Файл: Процедуры банкротства: виды, общая характеристика (Процедуры, применяемые по отношению к должнику).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Институт несостоятельности зародился задолго до нашей эры и достиг развития во многих странах древнего мира. До II века нашей эры неуплата долгов считалась незаконной без различения должников на обычных и несостоятельных. Лишь в дальнейшем стали выделять банкротство как сопутствующее явление коммерческой деятельности.

В России первые законы, регулирующие отношения несостоятельности появились позднее, чем в Европе. Наибольшее развитие институты конкурсного права получили в XVIII веке, что было связано с бурным развитием промышленности и торговли, вызванным реформами Петра I Великого. Современный этап развития Российского законодательства о банкротстве ведет свое начало с июня 1992 г., когда был издан Указ Президента РФ N 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур»[1]. Этот Указ практически не применялся, поскольку, во-первых, содержал множество недостатков с точки зрения юридической техники, во-вторых, срок его действия оканчивался принятием Закона о банкротстве. Отношения несостоятельности многими учеными признаются сложными и многогранными. Тема данной дипломной работы представляется актуальной, поскольку существует множество проблем как теоретического, так и практического плана, связанных с неисполнением субъектами экономических отношений своих обязательств перед контрагентами и перед государством (когда речь идет о неуплате налогов и сборов). Изучение данной темы позволяет выявить проблемы института несостоятельности как основания прекращения деятельности юридических лиц, охарактеризовать основные процедуры банкротства, а также определить порядок и правила удовлетворения требований кредиторов.

Цель работы дать характеристику процедур банкротства и путей реформирования законодательства о несостоятельности.

Задачами данной работы является следующее:

  • рассмотреть процедуры банкротства;
  • проанализировать проблемы использования закона «О несостоятельности (банкротстве)» в правоприменительной практике;
  • предложить рекомендации по совершенствованию законодательства о банкротстве.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с банкротством лица.

Предмет — нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру банкротства.

При написании данной работы мной был использован исторический метод, метод сравнительно-правового анализа, метод нормативного толкования.


Проблемы правового регулирования современного института несостоятельности (банкротства) рассматривались в трудах таких ученых как Д.Л. Давыденко, А.Ф. Маликов, В.Ф. Попондопуло, М.В. Телюкина, В.А. Химичев, М.Е. Эрлих, Е.С, Юлова и др., чьи работы стали теоретической основой настоящего исследования. В качестве законодательства в первую очередь рассматривался закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1.ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЖНИКУ

1.1. Наблюдение

Ст. 2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»[2] содержит легальное определение несостоятельности. Под ним понимается признанная арбитражным судом и объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствами (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В рамках указанного Закона под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного указанным Федеральным законом. Денежное обязательство Закон определяет, как обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Обязательные платежи определены как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Закон о несостоятельности (банкротстве) в ст. 27 устанавливает, какие процедуры могут применяться при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица. К ним относятся:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Наблюдение - новая процедура, не известная ни Закону 1992 г., ни дореволюционному конкурсному законодательству - она была новеллой Закона 1998 г.; сохранилась данная процедура и в Законе 2002 г. Проблемам наблюдения посвящено много интересных исследований. Указанным вопросом занимались такие ученые как Свит Ю.П., Бортич А.В., Бледных Е., Абрамов С., Бугорский В. и другие.


Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Отсюда следует, что основная цель наблюдения - достижение баланса интересов должника и кредиторов, предотвращение возможных злоупотреблений. Наблюдение вводится независимо от того, какой субъект инициировал возбуждение производства по делу о банкротстве. В силу прямого указания Закона о несостоятельности наблюдение вводится не во всех случаях; выделяются категории субъектов, к которым данная процедура не применяется. К этим субъектам относятся:

  • ликвидируемый должник;
  • отсутствующий должник;
  • физическое лицо.

Смысл установления данной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не до конца ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий руководителя должника позволяют определить состояние его платежеспособности, сохранить его имущество и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение — одна из процедур банкротства, которая применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве – в соответствии со ст. 51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - семь месяцев. Следует отметить, что это Закон 1998 г. допускал отложение рассмотрения дела о банкротстве на срок не более 2 месяцев; в настоящее время увеличение срока наблюдения не допускается, т.е. такой льготы для должника не существует, что может быть расценено как прокредиторский элемент в целом продолжникового закона.

В литературе отмечаются проблемы, связанные с тем, что Законом о несостоятельности 2002 г. не определены последствия незавершения наблюдения в установленные сроки[3]. Позиция Высшего Арбитражного Суда состоит в том, что «в исключительных случаях, когда проверку обстоятельств, связанных с платежеспособностью должника и возможностью ее восстановления, не удалось осуществить в срок, предусмотренный п. 2 ст. 47 Закона о банкротстве, арбитражный суд, руководствуясь ст. 2, 120 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в целях принятия обоснованного решения вправе отложить рассмотрение дела для дополнительного исследования обстоятельств»[4]. Однако в данном случае Суд не указал ни на обстоятельства, которые могут являться основаниями для отложения дела, ни сроки, в том числе максимальные, на которые рассмотрение может быть отложено. Кроме того, не ясно, чье ходатайство может служить основанием для отложения рассмотрения дела. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное расширенное толкование не должно применяться, так как противоречит императивным нормам Закона о несостоятельности.


С момента введения процедуры наблюдения законом устанавливается особый порядок предъявления имущественных требований к должнику, в частности, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом определения о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временным управляющим составляется реестр кредиторов и им направляются уведомления о результатах. Должником в недельный срок могут быть представлены в арбитражный суд возражения по выставленным кредитором требованиям. В противном случае данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения так, как они представлены внешним управляющим[5].

В случае если в производстве суда находится дело, связанное с взысканием с должника денежных средств и иного имущества, кредитор вправе заявить ходатайство о приостановлении производства по данному делу. Если же кредитор не заявит ходатайства, то судом по делу будет вынесено соответствующее решение, и в рамках процесса банкротства требования кредитора будут рассматриваться как установленные.

В рамках процедуры наблюдения приостанавливаются исполнительные производства в отношении должника – юридического лица, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Это положение действует до вынесения арбитражным судом решения. В случае если будет вынесено решение об отказе в признании должника банкротом, то исполнение исполнительных документов восстанавливается с момента вынесения такого решения.

Запрещается удовлетворение требований участника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются Законом о несостоятельности (банкротстве) кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества.


Следует отметить, что после введения наблюдения на должника налагаются определенные ограничения. Особый режим устанавливается, во-первых, для сделок; во-вторых, для некоторых иных юридических действий (решений, принимаемых должником). В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» должник в течение наблюдения не может совершать следующие действия:

  • реорганизацию (во всех пяти формах - слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование);
  • ликвидацию;
  • создание новых юридических лиц или участие в иных юридических лицах (поскольку речь идет о передаче другим субъектам имущества должника);
  • создание обособленных подразделений, каковыми являются филиалы и представительства (из этого следует вывод о возможности создания необособленных подразделений);
  • распределение прибыли (включая выплату дивидендов);
  • размещение должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций - это является важнейшей новеллой Закона 2002г.);
  • выход кого-либо из состава участников должника юридического лица, приобретение у акционера ранее выпущенных акций;
  • удовлетворение требований участника должника юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников;
  • участие в любых неправосубъектных образованиях;
  • заключение договоров простого товарищества.

Перечисленные действия не может совершать ни сам должник, ни временный управляющий. Кроме того, в п. 2 ст. 64 рассматриваемого Закона выделяется группа действий, совершение которых должником возможно, но с согласия временного управляющего (при этом в необходимых случаях, в соответствии с законодательством и учредительными документами, руководитель будет обязан получать и согласие органов управления юридического лица). Это следующие действия:

  • распоряжение любым имуществом (как недвижимым, так и движимым), балансовая стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • получение и выдача займов (кредитов);
  • выдача поручительств и гарантий;
  • уступка прав требования, перевод долга;
  • учреждение доверительного управления имуществом должника.

Эти сделки требуют одобрения временного управляющего. При этом возникает важный практический вопрос, связанный с оценкой последующего одобрения управляющего сделки. Представляется разумным допущение последующего одобрения, однако это должно быть прямо установлено в Законе. При отсутствии указанных норм одобрение должно предшествовать сделке - таково буквальное толкование нормы ч. 1 п. 2 ст. 64 Закона. Соответственно, при включении в Закон положений о последующем одобрении (что соответствовало бы сути конкурсных отношений) мы пришли бы к выводу о том, что сделки, заключенные без согласия управляющего, оспоримы. В настоящее время все указанные сделки являются ничтожными.