Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения
1.1 Определение понятия «копинг-поведение» (совладающее поведение)
1.2 Копинг-поведение, копинг-ресурсы и копинг-стратегии
1.3 Выбор стратегий копинг-поведения
2. Практические аспекты изучения копинг-поведения
2.1 Классификации копинг-стратегий и подходы к определению копинг-поведения
2.2 Закономерности и динамика совладающего поведения
2.3 Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида
Стратегии, которые направлены на разрешение трудностей, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых -совладание с отношением индивида к проблеме. Но, несмотря на то, что исследования также означают, что применение сразу нескольких способов совладения более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию. Становится ясно, что эффективность копинг-стратегий зависит как от самой реакции, так и от контекста, в котором эта реакция осуществляется. Копинг-стратегии, могут оказаться как неэффективные в одних ситуациях, так и эффективными в других. К ним можем отнести стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, а эффективны они могут быть в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону [13].
2.4. Примеры применения коппинг- стратегий
В нашей стране в странах соседях чаще всего используют один из саимых известных опросников. Опросник способов совладания. Этот опрасник был создан С. Фолкманн и Р. Лазаруса. В опроснике 50 вопросов , они отнести к 8 шкалам. Конфронтативный копинг; поиск социальной поддержки; планирование решения проблемы; самоконтроль; дистантирование; позитивная переоценка; принятие ответсвенности; бегство-избегание.
Сами шкалы разделяются на три основные группы, исходя из критериев. Решение проблемы, поиск и использованию социальной поддержки и регилурование эмоций.
К психодиагносту на приём приходит человек, который попал в сложную жизненную ситуацию, запутался в себе, находится в стрессе и склонен к выраженной депрессии. Психодиагност на этапе инструктирования обращается к испытуемому с просьбой вспомнить недавно произошедшее событие, которое вызвало в человеке стресс. Событие должно быть обязательно реальное, которое человек пережил сам. Так же специалист просит вспомнить каким образом человек смог справиться с ситуацией.
Оказавшись в трудной ситуации, я….Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации; Критиковал и укорял себя; пытался забыть всё это.
Опросник диогнастирует две стратегии совладания, которые являются основой стратегии. Проблемно фокусированнная и эмоционально фокусированная в разных стрессовых ситуациях (болезни, потеря работы, развод, жизненных неурядиц и т.д.)
Методика прошла множество психометрических проверок в России. Выборку составили 600 человек. Средний возраст испытуемых был 25,9 лет. Как показалиа практика в процессе исследования гомогенность ряда шкал показала себя, как неудовлетворительная. Конвергентную валидность оценивали связями с опросником CISS и опять же эти результаты рассматриватись авторами адаптации как не вполне удовлетворительные.
Прагматическая валидность определялась с помощью сопоставления двух групп респондентов: оптимистов и пессимистов. В процессе проверки были выявлены значимые различия между ними. Выделено, что оптимисты чаще предпочитают выбирать проблемно-ориентированные стратегии.
Вторым подходом к диагностике совладающего поведения является выявление стилей копинга, в основе которых лежат личностные черты как относительно устойчивые диспозиции. Для этого направления лучше всего подходит опросник «Шкала совладания», разработана эта система С.Карьером и др.
В отечественной практике широко используется известный опросник, созданный Н.С. Эдлер и Д.А. Паркером. Методика многомерного измерения копинга (Coping Inventory for Stressful Situations — CISS). Методика измеряет три стиля совладания: стиль, ориентированный на решение задачи (проблемно-ориентированный стиль, или копинг), эмоционально-ориентированный стиль и стиль, ориентированный на избегание. Она состоит из 48 утверждений, отнесенных к трем факторам. По поводу каждого утверждения испытуемому следует отмстить частоту его проявления в трудных или стрессовых ситуациях по пятибалльной шкале (от "никогда" до "очень часто").
Человек приходик к специалисту с проблемой, он оказался в сложной ситуации. Лишился работы, переживает сложный развод с женой. Человек объясняет, что испытывает чувство вины, за то, что оказался в подобной ситуации. Разумеется человек говорит о том, что он себя плохо чувствует и находится в нервном напряжении.
Русскоязычный вариант методики прошел адаптацию и психометрические проверки на выборке численностью более 300 человек. Опросник имеет высокие показатели гомогенности внутри трех шкал (выше 0,80), но других психометрических параметрах автор адаптации Т. Л. Крюкова не сообщает. Над методикой продолжается работа.
На выявление конипг-ресурсов направлен Бернский опросник "Способы преодоления критических ситуаций" (СПНС) А. Блазера, Э. Хайма, X. Рингера и М. Томмена. Состоит он, из 30 утверждений, которые описывают разные способы выхода из трудных ситуаций и оцениваемых по пятибалльной шкале: "не имеет места", "мало", "средне", "сильно" и "очень сильно. Результаты проверяются по трём шкалам:
Ищу кого-то, кто может выслушать и понять, поддержать. Пытаюсь разобраться в том, что произошло, анализирую ситуацию. Общий показатель по опроснику подсчитывается путем сложения баллов пяти шкал (поиск поддержки, повышение самооценки, самообвинение, анализ проблемы и поиск виновных) и переводится в стены. Психометрическая проверка СПНС включала оценку дискриминативности пунктов и шкал, гомогенности, ретестовой надежности, достоверности, содержательной и конструктной валидности. Результаты проверки удовлетворительны.
Опросник психологической устойчивости к стрессу Е. В. Распонина в своей основе опирается па представление о том, что у одного и того же человека устойчивость к разным стрессорам неодинакова, а общий уровень стрессоустойчивости является интеграцией степени устойчивости к некоторому множеству стрессоров. Опросник используется для выявления сьрессоустойчивости, техстрессогенных стимулов, по отношению к которым личность проявляет либо устойчивость, либо большую подверженность их негативному влиянию.
Опросник содержит 70 утверждений (60 диагностических и 10 относятся к шкале лжи), которые следует оценить по 4-сту-пенчатой шкале: "да, верно"; "скорее верно"; "скорее неверно"; "нет, неверно».
Примером может служить осознание того, что время на выполнение ограничено м неожиданные вопросы и предложения заставляют надолго задуматься. Анализ результатов проводится по 12 диагностическим шкалам.
Сырые баллы переводятся в стандартную шкалу станайнов. Психометрические проверки опросника сводились к установлению ретестовой надежности, содержательной и конструктной, а также критериальной (методом контрастных групп) валидности. Выявленные психометрические параметры удовлетворительны, однако выборки, на которых они устанавливались, малы.
К склассу методик, которые напарвлены на выявление копинг ресурсов, относится также методик, основанная на осмыслении человеком окружающего мира, его представления об общих закономерностях, которым подчиняет общество, весь мир и человек в частности. Эа активность называется мировоззренческой. Подобная активность возникает в проблемных ситуациях, когда возникает конфликт между индивидуальным опытом и заимствованным знаниям (Д.А. Леонтьев). Стратегия Леонтьева состоит из четырёх стратегий: действий по отношению к конфликту: игнорирование или отрицание противоречия, приведшего к конфликту; упорствование в своей позиции и отбрасывание других альтернатив; компромиссное решение, учитывающее интересы всех конфликтующих сторон путем минимальных уступок со стороны каждой из них; творческое разрешение, позволяющее в определенном смысле устранить исходное противоречие. Для диагностики типов мировоззренческой активности Д. А. Леонтьевым и А. Н. Ильченко разработана Методика мировоззренческой активности. Она построена таким образом, чтобы испытуемый мог несколькими способами выполнять достаточно простые и универсальные задания, в которых представлены противоречия между двумя несовместимыми элементами опыта.
Каждое задание требовало выразить согласие или несогласие с предлагаемой парой противоречивых утверждений, выбрав одно из них или скомбинировав ответ из предложенных вариантов.
Даётся задание, на каждое из которого требуется выразить согласие или несогласие с предлагаемой парой противоречивых утверждений, выбрав одно из них или скомбинировав ответ из предложенных вариантов.
В методике 13 пар утверждений, касающихся разных сторон жизни человека (детерминированности судьбы, происхождения жизни, природы людей, законов общества и др). Испытуемому предлагалось оценить степень своего согласия с каждым из двух предложенных вариантов в процентах — от 0 до 100%. Так же в этом виде исследования предлогаются варианты открытого типа. Например: человек отвечает на вопросы и выбирает из уже напсанных вариантов, но после двух вариантов оставлена пустая строка. Строка используется для того, чтобы испытуемый мог сам вписать своё личное мнение по предлагаемой работе.
Например:
Талант выдающиеся способности (%)
а) врожденны и передаются по наследству
б) могут быть развиты у любого человека
в) (место для ответа).
При проверке внутренней согласованности методика дала положительные результаты.
Выводы по Главе 1
1 Копинг-поведением считается такая форма поведения, как стремление индивидуума регулировать житейские трудности. Данное действия, нацеленное в адаптацию к причинам и предполагающе сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.
2 Условие копинга- это стресс – состояние человека, неспецифический ответ на физиологическом, психологическом поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные воздействия.
3.Копинг-поведение имеет две функции, такие как фокусирование на проблеме, на разрушении стрессовой связи личности и среды; фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным дистрессов.
4 На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент и уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера.
5.Для оценки эффективности копинга необходимо при его завершении, если стрессовая ситуация для индивида становится незначимой как раздражитель и освобождается энергия для решения новых задач. В большинстве психологических источников критерий эффективного совладания неразрывно связывают с психологическим благополучием человека, это выражается в снижении уровня тревожности, раздражённости, психосоматической симптоматики, депрессивных состояний.
Заключение
Копинговым-действием называют конфигурацию действия, что отображает стремление индивидуума разрешать житейские трудности. стресса Появляется копинг, в стрессовой ситуации, это неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные воздействия.
Выделяют несколько базовых Я-концепция, локус контроль, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. В случае если индивид оцениваети средства как неполные в таком случае явление принимается равно как опасность. Как правило постоянно привычное к стрессу общество правильно дают оценку собственные средства и принимают стрессогенные действия равно как перемены.
Существуют так же базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание». На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. В преимущество методов совладания оказывают большое влияние персонально - психические характерные черты: характер, степень тревожности, вид мышления, характерные черты локуса контролирования, нацеленность нрава.
На любом этапе жизни,начиная от рождения и до глубокой старости, человек переживает множество стрессов, огромное колличетво негативных эмоций и переживаний. Всё это накладывает отпечаток на жизнь, поведение, и мироощущение человека. И в зависимости от того, какое коппинг поведение выбирает человек, зависит его дальнейшее поведение и даже стиль жизнь. Рассматривая стрессы, хочется отметить, что существует огромное количетво различных коппинг стратегий и главное, выбрать подходящую «безболезненную» в конкретной ситуации.
Полностью боль из жизни человека, к сожалению убрать нельзя. Это и потери, и беды, и отчаяние, и «ломка» жизни и стереотипов. В лучшем случае человек, может взяв себя в руки, направить свои усилия на исправление того, что возможно исправить и постараться найти силы, для жизни, с тем, что невозможно изменить.
Изучая данную тему, прочитав множество литературы по данному вопросу, можно выделить основные моменты выделяемые психологами для выхода из сложных ситуаций, стресса.
Находясь в трудной жизненной ситуации, психологи рекомендуют не замыкаться в себе. Рядом всегда найдется человек, способный выслушать и понять. Замалчивая проблему, вы отказываете своим близким в возможности выслушать Вас и разделить ваши чувства.