Файл: Специфика системы финансового менеджмента в АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации финансов современного предприятия
1.1 Понятие, сущность и структура финансового менеджмента на предприятии
1.2. Механизмы функционирования финансового менеджмента на предприятии
Глава 2. Оценка проблем системы организации финансов АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ»
2.1. Общая характеристика АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ»
2.2. Анализ финансового состояния АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ»
2.3 Оценка существующей системы управления финансами АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ»
Введение
Актуальность темы состоит в том, что повышение финансовых результатов обуславливает стабильность предприятия на рынке и является залогом его эффективного функционирования, кроме того, оно отражает состояния финансовых ресурсов организации и дает возможность для дальнейшего роста и развития фирмы. Данная проблема является одной из основных проблем, так как недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств для развития производства, их неплатежеспособности и, если не начать решать проблему сейчас, в конечном счете, это приведет к банкротству.
Объектом исследования является – АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ».
Предмет - система организации финансового менеджмента АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ».
Цель данной работы – исследование специфики системы финансового менеджмента в АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность и структура финансового менеджмента на предприятии;
- исследовать механизмы функционирования финансового менеджмента на предприятии;
- представить общую характеристику АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ»;
- провести анализ экономической деятельности АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ»;
- провести оценку существующей системы финансового менеджмента АО «АТОМЭНЕРГОРЕМОНТ»;
Методологической и информационной основой исследования являются труды российских и зарубежных экономистов, теоретиков и практиков в области управления финансами предприятий.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ.
Степень научной разработанности темы. Вопросы управления финансами предприятия рассматривали в своих трудах такие российские авторы как Алексеева Г.И., Акулов В.Б., Бланк И.А., Вайнонена В.А., Климова Н. В. Колбасина Е. И., Пионткевич Н.С. , Пономарева Е.К.. Сабитова Г. М. и другие.
Информационная база исследования включает в себя законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные из периодических изданий по проблемам управления дебиторской задолженностью и кредиторской, финансовая отчетность исследуемого хозяйствующего субъекта.
Глава 1. Теоретические основы организации финансов современного предприятия
1.1 Понятие, сущность и структура финансового менеджмента на предприятии
Видным немецким экономистом Г. Шмаленом было выделено три «краеугольных камня» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль. Принцип экономичности требует обязательного исполнения двух принципов - принципа минимизации (достижение определенного результата при наименьших затратах) и принципа максимизации (достижение наибольшего результата при заданном объеме затрат)[1].
Принцип финансовой устойчивости характеризуется такой деятельностью предприятия при помощи, которой оно могло бы в любой момент времени, произвести расчеты по своим долгам собственными или заемными средствами. Получение прибыли (самая ключевая мера финансовой эффективности работы предприятия) - получение положительной разницы между суммарными доходами предприятия и ее затратами (в денежном выражении)[2].
Научной предпосылкой финансового менеджмента является достаточно высокий уровень развития экономической науки. Деятельность любого предприятия не возможна без управления объектами или процессами (управление персоналом, управление операциями и т.д.).
Таким образом, любое предприятие можно представить в виде двух подсистем - управляемая и управляющая. Управляемая система состоит из объектов (менеджмент персонала, операционный менеджмент и т.д.), а управляющая подсистема включает соответствующие этим объектам процессы (виды менеджмента)[3].
Финансовый менеджмент является системой методов, принципов, форм управления предприятием. Существует большое количество определений и трактовок данного термина, каждый автор пытается по-своему выразить свое понимание. Рассмотрим некоторые из них в таблице 1 (Приложение).
Анализ определений позволяет отметить, что основной смысл финансового менеджмента заключается в управлении, формировании, распределении организацией денежных фондов и управлении финансовых отношений. Данная трактовка наглядно показывает суть финансового менеджмента как науки и облегчает понимание предмета.
Далее подробнее рассмотрим финансовый менеджмент. Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Финансовый менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленный на управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия на основе современных методов[4].
Основной целью финансового менеджмента является - нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в стратегическом и тактическом плане.
Сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости на любом предприятии специалистов или менеджеров, которые бы владели навыками корректировки системы управления предприятием. Финансовый менеджмент - очень сложный механизм, слаженная работа многих процессов управления и подпроцессов[5].
Рассмотрим подробнее некоторые подпроцессы финансового менеджмента.
Управление ценообразованием — это один из наиболее трудоемких процессов. Обосновано это, прежде всего тем, что прежде, чем вывести тот или иной товар на рынок, необходимо произвести длительный процесс исследования позиционирования данного товара на рынке, которое в свою очередь позволяет определить начальную цену, с которой предприятие выйдет на рынок. В процессе ценообразования производителями или продавцами выбирается определенная доля рынка, устанавливаются уровень продаж необходимые для достижения целей предприятия, связанных с прибылью и выраженных в конечном итоге в денежном эквиваленте[6].
Данный процесс может неоднократно подвергаться корректировке. Причинами корректировок могут стать общее состояние экономики, конкретные условия на рынке реализации, конкурентная борьба, финансовое состояние предприятия и т.д[7].
Управление денежными активами и пассивами — это процесс в ходе которого предприятие определяется с потребностями в денежных средствах, которые необходимы для осуществления текущей деятельности, для обеспечения инновационных программ или пилотных (экспериментальных) проектов. В финансовом учете средства, которыми располагает предприятие, называют активами. В зависимости от вида и от участия активов в жизненном цикле предприятия, они классифицируются по составу и размещению. По составу активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные активы[8].
Оборотные активы — это средства, находящиеся в текущем процессе кругооборота средств и переходящие из сферы производства в сферу обращения. Внеоборотные активы — это дорогостоящие средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года). К ним относятся основные средства и нематериальные активы.
По аналогии с активами, источники образования активов называют пассивами. Активы могут быть собственными и заемными. К собственным источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыль и резервы.
Управление оборотным капиталом — это процесс определения объема финансовых средств на текущие запасы с целью их минимизации без ущерба для операционной деятельности.
Управление дебиторской задолженностью — это деятельность по оценке состояния долгов и возможностей дебиторов по их погашению, а также выработка и реализация мер по ее сокращению[9].
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота предприятия и использования их другими предприятиями или физическими лицами.
Дебиторская задолженность одна из важнейших составляющих оборотного капитала. Целью управления дебиторской задолженностью будет принятие для реализации наиболее эффективных экономических решений в текущей деятельности предприятия.
Одним из важнейших этапов управления дебиторской задолженностью является определение метода управления дебиторской задолженностью .
И уже в зависимости от выбранной модели управления производить определенные шаги к ее взысканию или отказа от взыскания (в целях целесообразности). Так же в соответствии с выбранной моделью производится и выбор способов расчетов.
Самым удобными выгодными способами являются расчет денежными средствами и расчет ценными бумагами. В случае отсутствия данных вариантов расчетов применяется использование зачетных схем, договора цессии, бартерные сделки, расчет дисконтными векселями и т.д.
Управление кредиторской задолженностью — это процесс оценки состояния долгов предприятия кредиторам, выработка и реализация мер по их сокращению или реструктуризации.
С целю обеспечения конкурентоспособности и финансовой устойчивости финансовым менеджерам необходимо более тщательно и внимательно подходит к расчетам и выбору стратегий в вопросах привлечения и использования заемного капитала[10].
Не менее важным в разработке политики по использованию кредитных ресурсов является определение тактических вариантов привлечения заемных средств. Такими вариантами могут стать инвестиционные средства (увеличение уставного капитала или совместное производство), банковские или финансовые кредиты, товарные кредиты, собственное «экономическое превосходства» [9].
Управление денежными потоками — это деятельность по продвижению денежных средств от одного предприятия к другому через банковскую систему в соответствии с нормами финансовой деятельности.
Управление основными фондами — это процесс управления денежными средствами на приобретение, поддержание и ликвидацию основных фондов (земли, зданий, оборудования и т.д.) с целью оптимизации их наличия для поддержания операционной деятельности[11].
Управление инвестициями — это процесс сведения вместе тех, кто предлагает деньги (имеющих временно свободные средства), с теми, кто предъявляет спрос (испытывающими потребность в них). Обе стороны обычно встречаются в финансовых институтах или на финансовом рынке. Иногда, в частности при сделках с имущественными ценностями (например, с недвижимостью), продавцы и покупатели вступают в сделку напрямую.
Управление ценными бумагами — это деятельность по управлению финансовыми инструментами индивидуальных инвесторов и юридических лиц, в т.ч. акциями, векселями, опционами, товарными и финансовыми фьючерсами.
Управление финансовыми рисками. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из конъюнктуры рынка и деятельности других предприятий и финансовых институтов. Риском в финансовой деятельности нужно управлять, т.е. использовать различные методы, позволяющие прогнозировать неблагоприятные события и принимать меры по снижению степени риска.