Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (Понятие и сущность совладающего поведения личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования, - обусловлена тем, что в современном мире человеку приходится сталкиваться с многочисленными стрессами, труднейшими, а порой и экстремальными ситуациями. Для конструктивного совладания с критическими ситуациями субъект должен обладать особыми стратегиями поведения, способствующими преодолению кризиса с наименьшими потерями для себя.

Профессиональная деятельность человека выступает одним из значимых источников подобных ситуаций (кризисов). Кризисы профессионального характера детерминированы резкими изменениями направления профессионального развития личности. Среди наиболее ярких признаков профессиональных кризисов выделяются такие, как: низкая самоценность, низкий уровень профессионализма, усталость, потеря чувства нового, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей, отставание от жизни, внутренняя растерянность.

Посредством преодоления профессиональных кризисов развивается новая ценностная система, благодаря которой может восстановиться как внутренняя целостность, так и процесс обретения нового смысла существования. Существенная роль в преодолении жизненных трудностей, сопротивления стрессу в изменяющихся условиях принадлежит такой личностной особенности как жизнестойкость.

В жизнестойкости присутствует система убеждений и установок, ее мы можем отнести к мировоззрению человека. Мировоззрение — это совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире, которые делают человеческую деятельность осмысленной, упорядоченной и направленной.

Цель исследования: является раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть понятие жизнестойкости личности как психологического феномена.

2.Определить понятие и сущность совладающего поведения личности.

3. Провести эмпирическое исследование жизнестойкости и особенностей совладающего поведения медицинских работников с профессиональными трудностями.

Объект исследования – жизнестойкость и совладающее поведение медицинских работников.

Предмет исследования – взаимосвязь жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями.


Гипотеза исследования: уровень жизнестойкости медицинских работников оказывает воздействие на специфику совладающего поведения с профессиональными трудностями.

В ходе эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования.

Теоретический: изучение и анализ научной литературы по проблеме жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями.

Эмпирический: «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой); Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса.

Статистический: качественный и количественный (коэффициент корреляции Спирмена) анализ данных эмпирического исследования.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проходило в медицинском учреждении, 10 человек.

Объём работы 35 страниц.

Глава 1.Теоретические аспекты изучения жизнестойкости личности как психологического феномена

1.1 Жизнестойкость личности как психологический феномен

Феномен жизнестойкости выступает важным личностным образованием, который развивается в процессе жизни человека. Жизнестойкость обнаруживается человеком, как правило, в локальных ситуациях вне зависимости от знаний и пониманий этой данности личности.

Согласно воззрениям В. П. Зинченко, рождение личности происходит тогда, когда необходимо решить экзистенциальную задачу освоения и овладения сложностью индивидуального бытия. Решение жизненных проблем в непредсказуемом мире являются вопросами личностного развития человека [1].

В рамках психологической науки изучение вопросов, связанных с вероятностью человека развивать психологические способности в сложных ситуациях, и таким образом, личностно развиваться в самых деструктивных обстоятельствах жизни относятся к изучению стрессоустойчивости, субъектности, жизненных миров личности.


Термин «жизнестойкости», находящееся на пересечении теоретических взглядов экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним было введено С. Кобейсом и С. Мадди. Термин «hardiness», в переводе с английского интерпретируется как крепость, или выносливость, Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость»[2].

Феномен жизнестойкости с позиции С. Мадди рассматривается с позиции интегрального подхода к личности. Исследователем было проведено длительное эмпирическое изучение индивидуальных особенностей работников одной компании, в рамках которого было зафиксировано, что в ситуациях постоянно действующего стресса специалисты вместо того, чтобы уволиться из компании, значительно улучшили свою трудовую деятельность. Анализ показателей данного исследования проиллюстрировал, что у этих работников присутствует структура установок и умений, которые способствуют трансформации стрессовой ситуации в ситуацию, где активно проявляются личностные возможности.

Феномен жизни, главным образом, можно отнести к различным уровням организации индивида. К. А. Абульханова‑Славская жизнь на протяжении различных эпох рассматривалась с позиции трех категорий:

1) как телесная категория, проявляется в желании ее сохранения и материальному поддержанию,

2) нравственная категория, которая выражается в стремление к благу и счастью.

3) духовная категория как возвышающаяся над обыденной жизнью[3].

Сущностное наполнение данного понятия детерминировано различными уровнями, сторонами, способами протекания и осуществления данного феномена, начиная биологическим выживанием, и заканчивая духовным просветлением.

Во многих психологических исследованиях понятие «жизнестойкость» интенсивно стало использоваться. Тем не менее, следует отметить, что в процессе изучения психологических процессов противостояния субъекта стрессовым событиям, средств конструктивного совладания с экстремальными ситуациями, способностей к личностному развитию в трудных жизненных обстоятельствах применяются различные понятия. Каждое из них в некоторой степени является родственным понятию «жизнестойкость» и, главным образом, демонстрируют наличие имеющихся внутренних возможностей субъекта, которые он может использовать в различных жизненных ситуациях.

Рассмотрим некоторые из них, в силу того, что довольно часто через данные термины конкретизируется проявление человеком жизнестойкости.


Термин «ресурс» является полидисциплинарным понятием. Согласно представлениям В. П. Зинченко, ресурсный подход предоставляет возможность в терминах одного языка рассматривать, как требования, накладываемые внешней средой на систему, так и внутренние возможности системы удовлетворять данным требованиям[4].

Наиболее часто в психологии ресурсы рассматривают с позиции физиологических и типологических личностных особенностей, познавательные процессы и личностные качества, социальная поддержка, материальное благополучие, освоенные знания, навыки и опыт, а также навыки оперирования ресурсами в сложных жизненных условиях, в том числе можно рассматривать в контексте самостоятельного ресурса [5][6].

Психологическая устойчивость является личностным качеством, локальными критериями которого выступают стойкость, уравновешенность и сопротивляемость. При помощи устойчивости человек способен оказывать сопротивление трудным жизненным обстоятельствам, негативному давлению среды, при этом сохраняя здоровье и трудовую способность в контексте различных испытаний[7].

Личностная психологическая устойчивость базируется на проявлении способности к сохранению постоянного уровня активности, хорошего настроения, а так же личностных качеств, вроде: отзывчивости, наличия разносторонних интересов, избегания упрощенности в ценностях, целях и стремлениях [8].

Понятие «жизнеспособность» впервые был введен Б. Г. Ананьевым, который интерпретировал его как общую работоспособность субъекта. Ведущим фактором сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, по мнению автора, является возможность тренировки интеллектуальных функций[9].

Жизнеспособность является стремлением человека к выживанию, воспроизведению и воспитанию жизнестойкого потомства в биологическом и социальном аспектах, а так же стремлением быть индивидуальностью, с наличием смысло‑жизненных установок, самоутверждения во внешней среде, определения своего мета, реализации своих задатков и творческих возможностей[10].

Индивидуальный адаптационный потенциал является совокупностью психологических особенностей субъекта, в структуре которого выделяются следующие характеристики: нервно‑психическая устойчивость; самооценка личности; ощущение социальной поддержки; опыт социальной коммуникации[11].


Адаптационный потенциал является платформой развития личностного качества – жизнестойкости.

Личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня индивидуальной зрелости, отражающей степень преодоления человеком обозначенных ситуаций, в результате, преодоление человеком самого себя, в том числе и степень прилагаемых им усилий по работе над собой и над ситуациями своей жизни. Одной из своеобразных форм выражения индивидуального потенциала является преодоление человеком деструктивных обстоятельств его развития. Данные негативные обстоятельства могут базироваться на генетических особенностях, соматических заболеваниях, а так же внешних деструктивных условиях[12].

Субъективность является наиболее общим понятием фактора жизнестойкости, обозначающего способность и готовность субъекта к активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта для решения различных вопросов и проблемных ситуаций [13][14][15].

Термин жизнестойкость тесно пересекается с вышеобозначенными понятиями, тем не менее, оно отображает локально значимый феномен психики субъекта, развивающийся по определенным генетическим закономерностям, и выступает многокомпонентным образованием личности, которое оказывает воздействие на актуализацию различных свойств психики субъекта в обстоятельствах жизненного напряжения.

Особый интерес в рассмотрении содержания феномена жизнестойкости представляют различные его аспекты, проявления, и психологические составляющие данного феномена.

В исследованиях С. Мадди и С. Кобейса было зафиксировано, что жизнестойкость является личностной характеристикой, выступающая общей мерой психического здоровья субъекта и отражающая три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску[16].

Вместе с обозначенными установками в структуру феномена «жизнестойкость» входят такие базовые ценности, как кооперация, доверие и креативность.

Повышенный уровень жизнестойкости предоставляет оценку событий как менее травмирующих и эффективному совладанию со стрессом.

В. Д. Шадриков рассматривает жизнестойкость как специфическую способность. Автор указывает, что способности являются свойствами функциональных систем, которые реализуют локальные психические функции, отображающие личностный уровень выраженности, обнаруживающийся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности[17].