Файл: Нотариальные действия (Понятие и функции нотариата).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОТАРИАТА
1.1. Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом
1.2. Понятие и функции нотариата
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами
2.2. Порядок совершения нотариальных действий
2.3. Ограничения в совершении нотариальных действий
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОТАРИАТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование статуса нотариата и нотариальной деятельности, отвечающее требованиям складывающихся общественных отношений в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, является основой эффективного осуществления нотариусами деятельности по защите прав граждан и юридических лиц – основной функции института российского нотариата.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, несмотря на вносимые изменения[1], не вполне отвечают стандартам закрепления статуса нотариата и нотариальной деятельности как сфера, в полной мере защищающей права и свободы человека и гражданина.
Российская Федерация является правовым государством, устанавливающим высокие требования к обеспечению законности правоотношений в области гражданского оборота, защиты собственности, обеспечения наследственных и семейных прав.
Институт нотариата в правовом государстве исторически призван занимать важное место в обеспечении режима законности и правопорядка.
Институт нотариата, как несудебная форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, является согласно Резолюции Европейского парламента институтом превентивного правосудия.
Современный же российский нотариат, имеющий недостаточную, на наш взгляд, правовую основу деятельности, отвечающую указанным критериям, не обладает достаточно широкими полномочиями для осуществления полноценной и эффективной защиты субъективных прав.
Эти обстоятельства настоятельно требуют обратить внимание на роль и место российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав, как института, осуществляющего правоохранительную деятельность.
Несмотря на значительное число публикаций, посвященных проблемам нотариата, появившихся в последнее время[2], статус нотариата и нотариальной деятельности является недостаточно исследованным и требует дальнейшей разработки.
Объект исследования – объективно сложившиеся в России общественные отношения, определяющие содержание правового статуса нотариата и нотариальной деятельности.
Предмет исследования – правовые нормы, регламентирующие организацию института нотариата, его место в правоохранительной системе государства, деятельность нотариусов по осуществлению нотариальной деятельности и совершению отдельных нотариальных действий.
Цель работы – комплексное исследование современного состояния института российского нотариата, выявление сущности правового статуса нотариата, рассмотрение отдельных элементов правового статуса нотариата и нотариальной деятельности, а также анализ эффективности правового регулирования указанных элементов.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
- исследовать основы института нотариата и нотариальной деятельности;
- рассмотреть законодательство о нотариальной деятельности;
- проанализировать вопросы совершения нотариусами и должностными лицами нотариальных действий;
- изучить проблемы и перспективы совершенствования законодательства о нотариате и нотариальной деятельности.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и других научных методов познания социально-политических методов и процессов.
В процессе исследования использовались нормативно-правовой, исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного познания.
Теоретической основой исследования стали научные монографии и статьи российских и зарубежных правоведов как по вопросам организации института нотариата и осуществления нотариальной деятельности, так и в сфере осуществления правоохранительной деятельности и по отдельным проблемам защиты прав граждан и юридических лиц: Ю.Н.Власова, С.Л.Дегтярева, В.В.Яркова, В.С.Репина, О.В.Хышиктуева и др.
Нормативную основу работы составили нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность нотариата, определяющие систему прав и обязанностей нотариусов как лиц, осуществляющих публичную деятельность по защите прав граждан и организаций. Кроме того, внимание было обращено и на анализ законопроектных работ, посвященных регулированию нотариата и нотариальной деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены основы деятельности нотариата. Во второй главе изучены вопросы совершения нотариальных действий. Третья глава посвящена исследованию проблем и перспектив правового регулирования нотариата.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОТАРИАТА
1.1. Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом
Начало развития нотариата, скорее всего, можно отнести к середине VIII века (Италия). Его прообразом был древнеримский институт табеллионов - лиц, занимавшихся под контролем государственной власти сочинением юридических актов[3]. В конце XIX века по устройству нотариата первенствовала Франция, в которой была установлена концепция нотариата, неразрывно связанная с магистратурой. Сначала нотариус по-своему выполнял современные обязанности секретаря суда (составлял договоры и отдавал их на подпись судье). Позже очень быстро нотариус наравне с судьями стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры.
Стать нотариусом могло только лицо, имеющее стаж работы в нотариальной конторе не менее 6 лет. Затем необходимо было сдать специальный квалификационный экзамен. Задачи нотариата были очень широки. Нотариусы освидетельствовали все акты и договоры, составляли описи имущества, выдавали разного рода свидетельства, совершали публичные продажи. Должности нотариуса были несменяемыми. Взыскания на «провинившегося» налагались советами нотариусов, который избирался профессиональным собранием. Статус нотариуса был настолько весом, что нотариальные акты имели, безусловно, доказательную силу и исполнялись без особого судебного решения. Формы же нотариального производства, равно как и ответственность нотариусов, подробно регламентировались законами.
Что касается России, то в нашей стране до революции нотариус был одним из уважаемых и высококвалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты стали заключаться в XIV-XV веках. Мытники в присутствии свидетелей на рынках регистрировали сделки, за совершение которых сбирались пошлины и сборы. В 1649 году, в период правления царя Алексея Михайловича, по статьям Соборного уложения "писать на дому" разрешалось только определенные акты: о займе денег или хлеба (в деревнях на суммы не свыше 10 рублей), сговорные свадебные записи и духовные завещания.
Другие юридические акты должны были составляться площадными подъячими. Радикальную реформу нотариат России впервые пережил в 1866 году. Тогда Положение о нотариате получило силу закона, по которому нотариусы числились на государственной службе без права занимать какую-либо иную должность. Сфера юрисдикции нотариуса распространялась только на округ окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Желающий примкнуть к сообществу нотариусов должен был пройти собеседование с комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса, после чего внести определенный залог в окружной суд. Из этого залога удовлетворялись взыскания по должности и частные долги нотариуса.
Освободить нотариуса от своей деятельности мог только старший председатель судебной палаты по представлению председателя окружного суда или по решению суда.
Оплата работы нотариуса зависела от ее интенсивности. Однако, даже при личной заинтересованности в увеличении числа сделок нотариус не мог себе позволить совершать любые нотариальные действия, поскольку любая сделка обеспечивалась его залогом.
Первые законодательные попытки нормировать процедуру удостоверения правильности и имения законной силы документов предпринимались буквально сразу после прихода к власти в стране новых политических сил в 1917. Однако, сложившаяся внутренняя и внешняя обстановка не позволяла в тот период говорить о сложившейся и устоявшейся системе органов нотариата в Советской России, а - тем более - о единообразном толковании пределов компетенции нотариата. Обстановка в государстве должна была окончательно нормализоваться, чтобы появились выверенные и лаконичные документы власти по изучаемому нами вопросу.
Таким образом, с началом советского периода нотариат России коренным образом изменил свой правовой статус. Его роль стала малозначимой. Отмена частной собственности на землю, на средства производства, на жилище обрекла некогда мощный российский нотариат на гибель - он оказался на задворках юриспруденции. Потребности в нотариате у советской власти не было. Вплоть до принятия в 1993 году Закона законодательства РФ о нотариате главной функцией нотариуса были лишь регистрация сделок с автомобилями и заверение завещаний, копий документов и всевозможных доверенностей, как правило на получение пенсии и заработной платы. По сути, нотариус превратился в клерка, который только и делал, что заверял копии документов. К первой попытке реанимировать нотариат в начале 90-х годов государство отнеслось безразлично. Однако переход к рыночным отношениям уже явно показал, что государственный нотариат не готов к работе в новых условиях. Поэтому Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. были приняты новые «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»[4].
Необходимость в обеспечении защиты прав и интересов, более точно в охране прав и интересов, важна для каждого. Это может быть убежденность в действительности приобретенных прав, например права на имущество, или в подлинности подписи на документе или самого документа. Эту социальную потребность и обеспечивает законодательство о нотариате и его деятельности[5].
Современное российское законодательство о нотариате представляет собой комплекс нормативных правовых актов, среди которых особая роль отводится Конституции Российской Федерации и Основам законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 года.
Так, все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.
Именно в Основном законе закреплены:
- признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц;
- равенство всех перед законом и судом;
- неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;
- право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;
- недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда;
- права наследования; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц;
- право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.
Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права, можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.
Общие нормы провозглашают, прежде всего, что Россия – демократическое, правовое государство. Это положение и является отправной точкой для деятельности нотариата.
Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии решений о нотариате и нотариальном процессе, должны превалировать принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Особенно актуальным это является в условиях борьбы за создание нового законодательства о нотариате, когда многие выступают с политическими заявлениями о том, что России не нужен латинский нотариат, настаивают на огосударствлении нотариата, что было присуще советской правовой системе[6].