Файл: Процедуры банкротства: виды, общая характеристика (Процедуры, применяемые по отношению к должнику).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЖНИКУ
1.6. Упрощенные процедуры банкротства
ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА: ПРОБЛЕМЫ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Проблемы, связанные с процедурой банкротства
2.2. Перспективы совершенствования российского законодательства о банкротстве
Поскольку конкурсное производство может окончиться, по общему правилу, только ликвидацией юридического лица после полной реализации его имущества, нередко возникает необходимость продления сроков конкурсного производства на срок свыше полутора лет. Ныне действующий Закон не упоминает о возможности продления срока, в то время как Закон 1998 г. такую возможность допускал - практика показывает, что некоторые конкурсные производства, открытые в 1998-99 гг., не закончены и поныне; как отмечается, конкурсное производство может длиться неоправданно долго, причем нередко единственным заинтересованным в этом лицом остается конкурсный управляющий[16]. В результате возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но реализовано не все имущество либо распределены между кредиторами не все денежные средства.
Из буквального толкования норм п. 2 ст. 124 Закона следует, что независимо от указанных обстоятельств необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество в соответствии с нормами ст. 148 Закона, что нелогично и нецелесообразно. Представляется, что при наличии необходимости (которая, на наш взгляд, должна быть обоснована, иначе может быть поставлен вопрос о недобросовестном исполнении управляющим своих обязанностей) в исключительных случаях арбитражный суд может продлить конкурсное производство и далее.
Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (называется оно так) должно содержать следующую информацию:
- о признании должника банкротом;
- об открытии конкурсного производства;
- о назначении конкурсного управляющего (при наличии такой возможности).
С момента открытия конкурсного производства правовое положение должника - юридического лица претерпевает серьезные изменения. Так, органы управления юридического лица отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом организации. Функции управления имуществом переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства. Конкурсным управляющим может быть назначен гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и обладающий необходимыми знаниями. Конкурсный управляющий должен иметь лицензию, выданную государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Конкурсный управляющий наделен широким спектром прав, установленных законодательством. Для их реализации органы управления должника в течение трех дней после назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности. При осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий должен действовать разумно и добросовестно, с учетом интересов должника и его кредиторов. Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего контроль за его деятельностью возложен на собрание или комитет кредиторов. Однако не все имущество должника может быть включено в конкурсную массу. Так, не подлежат включению в конкурсную массу предметы, изъятые из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, имущество, находящееся во владении или пользовании должника, но не принадлежащее должнику, в том числе арендованное, имущество, находящееся у него на хранении, и так далее. После того как конкурсная масса окончательно сформирована, составляющие ее материальные объекты подлежат реализации с целью последующего удовлетворения требований кредиторов и погашения обязательств должника по обязательным платежам. Для расчетов с кредиторами одновременно с формированием конкурсной массы определяется размер требований, предъявленных к должнику в пределах установленного для этого срока. После окончания этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный (ликвидационный) баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.
Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Всего Законом предусмотрено три очереди удовлетворения кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются все остальные требования кредиторов. Следует отметить, что кредиторы, требования которых обеспечены залогом, имеют преимущество перед другими кредиторами должника. В прежнем Законе имущество, являющееся предметом залога, не включалось в конкурсную массу. Сейчас требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника. Однако в случае, если у должника не имеется иного имущества, кроме заложенного, при реализации предмета залога первоначально удовлетворяются требования залоговых кредиторов, а потом все остальные.
К третей очереди кредиторов относятся также требования кредиторов по обязательным платежам.
При определении размера требований учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
После завершения всех расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением документов, подтверждающих продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Конкурсное производство завершается после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего и вынесения судом определения. Это определение конкурсный управляющий в десятидневный срок должен представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридического лица, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника — юридического лица.
1.5. Мировое соглашение
Следует отметить, что на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве будь то процедура наблюдения, внешнее управление, финансовое оздоровление или конкурсное производство должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п.,
- вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.
Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела на взаимоприемлемых для должника и кредитора условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою предпринимательскую деятельность, направляя получаемую прибыль для погашения долгов. В случае невыполнения должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением, кредиторы вправе предъявить ему требования только в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения нового дела о банкротстве права кредиторов будут определяться условиями заключенного ими мирового соглашения.
1.6. Упрощенные процедуры банкротства
Кроме обычных процедур банкротства юридических лиц, Закон о несостоятельности выделяет так называемые упрощенные процедуры банкротства – банкротство ликвидируемого должника и банкротство отсутствующего должника. В случае если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (очевидно, имеются в виду все требования), для данного юридического лица применяется особый порядок ликвидации, установленный параграфом 1 гл. XI Закона. Не имеет значения, была ли ликвидация добровольной либо принудительной (т.е. принято решение о ликвидации самим юридическим лицом либо судом). Между тем в процессе добровольной ликвидации (в обычном порядке) учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, имеют возможность передумать, приняв решение о продолжении деятельности юридического лица. Если же выясняется, что имущества должника недостаточно для исполнения всех требований, обязательно осуществляется переход к конкурсному процессу, исход которого - только ликвидация.
Существенно отличается от общего правила и положение о том, кто обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника. Это зависит от того, была ли уже образована ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор) или нет.
В первом случае субъектом обязанности является ликвидационная комиссия (ликвидатор). Однако возникает интересная ситуация: в силу п.1 ст.10 Закона ответственность за нарушение обязанности по обращению в арбитражный суд несут члены ликвидационной комиссии. Следовательно, любой из них заинтересован в подаче заявления при наличии указанных обстоятельств, т.е. суд обязан такое заявление принять. Такой вывод подтверждается еще и тем, что ликвидационная комиссия не является субъектом правоотношений, а потому нельзя говорить, что ее председатель действует от имени комиссии.
Во втором случае субъектом обязанности по обращению в суд является руководитель должника, любой из его учредителей (участников), собственник имущества унитарного предприятия.
Обращает на себя внимание важнейшее правило, установленное в п.3 ст.225 Закона о несостоятельности - в случае, если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, к ликвидируемому должнику не применяется параграф 1 гл. XI. По сути, к ликвидируемым юридическим лицам применяется критерий неоплатности (стоимость имущества менее стоимости обязательств). Кроме того, не имеют значения ни срок, ни размер задолженности, однако это актуально для случаев. Если ликвидируемый должник рассматривается как обычное юридическое лиц (а это возможно даже после принятия решения о ликвидации), все положения о признаках и критерии неплатежеспособности к нему применяются.
Прежде всего, следует отметить, что при рассмотрении дела может быть вынесено только одно решение - о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, одновременно утвердив конкурсного управляющего. В этом случае к ликвидируемому должнику не применяются такие процедуры как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление. Неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур не всегда обосновано.
Если не было подано заявление о банкротстве, т.е. ликвидация была осуществлена в обычном, внеконкурсном порядке, окончание ликвидации будет невозможно, так как нормами статьи устанавливается, что нарушение указанных требований служит основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимает арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом. При этом не применяются (опускаются) такие стадии как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Заявление о банкротстве отсутствующего должника может быть подано любым из кредиторов либо уполномоченным органом. Важной особенностью банкротства отсутствующего должника является то, что при подаче заявления о его банкротстве не имеет значения размер задолженности. Закон не уточняет, обязательно ли соблюдение трехмесячного срока неисполнения обязательств. Поскольку об этом ничего не сказано, можно прийти к выводу о применении общих правил, однако в ряде случаев целесообразно было бы установить в Законе исключения и в отношении срока исполнения обязательств. Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве отсутствующего должника, только если у этого должника есть средства, необходимые для финансирования процедур банкротства. Правительство РФ должно определить порядок и условия финансирования процедур в отношении отсутствующих должников. Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично. Рассматривая дело о банкротстве, арбитражный суд может принять только одно решение - о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Прекращение упрощенной процедуры банкротства и переход к вышеуказанным процедурам возможен только при наличии определения арбитражного суда, принятого по ходатайству конкурсного управляющего и при обнаружении последним имущества должника.