Файл: Нотариальные действия (Понятие и функции нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, систему нотариального права составляет четкая иерархия нормативно-правовых актов во главе с Конституцией.

Наряду с Основным законом это ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты.

С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина.

Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп.«л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении.

Как видится, является достаточным действующее законодательное закрепление места нотариата. Требуется только добавить норму о разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов в виде соответствующего соглашения.

Основным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I.

Кроме того, отдельно следует сказать о Методических указаниях по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных приказом Минюста России от 15 марта 2000 года № 91[7]. Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания практической помощи нотариусам по совершению отдельных видов нотариальных действий.

В частности, в рекомендациях рассмотрены вопросы:

- удостоверение сделок;

- принятия мер к охране наследственного имущества;

- выдачи свидетельств о праве на наследство;

- свидетельствования верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода;

- удостоверения фактов;

- передачи заявлений физических и юридических лиц;

- обеспечения доказательств, и др.

Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ[8], ГПК РФ[9], СК РФ[10], НК РФ[11], а также международные соглашения Российской Федерации.

Анализ перечисленных нормативных правовых актов позволяет утверждать, что нотариальная деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, в том числе и в сфере международного правового сотрудничества.

Так, все нотариальные действия по целенаправленности и содержанию можно условно разделить на четыре группы:

- удостоверение бесспорного права: выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, в том числе в случае смерти одного из супругов;


- удостоверение бесспорных фактов: сделок; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; перевода документов с одного языка на другой; нахождения лица в живых или в определенном месте; тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; времени предъявления документов;

- придание документам исполнительной силы: совершение исполнительной надписи; совершении протестов векселей, морских протестов; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

- охранительные нотариальные действия: принятие мер к охране наследственного имущества; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; принятие документов на хранение; обеспечение доказательств; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам.

Наиболее широкой предметной компетенцией обладают государственные нотариусы, которые вправе совершать все перечисленные в законе 20 видов нотариальных действий.

Среди нормативных актов, направленных на регулирование организационных основ нотариата, необходимо указать такие акты, как указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Они не должны противоречить вышеназванным законам. К ним относятся:

- Указ Президента РФ от 22.07.2002 года № 767 «Об использовании государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»[12];

- Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 года № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»[13];

- Постановление Правительства РФ от 19.06.1996 года № 710 «О внесении изменений в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденный Постановление Совета Министров от 11 марта 1976 года № 171», и др.[14]

Среди ведомственных нормативных актов, регулирующих нотариальную деятельность, необходимо назвать следующие:

- Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 года № 178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности»[15];


- Приказ Минюста РФ от 30.11.1999 года № 346 «Об отмене приказов, распоряжений и писем Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению деятельности нотариата»[16];

- Письмо МНС РФ от 14.04.2004 года № 33-0-11/285@ «О применении контрольно-кассовой техники нотариусами»[17];

- Письмо ФНС РФ от 18.05.2005 года № 04-2-03/67 «О расходах частнопрактикующего нотариуса»[18], и др.

Наряду с указанными выше законами и подзаконными актами следует также в качестве источников правового регулирования нотариальной деятельности назвать материалы судебно-арбитражной практики.

С одной стороны, судебная практика в Российской Федерации не является официальным источником права, а поэтому не обязательна в правоприменении как, к примеру, в англосаксонской системе права. В то же время, в России нижестоящие суды нередко обращаются к обзорам судебной и арбитражной практики вышестоящих судов, в том числе и Высшего Арбитражного суда и Верховного Суда РФ.

Среди основных актов высших судов, затрагивающих вопросы нотариальной деятельности и статуса нотариата, можно указать следующие:

- постановление Президиума Верховного Суда РФ от 03.03.1999 года № 170пв-98пв «Об отмене решения Верховного Суда РФ от 30.07.1998 года № ГКПИ98-285 и признании незаконным пункта 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановление Правительства РФ от 11.10.1993 года № 1018, в части включения нотариусов в Перечень плательщиков страховых взносов в Фонды обязательного медицинского страхования»[19];

- решение Верховного Суда РФ от 04.08.1998 года № ГКПИ98-238 «О признании недействующим Положения о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденного Минюстом РФ 22.11.1993 года № 8-5/149-081293»[20];

- постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.1981 года № 1 (ред. от 25.10.1996 года) «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении»[21];

- письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 28.05.1993 года № С-13/ОСЗ-169 «В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»[22], и др.

Кроме этого, в качестве источников правового регулирования нотариата также можно назвать акты Конституционного суда Российской Федерации:


- определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 года № 150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»[23];

- определение Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 года № 36-О «По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»[24];

- постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законов законодательства о нотариате»[25], и др.

Акты Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и обжалованию не подлежит, что приближает их по юридической силе к Конституции Российской Федерации.

В настоящее время все чаще говорится о необходимости совершенствования законодательства о нотариате, в частности, принятия Федерального закона «О нотариате». Более подробно вопросы о совершенствовании законодательства о нотариате будут рассмотрены в третьей главе данной работы, некоторые из которых соотносятся с западной практикой нотариата.

1.2. Понятие и функции нотариата


Государство гарантирует защиту прав человека и гражданина. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения (естественные права и свободы).

Перечисление прав и свобод человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации[26], не является исчерпывающим. Рассмотрим те из них, которые в значительной степени связаны с нотариальной деятельностью.

Ст.19 Конституции Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также исполняют обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами).

Каждый имеет право на пользование государственным языком. Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и др. объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Законом гарантируется право наследования. Каждый гражданин имеет право на жилище на условиях аренды, путем приобретения или строительства жилья без ограничения площади.


В соответствии со ст.1 Основ законодательства о нотариате[27] нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

По справедливому мнению почетного вице-президента Международного Союза Латинского нотариата Д.Лаурини, нотариат выполняет свои функции в плане бесспорного правосудия: «Нотариусы выступают как беспристрастные, независимые третьи лица, дают советы, не обращая внимания на то, кто является участником сделки»[28].

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата.

Наличие двух категорий нотариусов – государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой, - с равными правами и обязанностями было объективной закономерностью.

Во-первых, возрождение института нотариуса, занимающегося частной практикой, довольно-таки сложный процесс как в организационном, так и в личностном плане. Основы сконструированы таким образом, что на первом этапе нотариусом, занимающимся частной практикой, мог быть только государственный нотариус, потому что лица, пришедшие со стороны и желающие стать частнопрактикующими нотариусами, должны были пройти стажировку не менее 6 месяцев. Нотариусы не все и не в одночасье перейдут на частную нотариальную практику. В силу этих причин сохранение в Основах двух категорий нотариусов было необходимостью.

Кроме того, ведение наследственных дел требовало сохранения государственных нотариусов. Сохранение государственных нотариусов и оставление ведения ими наследственных дел – не пробел Основ; дело в помещениях, где хранятся наследственные дела, архивах, самом ведении наследственных дел среди нотариусов и т.п.[29]

Таким образом, именно в силу этих причин Основы предусматривают сохранение государственного нотариата.

Согласно закону, нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.