Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Совладающее поведение, или копинг, в современных психологических исследованиях это активное преобразующее поведения субъекта, которое помогает ему справиться с трудностями, встречающимися на жизненном пути, относящееся к жизнетворческим дарованиям личности или конструктивным силам.

В любой период жизни, при любых условиях, у человека может возникнуть стресс, некоторые люди умеют «фильтровать» ситуации, некоторые же, всё глубже и глубже «загоняют» себя в переживания.

Исходя из того, что механизмы совладания используются людьми осознанно и целенаправленно, совладающее поведение относится к факторам активности личности. Такие понятия называют дескриптором субъекта. Совладающее поведение связывают с развитием личности, благополучием, наличием ресурсов и адаптацией. Способности людей развивать собственные ресурсы, вырабатывая продуктивные навыки совладания, являются проявление зрелости взрослой личности.

Слабоизученным в настоящее время представляется совладеющее поведение личности, которая переживает сильный экстремальный стресс такие как потеря близких и родных людей, большое распространение тяжелых болезней, и вопрос «цены» жизненных приобретений при выживании в стрессе такого уровня. Поэтому тема настоящей работы представляется актуальной и общественно значимой.

Компетентная работа профессионалов, к примеру, крайнего профиля, объясняются воздействием значительного числа стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресспреодолевающее поведение и эффективность деятельности в экстремальных обстоятельствах.

Предполагается, в подобном случае то что деятельность работников аналогичных специальностей считается этапом, в каком, в различие с предшествующей существования, у лица обязано являться сформировано новейшее, особенное (надлежащее специальности) копинг-действия, дозволяющее результативно сражаться с стрессом каждый день, никак не подвластно с мощи стрессора, и правильно отвечать в многочисленные напряженные влияния. Копинг-поведение значит, что индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.

Целью данного исследования является изучение особенности копинг-поведения в профессиональной деятельности.


Задачами исследования являеся:

  1. Дать определение копинг-поведению.
  2. Описать классификации копинг-стратегий и подходы к определению копинг-поведения.
  3. Определить закономерности и динамику копинг-поведения личности.

Объект исследования: особенности копинг-поведения личности.

Предмет исследования: особенности копинг-поведения в профессиональной деятельности.

Практическая значимость изучения копинга и стратегий преодоления стрессовых ситуаций связана с тем, что в процессе их преодоления человек может приобрести новый опыт по овладению трудными жизненными ситуациями

Теоретическая база исследования. В современной психологии копинг-поведение, установлено рассматривать как рациональное поведение, которое осознанно, оно сконцентрировано на устранение стрессовой ситуации. Копинг-поведение зависит, по от трех факторов, таких как личность субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки, может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности.

В приложении к данной работе размещены методики, при помощи которых можно изучать особенности копинг-поведения личности. В Приложениях А – В

1. Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения

1.1 Определение понятия «копинг-поведение» (совладающее поведение)

В современной психологии проблема «совладающего поведения» является одной из наиболее привлекательных для исследователей. Как и ученые, так и обыватели интересуются, каким образом и какими способами человек может справлятся с ситуациями, событиями в своей жизни, и какие пути разрешения таких ситуаций. Этим объясняется предпочтение конкретными людями определенного способа совладания с трудностями, чем он руководствуется при выборе и реализации определенной стратегии преодолевающего поведения [11]

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. [33]. Первое упоминание термина «coping» было сделано Мерфи в 1962 г. в исследованиях направленных на способы преодоления ребёнком требований, которые выставляются кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой [28].


В одна тысяча девятсот шестдясят шестом году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [12]. Он определил копинг как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию [28].

D.Mechanik (1974) исходя из медико-социального нюанса рассмотрел копинг, в первую очередь, как значительный процесс в психосоциальной приспособляемости, которая обусловлена тремя компонентами. Такими как, способность и умение организма справлятся с социальными условиями и условиями окружающей среды, мотивация в отношении приспособления к условиям мотивирования окружающей среды и возможность или способность поддерживать психический баланс[5].

Копинг как термин был введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под «копингом» (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними [22].

В иностранной психологии изучение исследований действия в сложных моментах проводится в некоторых тенденциях. Например Лазарус и Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, объясняющих способы реагирования на жизненные трудности, превышающие их обычный адаптивный потенциал (авторы связывают копинги со стрессом) [11]. Сюда входят различные жизненные неприятности, критические ситуации, негативные события, кризисы, болезни, а также бедствия и катастрофы [5].

Коста и Маккрей делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Объяснение феноменов защиты и совладения связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса [26].

В отечественной психологии изучение проблем совладающего поведения дало начало не так давно. Отечественный подход к психологическому совладанию связан прежде всего с исследованиями поведения людей в трудных стрессовых ситуациях в работах таких исследователей, как, В. А. Бодров, P. M. Грановская, Л. А. Китаев-Смык, И. Г. Малкина-Пых, И. М. Никольская и др.


Согласно С. К. Нартовой-Бочавер, совладание – индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями.

Копинг-поведение – это такая форма поведения, которая показывает насколько человек в различных жизненных обстоятельствах умеет решать жизненные проблемы. Данное поведение, направлено на адаптацию к обстоятельствам и которое предполагает умение использовать специальные средства, направленые на преодоление эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность [11].

1.2 Копинг-поведение, копинг-ресурсы и копинг-стратегии

Людям присущи инстинкты преодоления, одной из форм которого считается поисковая активность, обеспечивающая роль эволюционно-программных стратегий в содействии субъекта с различными ситуациями.

Выраженность тех либо других способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности. Это означает, что чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он может справится с возникшими трудностями.

Согласно данному положению, преграды встречающиеся на жизненном пути человека имеют своим источником не только внешние, но и внутренние условия. Как защитные, так и совладающие стили реагирования тесно связаны с установками и переживаниями, отношением к себе и окружающим, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, эмоциональными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики [22].

В отечественной психологии совладающим поведением привычно называют осознанное рациональное поведение, которое направленно на устранение стрессовой ситуации. Такое поведение зависит от двух факторов, таких как личности субъекта и реальной ситуации, такое поведение чаще всего проявляется на поведенческом, эмоциональном, а так же познавательном уровнях функционирования личности. Главными функциями совладания считаются предоставление и поддержание внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого необходимо понимание ситуации и способов эффективного совладания с ней, также учитывается умение во время применить их в поведении.

Услoвием копинга является стрессовая ситуация и стресс, которое обосновывается состоянием человека, проявляющаяся как неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Подобная реакция возникает в ответ на неблагоприятные воздействия [29]. При этoм реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольными реакциями, называются реакции, которые базируются на индивидуальных отличиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют намеренного контроля [12].


Копинг является переменной, что находится в зависимости от трех причин, к таким причинам относятся личность субъекта, реальной ситуации и обстоятельств социальной поддержки. Психологической важностью копинга принято считать, что, для эффективной адаптации человека к требованиям ситуации, необходимо позволить ему овладеть ею, ослабить либо умерить данные запросы, попытаться избежать либо свыкнуться к ним и, таким образом, погасить стрессовое действие ситуации.

Копинг-поведение можно разделить на две функции. К таким поведениям относятся и фокусирование на проблеме, на разрушении стрессовой связи личности и среды и фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным дистрессов [29]. Две эти функции исполняются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение находится в зависимости от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего представляет важнейшую роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, сталкиваясь с трудностями. Oтсюда следует, то что основной задачей копинга яляется обеспечение и поддержание благополучия человека, как физического так и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Таким образом, копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека [14].

В психологии выделяются два вида когнитивной активности это— первичные и вторичные оценке.

Первичная оценка помогает людям в решении того, может ли считаться ли данная ситуация угрожающей или такую ситуацию можно отнести к ситуации изменения. Такая ситуация, не содержит в себе угрозы благополучию. Подобная оценка помогает сравнить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.

Вторичная оценка считается дополнением к первичной оценке. Аналогичная оценка определяет способы воздействия на негативное событие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек принимает решение, что он может сделать в данной ситуации [14].

Итогом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания: 1) непосредственные активные действия индивида с целью уменьшения или устранения опасности, такие как нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение); 2) кoсвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не волнует вовсе»), переоценка («этo не так уж и опасно»).