Файл: Нотариальные действия (Понятие и функции нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если нотариус обнаружит, что совершенное им нотариальное действие является неправомерным, то он информирует об этом прокурора с целью отменить данное нотариальное действие в установленном законом порядке. О сделанном прокурору сообщении нотариус доводит до сведения орган юстиции.

Нотариус по своей инициативе или по просьбе заинтересованных лиц может исправить лишь явные описки или явные арифметические ошибки, не меняющие существа удостоверенного или выданного документа.

2.3. Ограничения в совершении нотариальных действий

Как следует из ст.6[36] нотариус не вправе:

- заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

- оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус не вправе заниматься самостоятельной деятельностью, направленной на получение прибыли. Как известно, предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Дело в том, что нотариус, состоя или являясь учредителем различных предприятий, кровно заинтересован, чтобы это предприятие было рентабельно и приносило прибыль, иначе оно прекратит свое существование. В этой связи он никак не может быть беспристрастен и независим.

Нотариус может заниматься научной и преподавательской деятельностью. Это не столько право, сколько обязанность нотариуса, поскольку, занимаясь научной деятельностью, он растет профессионально. Обобщая опыт работы, подготавливая публикации, выступления на семинарах и совещаниях, нотариус устраняет собственные пробелы. Занимаясь педагогической работой, то есть обучением и воспитанием молодежи, нотариус раскрывает суть законодательства, порядок его применения, способствует формированию правосознания молодежи. При обучении нотариус сам более глубоко усваивает те или иные правовые нормы, что способствует его дальнейшему профессиональному росту.

Нотариус не вправе заниматься коммерческой деятельностью, направленной на оказание посреднических услуг для склонения одной стороны к продаже, другой к покупке. К нотариусу стороны сами приходят, предварительно согласовав между собой все вопросы, все стороны той или иной сделки. Нотариус облекает волю сторон в законодательную форму, обеспечив при этом, чтобы ни одно положение договора не противоречило Конституции Российской Федерации, законодательству.


В силу того, что нотариальная деятельность не является предпринимательством, она не должна рекламироваться. Такое ограничение установлено законодательствами Венгрии, Германии, Италии, Франции.

Как уже указывалось выше, нотариус должен быть беспристрастен, то есть у него не должно быть пристрастия к той или иной стороне. Нотариус при совершении нотариального действия не может преследовать личного интереса и выгоды, а также интересов близких родственников. Именно в силу этих причин нотариус не имеет права совершать нотариальные действия в отношении себя и своих родственников.

Беспристрастность нотариуса обязывает его всесторонне, объективно и основательно разъяснить сторонам, совершающим нотариальные действия, их права, обязанности, суть и последствия совершенного действия, чтобы юридическая неосведомленность и неграмотность не стала причиной ущерба какой-либо стороне – участнице нотариального действия.

Независимость нотариуса проявляется в том, что в отношении совершаемого нотариального действия он свободен, не подчинен никаким указаниям, самостоятельно принимает решения. При принятии решения нотариус руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации и актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу и лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения и оглашать документы, которые им стали известны в связи с совершаемыми нотариальными действиями или из документов, хранящихся у нотариуса. Все нотариальные документы, хранящиеся у нотариуса, сведения о них и копии с них могут выдаваться только лицам – участникам нотариального действия или лицам, в отношении которых совершены данные действия. Исключение в данном случае составляют завещания.

Нотариусу и лицам, работавшим в нотариальной конторе, запрещается разглашать какие-либо данные о совершенном или совершаемом нотариальном действии даже после сложения ими полномочий или увольнения. Это связано с тем, что многие сведения из личной жизни граждан, порой подтвержденные документально, остаются у нотариуса и хранятся у него в архиве. Предавая огласке эти документы, тем самым осуществляется вмешательство в личную жизнь гражданина и ему наносится ущерб (материальный, моральный). Гражданин, чьи права были нарушены, вправе обратиться в суд с иском о возмещении ущерба к лицу, огласившему эти документы.


Нотариус не вправе отдавать из конторы какие-либо документы по запросу любых органов, в том числе нотариальных палат, органов юстиции. Исключение составляют лишь суды, прокуратура, органы следствия. Информация о совершенном нотариальном действии и документы могут быть выданы в связи с производством в этих органах уголовного или гражданского дела, а также арбитражному суду в связи с находящимся в его рассмотрении делом, или с постановлением следственных органов о выемке документов, находящихся у нотариуса. Нотариусы обязаны представлять в налоговые органы справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимые для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОТАРИАТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1. Проблемы реформирования отечественного нотариата

С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате остаются неразрешенными многие вопросы, возникшие не только из-за пробелов, но и коллизий между нормами основного закона о нотариате.

Ввиду различных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мнениях субъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторами Концепции совершенствования законодательства о нотариате предложено идти по пути поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате.

В ее основе – положения о необходимости четкого определения публично-правового статуса нотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты; разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата; обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по государственному контролю в сфере нотариата[37].

Вопросы, безусловно, затронуты принципиально необходимые и устранят целый ряд разногласий, возникающих при толковании отдельных норм закона. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание и на другие существенные моменты.

Так, в отличие от иных органов нотариальные органы не имеют четкого законодательного определения собственной системы.


Большинство авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично-правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы нотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)[38]. При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности, рассматриваются как публично-властные, а функции нотариата, обеспечивающие законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями государственных органов.

Попытки придать нотариату новый облик, найти место во властной среде, в принципе, положительно противопоставлены другой крайности-стиранию граней между нотариальной и предпринимательской деятельностью.

К сожалению, изложенные выводы не всегда основываются на действующих нормах российского законодательства. На основании анализа разных точек зрения можно сделать вывод о неоднозначности толкования норм основного закона о нотариате. Это приводит к разнообразию их применения и в целом негативно влияет на процесс развития уникального по своей форме правозащитного института.

Нормы законодательства, предоставляющие нотариусам право совершать исполнительные надписи, обеспечивать доказательства путем допроса свидетелей, осмотра письменных и вещественных доказательств, назначения экспертизы, налагать запреты на отчуждение имущества, взыскивать имущество, алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения, позволяют заявить о соотношении указанных нотариальных действий с функциями правосудия. Совершая указанные нотариальные действия, нотариусы не осуществляют превентивное (предупредительное) правосудие, а подменяют его.

Будет ли оставлено указанное право нотариусам – решать законодателю. Период судебной реформы не закончен. Метод правового регулирования нотариатом пока еще исходит от влияния надстроечных факторов общества на организацию нотариальной деятельности. Принимая основы о нотариате, законодатель закрепил элементы нотариата латинского типа, опираясь на старые традиции государственного нотариата – системы государственных учреждений (государственных нотариальных контор) и уполномоченных должностных лиц.

Следует указать, что реализация этих положений приводит к нарушению конституционных прав граждан. К примеру, взыскание неуплаченного физическим лицом в срок налога, уплата которого является конституционной обязанностью каждого, производится в судебном порядке[39]. Правоотношения же, возникающие между субъектами в результате нотариального удостоверения соглашений об исполнении обязательств, относятся к гражданско-правовым и должны разрешаться в порядке гражданского судопроизводства.


Представляется, что при наличии письменного согласия должника погасить долговые обязательства совершенные нотариальные действия следует рассматривать как удостоверение (свидетельствование) признания должником своей неправоты. Поэтому в перечень видов нотариальных действий необходимо внести соответствующие изменения.

Правильная оценка природы и механизма публично-правового регулирования во многом зависит от формирования современного правопонимания[40]. Сопоставляя нормы законодательства на стыке реформ, происходящих в России, следует отметить, что метод государственного регулирования нотариатом по способу воздействия на управляемые объекты значительно отличается от жесткого административного регулирования времен командно - административной системы.

Нотариат не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти[41], но презюмируется в системе Минюста России как «иные органы и учреждения юстиции»[42]. На основании действующих норм сформулировать определение нотариата как службы, органа или учреждения достаточно сложно. Вероятно, в процессе нормотворчества положение нотариата будет конкретизировано.

С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[43], очевидно, придется пересмотреть взгляды на статус нотариуса как представителя власти. Ранее сомнения на этот счет в литературе уже высказывались[44]. В примечании к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, в отличие от Уголовного кодекса РФ, не раскрывшего данное понятие, представитель власти определен как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. По уголовному и административному законодательству нотариус не является должностным лицом, следовательно, он не является представителем власти.

Юридические исследования правозащитных функций нотариата в основном направлены на выявление его общих признаков с правоохранительными органами. Нормативное определение понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» отсутствует. Тем не менее, об исследованиях в данной области вышло достаточно большое количество публикаций. В систему правоохранительных органов авторы включают органы, оказывающие юридическую помощь.