Файл: В зависимости от цели деятельности различают финансы коммерческих и некоммерческих предприятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2 АНАЛИЗ РОЛИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.1 Взаимосвязь финансов хозяйствующих субъектов и государственного бюджета
2.2 Налоговые доходы как основной вид доходов федерального бюджета
3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы в области финансов хозяйствующих субъектов
3.2 Предложения по повышению эффективности использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов
Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики.Финансы коммерческих предприятий и организаций – это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
Изучив теоретические аспекты организации финансов хозяйствующих субъектов можно сделать следующие выводы:
Финансы хозяйствующих субъектов – относительно самостоятельная сфера системных финансов государства, охватывающая круг денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками.
Функции финансов предприятий реализуются на микроэкономическом уровне, они непосредственно связаны с формированием и использование капитала и денежных фондов предприятий в условия их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе.
Финансовые ресурсы предприятий – это денежные средства и поступления, которые находятся в распоряжении предприятий, предназначены для осуществления ими своих финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.
Финансы организаций можно классифицировать по различным признакам, отражающим влияние на их организацию организационно-правой формы, отраслевой принадлежности, отношения с субъектом права собственности, размеров и цели деятельности.
Главное отличие коммерческих и некоммерческих организаций в части формирования финансовых ресурсов. Коммерческим организациям присущ принцип самофинансирования, т.е. большая часть источников финансовых ресурсов – это доходы от предпринимательской деятельности, а основной источник финансовых ресурсов – прибыль. Большинство же некоммерческих организаций функционируют на принципе бюджетного финансирования, в то время как доходы от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг ограничены.
2 АНАЛИЗ РОЛИ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.1 Взаимосвязь финансов хозяйствующих субъектов и государственного бюджета
Финансы хозяйствующих субъектов в любом государстве являются основой любого бюджета. Различного вида налоги и отчисления аккумулируются в финансовой системе государства и, перераспределяясь, определяют государственную социально-экономическую политику государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.
Основная доходная часть бюджета с точки зрения финансов формируется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов – налогов и является основой для формирования расходов субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую деятельность. Для субъектов хозяйствования, осуществляющих коммерческую деятельность, государственный бюджет служит источником финансирования в ходе реализации государственных программ.
Чем более прибыльно работает предприятие, тем больше заработная плата работников, а, следовательно, больше налоговые отчисления с прибыли и оплаты труда. Эти средства являются одним из основных источников пополнения бюджета, т.е. можно сказать, что чем более эффективно работают предприятия, тем более богато и благополучно живет государство в лице его граждан [1; с. 125].
Финансы хозяйствующих субъектов могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. Финансы хозяйствующих субъектов используются для регулирования отраслевых пропорции в рыночной экономике, способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий
Объем расходов бюджета ограничивается объемом поступающих доходов, размер которых зависит от благосостояния субъектов хозяйствования, а значит, и от степени развития экономики. С другой стороны, бюджетные расходы способствуют увеличению материальной базы предприятий и населения. Это улучшает различные макроэкономические показатели, что приводит к росту доходов государственного бюджета [8].
Рассмотрим основные виды доходов государственного бюджета, поступающие от хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст.50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
– федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год;
– таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
– государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 - 46 БКРФ, в том числе за счет (статья 51 БКРФ):
– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, – в полном объеме;
– доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
– части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
– прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
– доходы от внешнеэкономической деятельности;
– доходы от реализации государственных запасов и резервов.
В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.
Финансирование предприятий, за счет средств находящихся в федеральном бюджете, осуществляется за счет целевого кредитования предприятий, поддержки экспорта промышленной продукции, также используются такие инструменты как дополнительная капитализация предприятий, прямая господдержка и госгарантии по кредитам. В основном осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства за счет снижения налогового бремени и дополнительного инвестирования.
В таблице 1 представим структуру доходов федерального бюджета за 2020 - 2022 годы.
Таблица 1 – Структура доходов федерального бюджета за 2020 - 2022 гг.
Доходы федерального бюджета | 2019 год | 2020 год | 2021 год | |||||
Млн. руб. | % | Млн.руб. | % | Млн.руб. | % | |||
Налоговые доходы | 399499,7 | 84,3 | 675039,1 | 84,7 | 1025178.4 | 93,7 | ||
Неналоговые доходы | 33012,9 | 7,0 | 61906,5 | 7,8 | 73537,6 | 5,2 | ||
Доходы целевых бюджетных фондов | 41163,5 | 8,7 | 60255,3 | 7,5 | 9713,6 | 1,2 | ||
Всего доходов | 473676,1 | 100,0 | 797200,9 | 100,0 | 1108429.6 | 100,0 |
Из таблицы 1 видно, что большую часть дохода федерального бюджета составляют налоговые доходы. В 2021 году налоговые доходы увеличились на 9 %. Основными факторами, оказавшими негативное влияние на доходы федерального бюджета стали: падение мировых цен на энергоносители; налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки (снижение ставки налога на прибыль и увеличение необлагаемого минимума по НДПИ на нефть).
Таким образом, осуществляется тесная взаимосвязь между предприятиями и федеральным бюджетом. Предприятия являются основным источником пополнения федерального бюджета за счет налоговых отчислений, в свою очередь государство осуществляет поддержку предприятий в кризисные периоды.
2.2 Налоговые доходы как основной вид доходов федерального бюджета
Налоговые доходы являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От величины налоговых поступлений зависит возможность государства эффективно выполнять возложенные на него функции, а именно, обеспечение обороноспособности, внутреннего порядка и социальное обеспечение населения.
Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.
Рассмотрим основные налоговые доходы федерального бюджета – налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых – и их динамику.
Как уже говорилось выше, значительную часть налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Рассмотрим еще один вид налоговых доходов федерального бюджета, взимаемый с хозяйствующих субъектов – налог на прибыль. По удельному весу в формировании бюджетных доходов налог на прибыль занимает одно из ведущих мест. Плательщиками налогов являются все хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Рассмотрим еще один вид налоговых доходов, занимающий большой удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета – налог на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр – организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, все рассмотренные выше налоги, уплачиваемые хозяйствующими субъектами, составляют значительную часть доходов федерального бюджета.
Проанализировав роль финансов хозяйствующих субъектов в формировании доходов федерального бюджета можно сделать следующие выводы:
Основная доходная часть бюджета с точки зрения финансов формируется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов – налогов и является основой для формирования расходов субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую деятельность.
По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.