Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»
Юридический институт
Кафедра конституционного и международного права
Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации (бакалаврская работа)
Выполнила студентка
3 курса, 368–з группы, Зайцева Елена Сергеевна
(подпись)
Научный руководитель
к. ю. н. доцент Чепрасов Константин
Викторович
(подпись)
Допустить к защите Бакалаврская работа И. о. зав. кафедрой, к. ю. н., Защищена
доцент «___» ______________2019 г.
Игнатовская Ирина Оценка__________________
Ивановна
(подпись) Председатель ГЭК
«___» _____________2019 г.
(подпись)
Барнаул 2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации……… ……………………6
1.1. Понятие, место и роль конституционного права на социальное обеспечение в системе социальных прав и свобод личности………………....6
1.2. Российское социальное государство как конституционная основа обеспечения права на социальное обеспечение……………………………….13
Глава 2. Конституционно-правовые аспекты закрепления и реализации права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации ……………..24
2.1. Конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации права
граждан на социальное обеспечение…………………………………………...24
2.2. Механизм реализации права граждан Российской Федерации на
социальное обеспечение………………………………………………………...34
Глава 3. Актуальные проблемы реализации конституционного права на
социальное обеспечение в России……………………………………………...47
3.1. Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации: опыт Конституционного Суда РФ…47 3.2. Проблемы реализации в России права на пенсионное обеспечение в свете конституционного принципа социального государства………………..58
Заключение ……………………………………………………………………....68
Список использованных источников и литературы ....………………………..72
Введение
Актуальность исследования. Развитие конституционного права за последние сто лет неуклонно шло по пути все большей социализации и гуманизации норм и принципов. В начале XX века в России и с середины прошлого века в странах Европы начали зарождаться элементы социального государства, важнейшей частью которого стало провозглашение социальноэкономических и культурных прав личности. Эти фундаментальные, базовые на сегодня права были закреплены в ряде международных документов в сфере прав человека, таких как Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, а также Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 года. Россия, имплементировав эти нормы в свое конституционное законодательство, взяла курс на обеспечение социальных прав личности на своей территории, важнейшее место среди которых занимает право на социальное обеспечение. Именно гарантирование этого права показывает заботу государства о своих гражданах, защиту витальных потребностей граждан. Особенно это касается социально незащищенных категорий населения, таких как инвалиды, пенсионеры, беременные женщины и так далее.
Соответственно без полноценного обеспечения в Российской Федерации права личности на социальное обеспечение нельзя говорить о существовании в нашей стране социального государства. Учитывая негативные тренды, которые наблюдаются в нашей стране в последние десятилетия, можно констатировать постепенное сокращение государством своей социальной функции и отход от конституционной модели социального государства. По замечанию Председателя Конституционного суда РФ В.Д. Зорькина «в настоящее время главным источником напряженностей в российском обществе является нерешенность социально-экономических проблем, в том числе недостаточная защита социальных прав граждан»1.
Основной закон нашей страны в своих статьях закрепляет положения о социальной защите и социальном обеспечении, однако однозначного понимания и содержания этих категорий Конституция РФ не предлагает.
Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по нескольким статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не
выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий. Все это обусловливают актуальность данного исследования.
В связи с этим, приобретает актуальность изучения прав человека на социальное обеспечение в Российской Федерации как одного из составных элементов института социальных прав и свобод человека и гражданина, определения их места в системе основных прав и свобод человека и гражданина.
Цель работы состоит в определении места и роли социального обеспечения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, в выявлении проблем их реализации, а также путей их решения.
Задачи исследования заключаются в необходимости:
— изучить понятие, место и роль конституционного права на социальное обеспечение в системе социальных прав и свобод человека и гражданина;
— рассмотреть российское социальное государство как
конституционную основу обеспечения права на социальное обеспечение;
— изучить конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации права граждан на социальное обеспечение;
— проанализировать механизм реализации права граждан Российской
Федерации на социальное обеспечение;
— выявить проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации через опыт
Конституционного Суда РФ.
Объектом работы являются конституционно-правовые отношения, которые возникают и развиваются в процессе реализации прав на социальное обеспечение гражданин в России.
Предметᅚ работы – доктринальные источники, нормативно-правовой массив, а также материалы правоприменительной практики по вопросу реализации прав на социальное обеспечение граждан России.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как: диалектический, сравнительно-правовой, историкоправовой, формально-логический и другие.
Нормативная база работы
включает в себя нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления социального обеспечения граждан РФ, в частности, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и другие.
Степень научной разработанности темы. Работа включает анализ трудов ученых-правоведов, специалистов в рассматриваемой теме, таких как Авакьян С. А. Аверин А.Н., Аскназий С.И., Баглай М.В., Байматов П.Н., Безина А.К., Березина Т.А., Бароцкая К.Б., Богданова Н.А., Васильева Ю.В., Венгеров А.Б., Захаров М.Л., Иваненко В.А., Кальченко Н.В., Карданова И.В., Кузнецова О. В., Маленко О.О., Мирзоев П.З., Невинский В.В. Осадчих
А.И., Петрова Л.Р. и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации
1.1. Понятие, место и роль конституционного права на социальное
обеспечение в системе социальных прав и свобод личности
Конституцией РФ 1993 года закреплены положения, согласно которым Россия является социальным государством: «Российская Федерация — социальное государство, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»23.
Однако конкретного определения понятия «социальное государство» законодатель не дал. Профессор С. А. Авакьян определяет социальное государство через положения, закрепленные в ст. 7 Конституция РФ. Он пишет, что государство может считаться социальным если оно:
-
Создает условия для свободного труда, -
Заботиться о здоровье людей, -
Создает предпосылки для свободного развития
личности,
-
Оказывает помощь и заботу гражданам, которые не способны обеспечить себе достойную жизнь. 4
В. Г. Постников социальное государство определяет через «исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества. Эволюция и перспективы развития социальных функций государства в этой связи всегда будут зависеть не только от тех целей, которые ставит перед собой государство как официальный представитель всего общества, но и от соотношения социально-политических сил»5.
Интересным кажется определение профессора М. В. Баглая, который определяет социальное государство, как государство, «которое берет на себя обязанности заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»6.
Не имея в научной среде единого определения понятию социальное государство, на первое место в этом вопросе встают конституционные социальные права, которые играют определяющую роль.
Классически выделяют те права, которые непосредственно закреплены в Основном законе страны:
-
право на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37); -
право на отдых (п.5 ст. 37); -
право на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); -
право на социальное обеспечение (ст. 39); -
право на жилище (ст. 42); -
право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); -
право на экологическую безопасность (ст. 42); -
право на образование (ст. 43); -
право на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).