Файл: Алтайский государственный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19.

Кроме общеправовых принципов ученые выделяют отраслевые, межотраслевые принципы. В вопросе формулировки, количества и содержания принципов социального обеспечения наука не выработала единого подхода.

Профессор Е. Е, Мачульская считает следующие принципы присущие социальному обеспечению: «всеобщность; финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природноклиматической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом»20.

С. И. Кобзева, наряду с всеобщностью и дифференциацией, называет еще ряд принципов: осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты из прав21.

Э. Г. Тучкова определяет следующие принципы: «осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровней обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не нижу прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защита их прав»22.

П. Н. Байматов считает, что важнейшими конституционно-правовыми принципам права на социальное обеспечение на современном историческом этапе является: «принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти в Российской Федерации в сфере реализации права на социальное обеспечение с учетом федеративного устройства государства; принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; принцип финансирования социального обеспечения за счет средств бюджетов всех уровней»
23.

Особенностью принципов права социального обеспечения является то, что нормы, призванные регулировать соответствующие общественные отношения по своему характеру являются распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды старых, больных людей, инвалидов, семей с детьми, безработных, бедных. Ресурсы эти ограничены (в силу как объективных, так и субъективных причин), что служит причиной нереализованности в РФ до настоящего времени многих основополагающих идей социального обеспечения (например, право каждого на достаточный жизненный уровень).

Е. Ю. Романов выделяет в свою очередь три главных «принципа права социального обеспечения:

  1. Всеобщность социального обеспечения.

  2. Многообразие оснований и видов социального обеспечения.

  3. Дифференциация социального обеспечения на основании признаваемых государством социально значимых обстоятельств.

На наш взгляд следует выделять следующие принципы: всеобщность социального обеспечения; дифференциация видов, условий и уровней обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

Те принципы, на которых базируется современное право на социальное обеспечение, претерпело значительные изменения со временем. Сильное развитие, всеобщность применения, разнообразие жизненных ситуаций, для которых были разработаны социальные бонусы и значительный рывок, был сделан в советское время. Некоторые авторы считают, что не правомочно ставить в заслуги социалистическому наследию авторство социальных прав, однако отрицать факт приоритета, глубины и разнообразия социального обеспечения именно в это время невозможно.

Конституционное закрепление социальных прав в нашем государстве началось с победы Великой Октябрьской социалистической революции. Лозунги борьбы большевиков превратились в программные положения политической линии. Отмена частной собственности, 8-часовой рабочий день, ежегодные оплачиваемые отпуска, система бесплатного здравоохранения и образования были заложены в 1918 году. Однако первое время большевики не могли обеспечить в полной мере теми социальными гарантиями, которые были заявлены, потому что не вся частная собственность сразу перешла в руки государства, да и военная разруха сказывалась на этом. Именно поэтому в конституции 1918 года не было закреплено пенсионное обеспечение и право на отдых

24.

При этом Конституция РСФСР 1918 года закрепила положения о всеобщем доступе к образованию: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование»25.

Существует мнение, что социально ориентированное государство коим являлся СССР порождает инфантилизм, иждивенство, нахлебничество и тунеядство, потому что граждане знают, что могут получить помощь от государства не стремятся развиваться, да и вообще хоть что-то делать. Однако такие обвинения в адрес СССР не верны. Ведь еще в 1918 году в Основном законе были закреплены не только социальные права граждан, но и обязанности. Такого не было ни в одной из стран мира. Статья 18 гласит: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: "Не трудящийся да не ест"». Идеология и всеобщая трудовая повинность нивелировала такие пороки как иждивение и тунеядство.

Следующий важный этап — это Конституция СССР 1936 года. Страна развивалась стремительными темпами, а вместе с ней и социальные права. В Новой конституции нашли свое закрепление такие важные социальные права как право на труд, право на отдых, в том числе и ежемесячны оплачиваемый отпуск. Появилось право трудящихся на материальное обеспечение в старости, а также в случае потери трудоспособности.

Важным становиться то, что ранее декларируемые принципы в исследуемые период могут реализовываться в полной мере. Интересно, что развитая экономика и победа над безработицей дала возможность убрать из Основного закона такую социальную гарантию, как пособие по безработице: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности». Примечательно, что во втором абзаце 120 статьи описывается, за счет каких действий будет осуществлено это право: «Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов». Среди прочего особо выделяется право на пользование широкой сети курортов, такого в современном законодательстве не найти.

При этом положение про труд также претерпевает изменения, если ранее было закреплен принцип «Не трудящийся да не ест», то сейчас это принцип дополняется другим: «от каждого по его способности, каждому - по его труду». В этом положении закреплен не только общеобязательность, но и равноправие, и индивидуальный подход. Кроме того, ст. 130 закрепила обязанность «блюсти дисциплину труда».


В целом в СССР создается особое отношение к труда. Это не только право и обязанность человека, а также уважение и почет. За выдающиеся заслуги в труде работники награждались медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Высшей наградой за трудовой героизм было звание Героя Социалистического труда.

Впервые в Конституции СССР 1936 года было закреплено и право на образование. В этом была большая необходимость. В результате культурной революции неуклонно повышались духовные запросы советского человека. Без развития широкой сети всякого рода учебных заведений и культурнопросветительных учреждений удовлетворить их было невозможно. Во второй половине 30-х годов в соответствии с Конституцией расширяется сеть высших и средних специальных учебных заведений, создаются различные формы профессионально-технического образования.

Таким образом, СССР не только провозгласила главной задачей реализацию социально-экономических прав, но и воплотила их в жизнь. Страна внесла огромный вклад в обоснование, закрепление, обеспечение и развитие этих прав, оказав тем самым существенное влияние на их всемерное распространение и закрепление сначала на внутригосударственном, а затем и на международном уровне.

Жестокость и античеловечность войны значительно повлияли на мировой взгляд на права человека. В 1948 году принимается Всеобщая декларация прав человека, в 1950 г. — Европейская конвенция о правах человека, в 1966 г. — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые включают не только фундаментальные права человека и гражданина, но и права «второго поколения», т.е. экономические, социальные и культурные права. Проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную.

Стоит сказать, что в советское время не было отдельной категории социальных прав. Они всегда шли в тандеме с экономическими. Основа же их была схожей с современным пониманием социальных прав, т.е. обеспечением нормальной жизнедеятельности в обществе (через обеспечение в жилище, пище, отдыхе, поддержании здоровья и нормального уровня жизни).

В 1977 году принимается новая Конституция, которая в свою очередь еще сильнее расширила категорию социально-экономических прав. Ст. 15 основного закона закрепила следующий принцип: «Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей».


Как отмечает Н. С. Бондарь, в этот период социальные права наполнились качественно новым содержанием. Теперь главным стало не только обеспечение естественными условиями экономического и социального освобождения личности (ликвидация безграмотности, свобода от эксплуатации и безработицы), но и предоставление ценностей, связанных с обеспечением возможностей для развития творческих сил, способностей и дарований граждан, углублением самоуправления в экономике26.

Новая конституция, к примеру, расширила и наполнила новым содержанием право на образование: « Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования» (ст. 45).

Довоенная мобилизация сил и труда закончилась, и право на труд претерпело изменения относительно предыдущего периода. Теперь оно дополнилось правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием.

Социальная защищенность граждан в СССР существовало и оказывала воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав «второго поколения». Система социально-экономических прав в СССР превосходила системы социальных гарантий даже наиболее развитых стран и по праву считалась предметов гордости нашей страны.

После «горбачевской перестройки» был взят курс на либерализацию страны, который привел к распаду СССР. В 1993 году была принята новая конституция, которая закрепила принципы, действующие и по настоящее время.

Принципы современной конституции, несмотря на провозглашение России социальным государством, значительно сократили круг прав на социальное обеспечение, которые существовали в предыдущий период. В настоящее время формулировкам социальных прав присуща лаконичность, обобщённость, что дает волю для вольности толкования реализации прав.