со временем все разрешится само собой |
2в обращаюсь за эмоциональной поддержкой к родственникам и друзьям |
Первосигнальный (эмоциональный по Лазарусу) |
3а трудности только мобилизируют меня |
3б рассматриваю случившееся как новое испытание своих возможностей |
3в стараюсь посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаясь отыскать что-нибудь позитивное |
Второсигнальный (рациональный по Лазарусу) |
4а составляю план действий и преступаю к его выполнению |
4б думаю о случившемся и перебираю всевозможные варианты действий |
4в спрашиваю у того, кто уже имеет опыт, как нужно поступать в таких ситуациях |
В работе Лазаруса предложена типология защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения (таблица 1.1). В таблице указаны отдельные примеры пунктов (1а - 4в) опросника «Стиль поведения» Лазаруса.
Таблица 1.1 - Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях
К структурным компонентам относятся наиболее устойчивые базовые характеристики индивидуальности человека, такие, как первая и вторая сигнальная система, свойства нервной системы.