Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения
1.1 Определение понятия «копинг-поведение» (совладающее поведение)
1.2 Копинг-поведение, копинг-ресурсы и копинг-стратегии
1.3 Выбор стратегий копинг-поведения
2. Практические аспекты изучения копинг-поведения
2.1 Классификации копинг-стратегий и подходы к определению копинг-поведения
2.2 Закономерности и динамика совладающего поведения
2.3 Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида
Конструкт самоэффективности, разработанный А.Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение. По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды [12].
2.2 Закономерности и динамика совладающего поведения
В эмпирических исследованиях были обнаружены закономерности совладеющего поведения, в частности, описаны его изменения в разные периоды жизни [15]. Формирование совладания в онтогенезе - это научение любому поведению, связанному с выживанием, включающий попытки спасти, защитить себя, перенести беды, вытерпеть, а некоторых случаях спрятаться (даже не приводящие к положительному результату). Активное развитие стиля совладающего поведения происходит а подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками [30]. У взрослых людей формирование подобного поведения связано, прежде всего, с расширением репертуара и повышением гибкости в применении качественно более совершенных способов совладания. Рост, формирование самопознания и обладания собою содействует усложнению совладающего действия.
Положительная динамика совладающего поведения субъекта роявляется в увеличении с возрастом нацеленных на действия по разрешении сложной жизненной ситуации продуктивных и снижении непродуктивных стилей и стратегий совладания такие как деструктивные формы разрядки. Снижение значимости субъектности и адекватности поведения человека или группы приводит к росту непродуктивного совладания, или не совладания, с тяжёлой ситуацией.
Деление копинг-стратегий на продуктивные и непродуктивные введено в рамках клинической психологии: у больных людей непродуктивными считаются стратегии, которые удручают их состояние, увеличивают симптоматику. Диагностировать продуктивность - непродуктивность копинга у здоровых людей, которые испытуемых не всегда легко. Тем не менее, при исследовании поведения людей в типичных трудных ситуациях, так и как начало семейной жизни, адаптация в детском коллективе, институту и первым экзаменам, безработица. Становится ясно, что те, у кого преобладают пассивные или паллиативные способы поведения в трудных ситуациях, требующих своего разрешения при помощи действия, чаще оказывались неуспешными. В то же время в других ситуациях, к примеру, в таком случае период в иных моментах, к примеру, уже после расторжения брака, эмоционально-ориентированные способы были достаточно продуктивны по критериям улучшения состояния и улучшения внешних показателей адаптированности (повышения результативности деятельности).
Среди других закономерностей можно назвать следующие: эмоционально-ориентированное совладание в большей мере предсказывается диспозиционными (относящимися к доминирующим ивливидуально-психологическим и личностным стилевым качествам; от лат. dispositio — расположение) детерминантами субъекта, например оптимизмом-пессимизмом [10]. Выраженность и частота выбора проблемно-ориентированного копинга в большей степени зависит от социокультурных (и социально-психологических) факторов. Вместе с тем именно проблемно-ориентированный стиль совладания является предиктором успешности деятельности и уровня адаптированности человека [8].
Оказалось, что с выбором субъектом способа совладания, связаны диспозиционные переменные (в особенности такие, как чувство тревоги, уровень депрессивности, интернальность-экстернальность, оптимизм либо пессимизм, а также характеристики самоотношения) связаны (корреляционными отношениями) В то же время именно социокультурные переменные (принадлежность к определенной культуре, тип межличностных отношений, тендерная идентичность, уровень получаемой социальной поддержки и др.) больше влияют или определяют выбор человеком копинг-стратегий (диапазон количества значимых коэффициентов регрессии от 40% в тендерных исследованиях до ста процентов влияния родительских установок) [17, с. 274]. Т. Л. Крюкова установила существенное влияние социокультурных переменных на выбор субъектом способов совладания [18]. Активность субъекта разворачивается в пространстве объектов культуры и социального взаимодействия с другими людьми, причем каждый ее вид имеет свой уровень субъектной организации. Опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет и который содержит иерархию значимых для него социальных установок, ценностей, отношений и смыслов, составляет субъектный опыт личности. Именно он способствует или препятствует эффективным способам организации субъектной активности, обеспечивающей внутреннюю спонтанную активность самодетерминации, осмысленную СЛ. Рубинштейном, В.А. Яловым и др, помогает организовывать интерсубъектные отношения, включаться в жизнедеятельность социальных групп, творчески модифицировать усвоенные регуляторные механизмы в социальном поведении.
Социокультурный фактор совладания рассматривается ученой через востребованность как интра-, так и интериндивидуальных, социально-психологических качеств субъекта, т.е. некоторых особенностей его межличностных отношений и социального взаимодействия. Она же относим к социокультурному фактору выбора субъектом способа совладающего поведения социальную психологию совладания: социальное взаимодействие и межличностные отношения дети-родители, супруг-супргуга, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного/неуспешного совладания. При этом характеристики группового субъекта непротиворечиво распространяются на особенности поведения совладающей группы (например, семьи).
Динамика совладающего поведения. Принципиальной закономерностью функционирования копинга выявленной ещё Р. С. Лазарусом, является то, что свойства совладения меняются в процессе развития самой тяжелой (стрессовой)ситуации. Совладающее поведение может видоизмениться сообразно требований ситуации к субъекту, или его личных конфигурации в ней. Взросление, развитие самопознания и владения собой повышает субъектность совладания, делает его менее противоречивым и в большей степени соответствующим внешним критериям успешного совладания. Способность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» очень важна, потому как это повышает возможности человека действовать в кризисной ситуации. Регулирование и укрепление совладающего поведения возможны на основе способности субъекта к обучению навыкам совладания.
В своем исследовании Крюкова показано, что в трудной жизненной ситуации человек одновременно использует несколько разноуровневых осознанных видов поведения; простые единичные копинг-действия, детерминированные спецификой ситуации; копинг-стратегии (конкретные образы действий, например, дистанцирование или поиск социальной поддержки), копинг-стили (группы стратегий, близких по смыслу, например, приближение к стрессовой ситуации - удаление от нее) [17]. Субъект может предпочитать один из способов совладания, наиболее продуктивный в определенном контексте в данное время, одновременно допуская применение других. Это означает, что процесс совладания с трудной ситуацией (стрессом) недизъюнктивен [3], непрерывен до момента ее разрешения или приспособления к ней. Стиль совладающего поведения имеет специфику, связанную с многоальтернативным выбором способа поведения при стрессе. Он является когнитивно-поведенческим образованием, не менее важным, чем индивидуальный стиль [23]. Стиль совладающего поведения - это полноценная составляющая более интегративного явления - стиля человека.
Рассматривая вклад личности в благополучность совладания с трудностями, Крюкова обнаружила, что условно-продуктивные (например, проблемно- ориентированный) и менее продуктивные (например, избегание или паллиативный) стили совладающего поведения обусловлены различным уровнем сложности личностных качеств. Более сложные и обобщенные переменные (самоотношение, жизненные смыслы, ответственность) предопределяют выбор и более тесно соотносятся с проблемно-ориентированньм стилем совладания. Выявлено также, какие качества, напротив имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающего поведения: это уровень депресснвности, тревожность, пессимизм, слабость Эго [10, с. 158-160].
В исследовании Крюковой было показано, что изучать когнитивно-поведенческую сферу субъекта возможно только одновременно с изучением феноменологии его переживаний при помощи комплекса психодиагностических технологий, сочетающих количественные и качественные методы анализа [16].
2.3 Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида
Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные».
Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется [12].
Оценивать эффективность копинга нужно при его завершении, то имеется в том случае, ежели стрессовая ситуация для индивидуума делается незначимой как возбудитель и высвобождается энергия для решения новейших задач. В большинстве психологических источников аспект действенного совладания связывается с психологическим благоденствием человека, что выражается в понижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики и депрессивных характеристик. Достоверным критерием эффективного копинга является ослабление чувств уязвимости к стрессам. Отсюда следует, что если состояние личности стабилизируется, идет изменение отношения к проблеме и не возникает субъективное чувство неудовлетворенности и дискомфорта, то можно говорить об эффективном копинге [29].
Таким образом, к примеру, разработаны сведения, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, сделать попытку изменить что-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком или между другими людьми в своем социальном окружении) связаны с более низкими уровнями отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые. Кроме того, применение проблемно-фокусированных копинг-стратегий отрицательно связано с проблемами в поведении и социальными проблемами. При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированные копинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации. Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии.
Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» означают и данные, полученные в других исследованиях. Было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали копинг-стратегию «поиска социальной поддержки».
Позитивной оценки еще заслуживает такая стратегия, как интенсивное решение проблем. Так, было выяснено, что дети в подростковом возрасте, способные к функциональному решению проблем, показывают важную легкость в адаптации. Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне). С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии, тревоги, сложностями адаптации в школе или адаптация детей младшей возрастной группы в детском саду, в яслях. Наоборот, другие исследователи показывают, что дети со стратегией избегания показывают меньше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью. Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации. Кроме того, исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен в ситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовых ситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция.
Неопределенно расценивается и подобная копинг-политика, как «позитивная переоценка ситуации». Если рассмотреть подобную политику с обоих сторон: то с одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Тем не менее, представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна в ситуации, когда субъект не может контролировать результат .
Очень жаль, что очень мало работ по изучению влияния копинг-стратегий на академическую успешность, и в психологической литературе они предоставлены очень слабо. Например, не возможен абсолютно однозначно заявить, что успешные копинг-стратегий ведут к большим успехам в работе либо же в учёбе. Несмотря на это, можно ссылаться на данные, свидетельствующие, например, о том, что подростки (мужского пола), которые выбирают в пользу более продуктивных копинг-стратегий, имеют явное преимущество в учёбе; а именно, они показывают сильную склонность к тому, чтобы успевать лучше, чем мы можем ожидать, исходя из их результатов по тестам IQ.